Институт Философии
Российской Академии Наук




  Елена Вячеславовна Ознобкина (1959 – 2010)
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор аналитической антропологии » Мемориально-историческая страница » In memoriam. Елена Ознобкина (1959-2010), Сергей Земляной (1949-2012) » Елена Вячеславовна Ознобкина (1959 – 2010)

Елена Вячеславовна Ознобкина (1959 – 2010)

Родилась в Москве 25 апреля 1959 г.

Выпускница кафедры зарубежной философии философского факультета МГУ (1982 г.) Научный сотрудник сектора аналитической антропологии ИФАН. Зам. гл. редактора журнала «Индекс/Досье на цензуру» и приложения к нему (издание «Неволя») с 1996 по 2004 г.

Кандидат философских наук, 1987 г. Диссертация по теме: «Соотношение этики и онтологии в классической и современной западной философии (К вопросу о хайдеггеровской критике И. Канта)», ИНАФ.

Сфера научных интересов

Современная философия, социальная философия, философия наказания.

 Лекционные курсы

  •  1993/1994 уч. год—РГГУ —«Введение в философскую антропологию».
  • 1994/1995 уч. год—РГГУ —«Проблематика телесности в философии Нового времени. Декарт, Спиноза, Лейбниц».
  • 1995 уч. год—РГГУ —«Проблематика телесности в трактатах Декарта „Описание человеческого тела…“ и „Страсти души“».
  • 1996 уч. год—РГГУ «„Антропология“ И. Канта. Опыт современного прочтения». 2010-3_Logos.indb 202 13.08.2010 16:56:16Л{|{} 3 (76) 2010 203
  • 1997 уч. год—РГГУ —«Критика способности суждения И. Канта в контексте современной мысли».
  • 1999 уч. год—ГУГН —«Пропедевтика к антропологии власти (Элиас Канетти «Масса и власть» и А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)».
  • 2000 – 2002 уч. год—ГУГН —«Классическая и современная философия наказания» (2 варианта).
  • 2008 —РГГУ —подготовка курса по философии Ницше, который будет строиться с учетом впервые вышедших на русском языке томов наследия Ф. Ницше.

Книги

  • Избранные работы. Статьи, рецензии, воспоминания / Сост. и ред. А.Г. Жаворонков.– М.: Культурная революция, 2019. 388 с. 

Статьи, рецензии и тезисы

  • Научное познание и проблема истины в интерпретации М.Хайдеггера. В кн.: Проблема истины в современной западноевропейской философии. Под. ред. А.Яковлева. — М.: Ин-т философии АН СССР, 1987. С. 46-60.
  • Некоторые актуальные аспекты проблемы науки в философии Хайдеггера. В кн.: Методологические вопросы современной философии. (Тезисы к конференции). — М.: Ин-т философии АН СССР, 1988. С. 148-150.
  • Своеобразие хайдеггеровской постановки вопроса о технике. В кн.: Философская культура и образование в современных условиях. (Тезисы к конференции). — М.: Ин-т философии АН СССР, 1988.
  • Образ будущего в философии Хайдеггера. В кн.: Философия о будущем человечества. Под ред. А.Руткевича. М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. С. 42-50.
  • К вопросу о хайдеггеровской интерпретации философии И.Канта. В кн.: Историко-философский ежегодник – 89 . Под.ред. Н.Мотрошиловой. — М., Наука, 1989. С. 125-148.
  • «Точка схода» и «фигура возврата» в опыте мысли Мераба Мамардашвили. В кн.: Встреча с Декартом. — М.: Ad Marginem, 1996. С. 143-148.
  • Необязательные заметки о теории Беллы Баллаша // Киноведческие записки. № 29, 1996.
  • Проблема конституирования телесности в «Идеях-2» Эдмунда Гуссерля. (Тезисы к докладу на конференции в Праге, рукопись.) 1997.
  • Анализ трактата Декарта «Описание человеческого тела…» В кн.: Бессмертие философских идей Декарта. — М.: ИФРАН, 1997. С. 102-110.
  • Мыслить Прустом, мыслить Декартом, мыслить Кантом. В кн.: Произведенное и названное. — М.: Ad Marginem, 1998.
  • Тюрьма или ГУЛАГ // Новый мир. № 10, 2000. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/10/ozn.html
  • Выживающий (к антропологии власти Э.Канетти). В кн.: «Авто-био-графия». Тетради по аналитической антропологии. — М.: Гнозис, 2000. С. 282-295.
  • «Страсти души» // Этика: Энциклопедический словарь (под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова). — М.: Гардарики, 2001. С. 474-475.
  • Путь в философии по Хайдеггеру. В кн.: Путь в философию. Антология. — М., Университетская книга, 2001. С. 159-161.
  • Предисловие в кн. Л. Альперн «Сон и явь женской тюрьмы». — Спб.: Алетейя, 2004.
  • Моя утопия. К проблеме смертной казни // Новый мир. № 9, 2005. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2005/9/oz8.html
  • Смертная казнь // Развитие личности. № 3, 2005. С. 105-120. http://rl-online.ru/articles/Rl03_05/352.html
  • Статьи: ОМОН, Сахаров, Научный коммунизм, Преступление, ГУЛАГ, Тюрьмы, Хельсинкская группа, Демократическое движение, Правозащитные организации, Милиция — для издания: «The Encyclopedia of Contemporary Russian Culture». Routledge Ltd., 2006.
  • Послесловие редактора // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и каждого. / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского; пер. комментария А.Г. Жаворонкова; научн. ред. Е.В. Ознобкина. — М., Культурная революция, 2007.
  • О редактуре «Заратустры» // Русский журнал (Интернет-издание) от 4 июня 2007 г. http://www.russ.ru/layout/set/print/pole/O-redakture-Zaratustry
  • Заметки о философии Мераба Мамардашвили. В кн.: Мераб Константинович Мамардашвили (под ред. Н. Мотрошиловой). М., РОССПЭН, 2009. С. 33-41.
  • Научные рефераты работ западных философов и историков философии (в том числе книг и статей М.Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, Э.Левинаса, Ф.Каульбаха, Х.Отта, А.Швана и др.). Опубликованы в 1987 – 1992 гг. в Информационном бюллетене Института научной информации по общественным наукам (РЖ, серия «Западная философия».)
  • Обзоры выходящей философской литературы. Опубликованы в журналах «Новый мир» (1992, №8, с.251-253; 1993, №1, с.250-253) и «Путь»(1993, №3).
  • Обзор книг. I. Русский космизм. Антология философской мысли. II. Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. III. «Арс». Российский журнал искусств. Тематический выпуск «Бездна» // Новый мир, № 2 – 1994. 
  • Обзор книг. Мартин Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления. II. Мартин Хайдеггер. Избранные произведения // Новый мир, 7 – 1994. 
  • Одинокий картезианец. (К выходу книги Мераба Мамардашвили «Картезианские размышления»). Новый мир, 1994, № 6, с.229-230. 
  • Книга для всех и ни для кого. (К выходу книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» в пер. Я. Голосовкера) // Новый мир, 1995, № 9. с.241-243. 
  • Рец. на перевод книги М. Хайдеггера «Пролегомены к истории понятия времени» и книгу Я. Голосовкера «Засекреченный секрет» // Новый мир , 1999 - № 8.
  • Рец. на выход книги В. Клемперера «Язык третьего Рейха» // журнал «Открытая политика», № 3 – 1999.
  • «...Громадная задача философского обживания русского языка...» (К выходу перевода «Бытия и времени» В. Бибихина) Новый мир, №1 – 1998. 
  • Элиас Канетти. Масса и власть. Интервью с Л. Иониным // Журнал «Пушкин», № 1 - 1997, с.10 –13.
  • Валерий Подорога не озабочен собой. Интервью с В. Подорогой // Журнал «Пушкин», № 3 – 1997. С. 8-12. 
  • Обзор философской книжной серии «Пирамида» (приложение к журналу «Логос») // Новый мир, № 8 – 1996. 
  • Обзор книг. I. О. Пахомова, М. Темчин. Драка с разных точек зрения. II. Н. Ерофеева. Социология. Практический курс. III. А. Доброхотов. Введение в философию // Новый мир, № 11 – 1996. 
  • «Начало совершилось, человек сотворен был» (о работе Х. Арендт «Истоки тоталитаризма») // Новый мир, № 5 – 1997. 
  • …Громадная задача философского обживания русского языка… (о переводе книги Мартина Хайдеггера «Бытие и время», сделанном Владимиром Бибихиным) // Новый мир, № 1 – 1998. 
  • «…на край возможности человека» (о новой тюремной прозе Наума Нима) // Новый мир, № 4 – 1998. 
  • Кант без кантианства (о работе Э.Кассирера «Жизнь и учение Канта») //Литературное обозрение, № 4 – 1998.
  • Обзор книг. Людмила Поликовская. Мы предчувствие. Предтеча... Площадь Маяковского 1958 — 1965 // Новый мир, № 12 – 1998. 
  • Порыв к трансцендентному. (К выходу книги П. Гайденко «Прорыв к трансцендентному») Новый мир, № 8 – 1998. 
  • Библия для женщин? (К выходу русского перевода книги С. Бовуар «Второй пол») // Новый мир, № 9 – 1998. 
  • Рецензия на книгу В. Клемперера «Язык третьего Рейха» // Открытая политика, № 3 – 1999.
  • Случайный кинематограф жизни (Сергей Каледин. На подлодке золотой) // Новый мир, № 7 – 1999. 
  • 22. Рец. на книги: М. Хайдеггер. Пролегомены к истории понятия времени; Я. Голосовкер. Засекреченный секрет. Философская проза. // Новый мир, № 8 – 1999. 
  • Беседа с Н. Мотрошиловой // Журнал «Логос», № 1 – 2000, с.18-27. 
  • Сны о себе (рец. на прозу О. Павлова) // Новый мир, № 3 – 2000. 
  • Город радости и счастья (на прозу А. Волоса) // Новый мир, №12-2000. 
  • Власть должна быть вменяема ( на книгу Арье Найер «Военные преступления: Геноцид. Террор. Борьба за правосудие») // Индекс/Досье на цензуру, «Nota bene» от 13 декабря 2000.
  • Новое отечественное исследованиепреступности, наркомании, проституции... (анонс книги «Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). Тенденции и социологическое осмысление». Отв.ред. Я.И.Гилинский) // Индекс/Досье на цензуру, «Nota bene» от 13 сентября 2000 г. 
  • «Это болезненно придуманная война» (на книгу Эльвира Горюхина «Путешествия учительницы на Кавказ») // Индекс/Досье на цензуру, «Nota bene» от 9 января 2001 г. 
  • Размышления об особенностях правозащитной борьбы с расизмом... (анонс книги Владимир Малахов Скромное обаяние расизма и другие статьи // Индекс/Досье на цензуру, «Nota bene» от 30 мая 2001 г. 
  • Аналитические обзоры об институтах наказания в современном мире. Опубликованы в Интернет-издании «Тюрьма» 2002 – 2004 гг.
  • Истина, скрывающая, что ее нет (на книги Ж. Бодрийяра) // Новый мир, № 3-2001. 
  • Подборка рецензий «Книжная полка Елены Ознобкиной» // Новый мир, №8-2001. 
  • Автобиография времени (на прозу В.Одоевского) // Новый мир, №2-2002. 
  • Мишель Фуко в России (на книгу: Мишель Фуко и Россия. Сб. статей под ред. О. Хархордина) // Критическая масса, № 1 – 2002. С. 113-115.
  • СМИ как форма господства (на книгу: Пьер Бурдье «О телевидении») // Новое время, № 5 – 2003.
  • Жизнь философа (на книгу: Рюдигер Сафрански «Хайдеггер. Германский мастер и его время») // Новый мир, № 4 – 2003. 
  • «Я слишком счастлива в этом мире» (на книгу: Елена Келлер. История моей жизни). // Новое время, № 21 – 2003.
  • С позиции этики вида homo sapiens (на книгу: Юрген Хабермас. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике?). // Космополис, № 2(4) – 2003. Рец. на книгу: А. Олейник. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. // Критическая масса, № 1 – 2003.
  • Новый профессиональный форум (на журнал: Punishment & Society. The International Journal of Penology) // Отечественные записки, № 2 – 2003. 
  • Фрагменты биографии ( на книгу: Мишель Фуко. Интеллектуалы и власть) // Новое время, № 12 – 2003.
  • Философия криминологии (на книгу: Нильс Кристи. Ответ насилию. В поисках чудовищ) // Отечественные записки, № 2 – 2003. 
  • Рец. на книгу: Артур Кестлер, Альбер Камю. Размышления о смертной казни. — Космополис, № 2(8) лето – 2004 . С. 207–210. 
  • Честность философа (на книгу: Н.В. Мотрошилова. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. — Синий диван, № 5 – 2005. С. 213-216.
  • Общество без наркотиков – это разрушительная иллюзия (на книгу: Нильс Кристи, Кеттиль Бруун. Удобный враг. Политика борьбы с наркотиками в Скандинавии) // Критическая масса, № 1 – 2005. 
  • «…я немного Диоген в бочке» (на книгу: Евдокия Николаевская. Жизнь не имеет жалости. Письма 1922-1935 гг. сыну Борису Ивановичу Николаевскому из Оренбурга и Москвы в Берлин и Париж) // Новое время, № 40 – 2005.
  • «Я сдал гильотину в музей…» (на книгу: Робер Бадантер Отмена смертной казни) // Новое время, № 47. 2005.
  • «Существует ли постсоветский феминизм?: постсоветские женщины в политике, любви и искусстве». Интервью для журнала «Гендерные исследования». Харьков, 2007.
  • Необычная криминология (на книгу: Нильс Кристи. Удобное количество преступлений) // Русский журнал от 20 декабря 2006 г. 

 

 


Редакторские работы

 

  • Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1992 (ред. совм. с Н. Мотрошиловой, В. Подорогой, В. Бибихиным и др.).
  • Материалы круглого стола по философии М. Хайдеггера\ Логос. 1992. № 2 (подг. к печ. совм. с М. Маяцким).
  • Философские маргиналии. М.: Ин-т философии АН СССР, 1992.
  • КГБ: вчера, сегодня, завтра. Первая международная конференция: пленар ные заседания и дискуссии: 19 – 21 февраля 1993 года. М.: Общественный Фонд «Гласность», Фонд «Культурная инициатива», 1993.
  • Ежегодник’93 Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. М.: Ad Marginem, 1994 (ред. совм. с Е. Петровской).
  • Ред. (научная сверка) Ф. Ницше. Так говорил Заратустра / Пер. Я. Голосовкера. М.: Прогресс, 1994.
  • КГБ: вчера, сегодня, завтра. Третья международная конференция: 1 – 3 октября 1993 года: доклады и дискуссия. М.: Общественный Фонд «Гласность», 1995 (ред. совм. с Л. Исаковой, С. Григорьянцом).
  • КГБ: вчера, сегодня, завтра. Международные конференции и круглые столы: законодательство, общественный контроль, спецслужбы и права человека. М.: Общественный Фонд «Гласность», 1995 (ред. совм. с Л. Исаковой, В. Ойвиным, Е. Гришиной).
  • Мераб Мамардашвили. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995 (ред. совм. с И. Мамардашвили и Ю. Сенокосовым).
  • Война в Чечне. Международный Трибунал. М.: Салмус, 1995 (ред. совм. с Л. Исаковой).
  • Война в Чечне. Международный трибунал: Материалы опроса свидетелей. Первая сессия. М.: Общественный фонд «Гласность», 1996 (ред. совм. с Л. Исаковой).
  • Мераб Мамардашвили. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.
  • «Авто-био-графия». Тетради по аналитической антропологии. М.: Гнозис, 2000.
  • Вадим Руднев. Божественный Людвиг. Витгенштейн: формы жизни. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002.
  • Нильс Кристи. Плотность общества. М.: Центр содействия реформе уго- ловного правосудия, 2001.
  • Людмила Альперн. Сон и явь женской тюрьмы. Спб.: Алетейя, 2004.
  • Лестер Эмбри. «Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в фено- менологию» / Пер. с англ. В. Молчанов. М.: Три Квадрата, 2005.
  • Э. Гуссерль. Избранная философская переписка. М.: Феноменология-Герменевтика, 2004.
  • Э. Мах. Анализ ощущений. М.: Территория будущего, 2005.
  • Э. Гуссерль. Избранное. М.: Территория будущего, 2005.
  • Гришина Е. Правозащитная информация NON-Stop: опыт работы информационного центра. М.: Центр общественной информации, 2006.
  • Валерий Подорога. Мимесис. Т. 1. М.: Культурная революция, 2006.
  • Виталий Куренной. Раннее феноменологическое движение. (не закончена).
  • Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге / под общ. ред. Н. Плотникова. М.: Модест Колеров, 2007.
  • Ф. Ницше. Так говорил Заратустра / Пер. Ю. Антоновского. Собр. соч. в 13-ти тт. Т. 4. М.: Культурная революция, 2007.
  • Гертруда Кох. Масса берет свое? Этюд к проблеме массовой культуры / Синий диван. Вып. 8.
  • Этос науки. Сб. ИФ РАН. М.: Academia, 2007 (совм. с Н. К. Лошкаревой).
  • Ред. Словарь современной западной философии / под ред. В. Малахова и В. Филатова (совм. с А. Жаворонковым). М.: Культурная Революция, 2008.
  • Ф. Ницше. Наследие 1882 – 1884 гг. Собр. соч. в 13-ти тт. Т. 10. Редактор перевода (совм. с А. Жаворонковым). М.: Культурная революция (выход тома планируется в конце 2010 г.).

 

  

Воспоминания друзей

Валерий Подорога о Елене Ознобкиной. In memoriam. Слова прощания



Сколько потерь? Почему так часто уходят от нас наиболее талантливые и замечательные, те, для которых жизнь была не просто чудесным даром, но смыслом, они знали, зачем они здесь…

Звонок: «Валера, есть минутка?» — я слышу голос Лены, так обычно начинался наш долгий разговор по телефону о том и о сем, о жизни, и, конечно, о работе и надеждах. Хотя многие годы жизнь Лены проходила на моих глазах, я так и не смог понять, какая внутренняя сила нужна человеку, чтобы жить, не замечая собственных страданий и боли. Для меня Лена была на одной стороне жизни, а ее болезнь—на другой, и соединить их, как мне кажется, Лена не позволяла никому. Поэтому нет другого образа: вспоминается Лена всегда живая, остроумная и открытая, готовая к решению творческих задач и поступкам. Помню ее замечательную защиту кандидатской, помню ее радостной и подвижной на конференции в Дубровнике, помню как после сессии мы плыли на перегонки в тихом заливчике отеля среди скал и желтого песка, — счастливые времена!

Обладая философским складом ума, замечательной работоспособностью, Лена была одним из ведущих научных сотрудников сектора аналитической антропологии Института философии РАН (с самого основания сектора в начале 90-х годов). Планов у Лены было всегда много: прежде всего она хотела когда-нибудь написать большую работу о «Тюрьме», вести семинары, заниматься с аспирантами и студентами, активно участвовать в научной, общественной и правозащитной деятельности. Никогда не отказывалась она от издательско-редакторской и переводческой работы. И потом такая степень ответственности и организованности в труде, которую редко встретишь сегодня. Ее самоотверженная деятельность в качестве редактора известного правозащитного издания «Досье на цензуру» заслуживает восхищения. Вспоминаю, как мы работали над переводом «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше. Лена провела громадную работу по сверке всех русских переводов с оригиналом и предложила ряд языковых «обновлений», которые мы потом достаточно долго и детально обсуждали. Я уж не говорю о проницательности Лены как редактора и переводчика, тонко чувствующего стилистику немецкого философствования (фрагменты переводов Э. Гуссерля, Ф. Ницше, М. Хайдеггера). В этом я убеждался многократно, особенно в ее работе над моей рукописью «Мимесис. Аналитическая антропология литературы. Том 1» (2006). Участие и поддержка, заинтересованность в улучшении чужого труда, какая-то удивительная мягкая и доброжелательная манера наших обсуждений давала мне заряд веры в собственные силы. Ведь есть редакторы, которые бездумно правят, не читая, а есть те, кто не столько правит, сколько понимает то, что читает. Лена была из вторых.

Что же нам остается? Помнить о Лене, коллеге и друге, о той радости творческого общения с ней, которой нам сейчас так не хватает.

 

Андрей Парамонов о Елене Ознобкиной

 

14 марта 2010 года после тяжелой продолжительной болезни скончалась Елена Вячеславовна Ознобкина.

Е. В. Ознобкина — кандидат философских наук, сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН, специалист в области классической и современной западной философии, автор работ по М. Хайдеггеру, И. Канту, Р. Декарту, Ф. Ницше, Э. Канетти, М. Мамардашвили, заместитель главного редактора журналов «Индекс / Досье на цензуру» и «Неволя», автор многочисленных рецензий и обзоров в ведущих российских журналах, переводчик, научный редактор целого ряда научных монографий и сборников, среди которых первое русское Полное собрание сочинений Ф. Ницше, «Избранная философская переписка» Э. Гуссерля, «Кантианские вариации» и «Лекции о Прусте» М. Мамардашвили, «Мимесис. Антропология литературы» В. Подороги, «Сон и явь женской тюрьмы» Л. Альперн и др.

Лена останется в нашей памяти открытым людям и миру, удивительно отзывчивым, сострадающим, принципиальным и мужественным человеком.

Лена родилась 25 апреля 1959 г. в Москве. В 1966 г. пошла в первый класс школы в г.Обнинске. Позднее семья переехала в Москву, и Лена заканчивает 8-й класс уже в Москве в школе № 280, а затем в 9 – 10  классах учится в школе № 308. В 10-м классе становится победителем олимпиады по философии, проводимой МГУ, но поступить на философский факультет в год окончания школы ей не удается. Студенткой дневного отделения философского факультета МГУ она становится в следующем—1977—году. С 1982 г. после окончания Университета (тема диплома «Единство проблематики трех „Критик“ Канта») Лена работает по распределению ассистентом кафедры марксистско-ленинской философии Московского института инженеров сельскохозяйственного производства Министерства сельского хозяйства СССР. В 1985 г. поступает в очную аспирантуру Института философии АН СССР.

После окончания аспирантуры и успешной защиты диссертации по Хайдеггеру в 1998 г. она становится сотрудником Института философии. В секторе аналитической антропологии (сначала секторе постклассических проблем в философии), возглавляемом В. А. Подорогой, она проработает более двадцати лет. Ее многолетняя плодотворная работа в области философии будет отмечена в 1999 г. почетной грамотой Института.

С декабря 1995 по декабрь 1998 г. Лена является также сотрудником Общественного фонда «Гласность», возглавляемого С. И. Григорьянцем. Она участвует в организации первых трех международных конференций «КГБ: вчера, сегодня, завтра» в 1993, 1994, 1995 гг., проводит большую работу в качестве редактора сборников материалов конференций. В 1994 г. работает в Комиссии общественного расследования по Чечне. Собранные Комиссией материалы будут переданы в Международный общественный трибунал по Чечне, который был учрежден летом 1995 г. в Москве по инициативе фонда «Гласность».

В те же 1993 – 1995 гг. Лена читает в РГГУ курсы лекций по проблемам антропологии в философии Нового времени, ведет семинары по проблеме наказания. В 1993 / 1994 учебном году читает курс лекций «Введение в философскую антропологию», в 1994 / 1995 гг.—курс «Проблематика телесности в философии Нового времени. Декарт, Спиноза, Лейбниц», в 1995 г. — курс «Проблематика телесности в трактатах Декарта „Описание человеческого тела…“ и «Страсти души»».

В 1995 г. выходят «Лекции о Прусте» М. К. Мамардашвили, а в 1997 г. его «Кантианские вариации».

Лена участвовала в подготовке этих изданий в качестве редактора. В августе 1996 г. несмотря на усиливающиеся проблемы со здоровьем она настаивает на своем участии в выездной сессии Международного трибунала в Хасавюрте (Дагестан) по проведению опроса свидетелей событий в Чечне. Собранные Трибуналом на сессиях в Стокгольме, Москве, Праге, Хасавюрте, Грозном показания свидетелей и заключения международных экспертов опубликованы фондом «Гласность» в 1995 – 1998 гг. в четырех книгах. Лена была одним из редакторов этого издания.

В конце 1996 г. Лена становится заместителем главного редактора журнала «Индекс / Досье на цензуру» (главный редактор— Наум Ним), учрежденного тогда Фондом защиты гласности по инициативе редакции всемирно известного журнала «Index on Censorship». Пилотный номер русского «Индекса» вышел в июне 1996 г. Несмотря на ухудшение здоровья Лена не прекращает педагогическую деятельность и каждый год представляет новые курсы лекций.

В 1996 учебном году в РГГУ она читает курс лекций «„Антропология“ И. Канта. Опыт современного прочтения», в 1997 г.—курс «„Критика способности суждения“ И. Канта в контексте современной мысли», с 2000 по 2002 гг.—курс «Классическая и современная философия наказания» в ГУГН. Насколько серьезна была для Лены эта сторона ее жизни, говорит то, что в 2008 г., уже не имея возможности физически выходить из дома, она подготовила курс по философии Ницше на основе впервые публикующихся на русском языке томов ницшевского наследия и планировала проводить занятия для студентов РГГУ у себя дома (Лена была одним из соредакторов этого издания).

В 2002 г. она включается в интернет-проект социально-художественного исследования пространств тотального государственного владения жизнью человека «Тюрьма», инициированный «Индексом / Досье на цензуру». Через год проект перерастет в новое периодическое издание—журнал «Неволя», а Лена станет заместителем главного редактора. Первый номер «Неволи» вышел в свет в 2004 г., всего к 2009 г. было издано 20 номеров.

Все это время Лена остается активно работающим автором и редактором научных изданий. С 2007 г. из-за болезни она уже не может покидать квартиру, но продолжает работать, не снижая уровня своей включенности в общественную, научную и культурную жизнь. Рядом с ней всегда телефон, компьютер, книги, рукописи. Ее перу принадлежат статьи и рецензии, которые публикуются в «Новом мире», «Отечественных записках», «Космополисе», «Синем диване», «Новом времени» и др. изданиях, под ее редакцией выходят «Сон и явь женской тюрьмы» Л. Альперн, «Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию» Л. Эмбри, «Избранная философская переписка» и «Избранное» Э. Гуссерля, «Анализ ощущений» Э. Маха, «Мимесис» В. Подороги, «Словарь современной западной философии» и другие книги. Она готовит к изданию «Так говорил Заратустра» и «Наследие 1882 – 1884 гг.» Ф. Ницше. В это же время Лена участвует в подготовке выпусков программы «Облака» В. Ф. Абрамкина на «Радио России», ведет колонку новостей на сайте «Тюрьма и воля». Публикует статьи и переводы по филателии, которая была ее давним увлечением. В 2007 г. открывает авторскую рубрику «Новые марки» в журнале «Филателист».

Общий объем ее редакторской работы, не связанной с выпуском журналов, превышает 500 авторских листов.

 Несмотря на прогрессирующую болезнь Лену не покидало желание вновь обрести возможность самостоятельно двигаться, свободно выходить из дома. В 2009 г. она решается на сложную операцию по протезированию суставов и затем, превозмогая боль, упорно учится заново ходить… Она умерла у себя дома 14 марта 2010 г., не пожелав после случившегося с ней инфаркта оставаться в больнице.