Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный проект (тема исследования: «Социальная теория и жизненный мир человека»)
Главная страница » Ученые » Проекты и направления научной работы » Научно-координационный совет по философским проблемам социальной теории » Научный проект (тема исследования: «Социальная теория и жизненный мир человека»)

Научный проект (тема исследования: «Социальная теория и жизненный мир человека»)

НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ

НАУЧНО-КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ИФ РАН ПО ФИЛОСОФСКИМ ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ


Тема исследования:

«СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»


1. Общие положения (актуальность проекта исследования)

Как известно, понятие и идея «жизненный мир» обязаны своим происхождением философам и прежде всего – основателю философской феноменологии Э. Гуссерлю. Жизненный мир был введен Гуссерлем как рамочная онтологема-ориентир, преодолевающий узкие рамки европейского рационализма. Он искал пути преодоления кризиса, который начинается в головах.  

Идеи позднего Гуссерля, касающиеся интерсубъективного мира непосредственных очевидностей, оказали заметное влияние на концепции А. Шюца и Ю. Хабермаса. Однако и в рамках других философских школ развивались схожие идеи. Так, существуют многочисленные публикации, где проводятся прямые параллели между «жизненным миром» у Гуссерля и «формами жизни» в философии Витгенштейна. Относительно последнего, можно также упомянуть его концепцию «онтологических допущений», образующих сферу общего понимания и делающих возможной коммуникацию. Сюда же примыкает и идея Umwelt, сформулированная в рамках семиотики Я. Икскюлем и развитая Т. Себеоком, направленная на описание функциональных особенностей мировосприятия у особей различных биологических видов, в том числе человека. Концепция этих мыслителей нуждается в дальнейшем переосмыслении и развитии. Они задали вектор и обосновали актуальность исследования жизненного мира, но не определили раз и навсегда его проблемно-содержательные и ценностные рамки.

В этой связи сформулируем актуальность разработки нового научного проекта.

Во-первых, до сих пор жизнемировая проблематика изучалась отдельно в разных разделах и течениях философии, рассматривающих проблемы сознания и духовной жизни. В современной философской литературе чаще всего преобладают феноменологические трактовки, апеллирующие к пониманию Гуссерля. Однако речь идёт не только о возвращении к истокам: от концепта жизненного мира в феноменологии Гуссерля через концепции в социальных науках к целому направлению исследований в философии. Полагаем, чтобы проект такого исследования состоялся (а не превратилась в очередную версию «междисциплинарных исследований»), необходима теория, которая смогла бы увязать все необходимые составляющие (человек, культура, история, сознание, язык), не утратив при этом феноменологического видения и единой онтологической установки.

На наш взгляд, пришло время объединить усилия и наработки отдельных отрядов философов и социальных ученых, чтобы выработать интегративный подход к исследованию и конструированию жизненного мира как отдельной личности, так и различных сообществ (этнокультурных образований, интернет-сообществ и пр.). Ведь изначальный замысел Гуссерля состоял в том, чтобы раздвинуть границы «объективистских» наук, в т.ч. и в изучении человека и общества, а не отмежеваться от них в силу существующего в науке разделения труда и прочих отраслевых проблем.

Мы рассматриваем социальную теорию жизненного мира как полидисциплинарное направление комплексных исследований исторического опыта человеческой субъективности в социальном мире (философская антропология, философия сознания, философия культуры, философии науки, общие социальные теории и др.), опирающееся на мультипарадигмальную методологию (феноменология, аналитическая философия, философия жизни, персонализм, экзистенциализм, герменевтику, этнометодологию и др.).

Во-вторых, мы считаем, что социальную теорию жизненного мира, как и любое другое знание, имеющее комплексный характер, включает в себя все разделы философских исследований – онтологию и эпистемологию, аксиологию и этику, феноменологию и праксиологию. Поэтому сводить его изучение только к феноменологическому пониманию было бы неправомерно. Нам представляется, что назрел момент для создания социально-философской теории жизненного мира.

Такая теория подразумевает нетривиальную интеграцию философских и социальных (и других) исследований, ориентированную не только на поиск концептуальной базы, которая позволила бы сформировать некое «общее видение» дисциплинарно разрозненных исследований, но и на выявление специфических способов определения «резонансов» между последними, способов (далеко не только концептуальных) перехода от одних типов исследований к другим и переноса соответствующих смыслов и сопутствующих им практик, что подразумевает также особое онтологическое измерение и истолкование самого концепта «смысл». Тогда особого внимания заслуживают восходящие к феноменологии и, одновременно, дистанцирующиеся от нее философские и научные стратегии, разрабатываемые такими авторами, как Б. Латур (один из основателей акторно-сетевой теории в социологии науки), И. Стенгерс (известный соавтор И. Пригожина), Ж. Делез (крупный представитель поструктурализма), Л. Брайант (предложивший направление онтикологии) и другими.

В этом отношении кажется целесообразным в рамках предлагаемой программы обращение и к современной Теории сложности (Complex Systems Research или Theory of Complexity), поскольку последняя охватывает чрезвычайно широкий спектр исследовательских практик на радикально новом уровне философской рефлексии. Так, по словам Э. Морена, речь здесь идет «об особой парадигме, каковая выкапывает и реанимирует невинные вопросы, которые мы были вымуштрованы забывать и презирать… [Она предполагает] прогресс познания, который приносит нам неведомое и таинственное. Тайна не открывается только избранным; она освобождает нас от всякой бредовой рационализации, которая претендует на то, чтобы свести реальное к идее, и она несет нам, в поэтической форме, весть о непостижимом и невероятном». Еще раз заметим, что данное направление ведёт к определенным онтологическим сдвигам, именуемые иногда «плоскими онтологиями» (М. Де Ланда).

В таком случае участников проекта могла бы способствовать не только междисциплинарному синтезу, но и междоктринальной конвергенции в российской философии и социальной науке, потребность в которой ощущается тем сильнее, чем больше отечественные философы расходятся по различным школам и направлениям.

В-третьих, такая теория может стать практическим приложением к философии и непосредственным фундаментом для осуществления исследований и проектных разработок в области социальных и гуманитарных наук (интерпретативная антропология, психология, социология и история повседневности, культурология, прикладная этика и пр.). Но состояние сегодняшних социальных исследований напоминает нам «программную эклектику» и плюрализм мнений. Каждый исследователь привносит собственные значения в интерпретацию жизненного мира, опираясь на ту или иную конкретную парадигму и не стремясь к интеграции разных подходов.

Но ведь по словам Х.-Г. Гадамера, Гуссерль с Хайдеггером совершили «переход от мира науки к миру жизни». Как известно, Гуссерль разрабатывал понимание жизненного мира для решения проблемы кризиса европейской культуры. По сути, это означало трансформацию философии познания в философию культуры. Для нас теперь важны также и философские основания социального, и глобальные социокультурные процессы, и динамика культурно-исторических изменений жизненного мира. 

Кроме того, для анализа структуры жизненного мира требуется уточнение и переосмысление используемых в них философских и социально-научных понятий, в т.ч. таких, как «образ жизни», «жизненный путь», «жизненные траектории», «жизненные планы», «жизненные истории», «жизненный выбор», «жизненный стиль», «борьба за существование», «жизненная политика», «жизненная сила», «стремление к жизни», «жажда жизни», «жизненный порыв», «жизненность», «соотнесенность с жизнью», «диалогизм жизни» и пр. Кроме того, следует ввести и обосновать ряд новых понятий, конкретизирующих содержание прогностических и проектных функций современной философии.

Таким образом, необходимость данного проекта продиктована, с одной стороны, целесообразностью разработки проектной онтологии жизненного мира на основе комплексной методологии, а, с другой стороны, потребностью в обосновании конструирования (проектирования) его бытийных основ как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Считаем, что в Институте философии РАН имеются все необходимые предпосылки для работы над данным проектом.

 

2. Цели и задачи проекта:

Цель деятельности участников проекта – создание интегративной (философско-социальной) теории жизненного мира на основе проектной онтологии и комплексной методологии.

Основные задачи:

Содержательные задачи:

– анализ отечественного и зарубежного опыта анализа и конструирования жизненного мира в современной философской и социальной теории;

– разработка теоретических проблем в исследовании и проектировании жизненного мира на базе комплексной методологии, соединяющей в себе достижения феноменологии, аналитической философии, экзистенциализма, постструктурализма и других философских течений;

– изучение прогностических и проектных функций теории жизненного мира с учетом расширения и усложнения поля антропопрактик;

– развитие комплексной методологии в социально-гуманитарных и естественных науках, базирующейся на проектной онтологии (антропологии жизненного мира, «социологии жизни», биополитики и биовласти жизненного мира, пр.);

Организационные задачи:

– продвижение идеи жизненного мира посредством издательской деятельности, в т.ч. издания ежегодного научного альманаха «Вопросы социальной теории» и публикации статей в рецензируемых журналах;

– организация и проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров, круглых столов по теме «Жизненный мир человека: анализ и конструирование»;

– формирование научного сообщества, научных сетей и коммуникаций, организация сотрудничества с отечественными и зарубежными научными центрами в области философии жизненного мира.

 

3. Направления исследований

Что уже сделано по данной проблематике в ИФ РАН:

– разработана концепция мировоззренческих универсалий как обобщенного образа жизненного мира, обоснованы прогностические функции философии (В.С. Степин);

– приведена феноменологическая трактовка жизненного мира человека (Т.И. Ойзерман; см. статью «Феноменологическая концепция философии как духовной культуры»; /elib/Phenom_iskusstva_1.html);

– дана историко-теоретическая интерпретация феноменологии жизненного мира Э. Гуссерля и других мыслителей (Н.В. Мотрошилова, П.С. Гуревич)[1];

– дано представление о соотношении науки и жизненного мира человека (В.А. Лекторский; И.Т. Касавин, В.Г. Федотова и др.): научный проект «Мир знания и жизненный мир человека» (Российско-Украинский проект РГНФ 2005-2007; руководитель В.А. Лекторский); (см. статью И.Т. Касавина: http://cyberleninka.ru/article/n/mir-nauki-i-zhiznennyy-mir-cheloveka; http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000924/st000.shtml)[2];

– показана историчность жизненного мира в философской феноменологии (С.В. Комаров, А.Э. Савин)[3];

– исследован «жизненный мир» как мир интерпретируемых смыслов в феноменологической герменевтике (Е.Н. Шульга)[4];

– изучены логическая структура и смысл жизненного мира на примере современных философских концепций науки (А.Л. Никифоров)[5];

– предложена рефлексивная модель жизненного мира (А.А. Кузьмин)[6];

– рассмотрено соотношение естественных и искусственных компонентов жизненного мира (О.Е. Столярова)[7];

– проведен анализ структуры жизненного мира и разработана концепция онтопроектирования – способа проектирования бытия человека как открытой возможности (Ю.М. Резник)[8];

– обоснованы концепты «горизонт жизненного мира», «форсайт человека» и «антропологический навигатор» (Новосибирск, С.А. Смирнов)[9];

– исследованы экзистенциальные аспекты жизненного мира (П.П. Гайденко, Т.А. Кузьмина, Н.А. Касавина): статьи и монографии[10];

– исследована социальная природа жизненного мира (Н.М. Смирнова[11], Ю.М. Резник);

– исследованы проблемы адаптации личности к информационной среде (Е.В. Петрова)[12];

– в октябре 2010 г. сделан доклад А.П. Огурцова «Жизненный мир и кризис науки» в рамках семинара «Проблемы метафизики» (руководитель С.С. Неретина; http://www.intelros.ru/readroom/vox/vox-9-2010/13101-zhiznennyy-mir-i-krizis-nauki.html);

– рассмотрены сетевые структуры жизненного мира с точки зрения теории сознания и онтологии мышления (И.Ф. Михайлов)[13];

– рассмотрены те аспекты жизненного мира, которые коррелируют с постнеклассическими философскими стратегиями и теорией сложности (Я.И. Свирский)[14]

– изданы статьи по жизнемировой проблематике в Новой философской энциклопедии (М., 2001), в т.ч. «Жизненный мир», «Гуссерль», «Бинсвангер», «Левинас», «Хабермас», «Теория коммуникативного действия», «Шюц», «Философия образования», «Экзистенциализм», «Экзистенциалы», «Делез» и др. Авторы статей – П.П. Гайденко, Н.В. Мотрошилова, Н.М. Смирнова и др.

– регулярно публикуются статьи по данной проблематике в журналах «Вопросы философии», «Философская антропология», «Личность. Культура. Общество» и др.


Научные публикации сотрудников ИФ РАН и других исследователей:

Монографии:

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. – М.: Республика, 1997. – 495 с.

Гуревич П.С. Философское толкование человека. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 472 с.

Гуревич П.С. Философская интерпретация человека. – СПб.: Петроглиф, 2013. – 428 с. Глава 12.

Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт в философии и социально-гуманитарных науках. – М.: ИФРАН, 2015. – 189 с.

Комаров С.В., Кордон С.И. Основы методологии: системодеятельностный подход. Категории. – Пермь, 2005. – 384 с.

Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности. Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. – СПб.: Алетейя, 2007. – 736 с.

Кузьмин А.А. Критика рефлексивного разума. Новгород, НовГУ, 1998. – 186 с.            Кузьмин А.А. Формы разума и методы социально-гуманитарного познания. Разрывы и пробелы разума в современном мире: монография. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. – 136 с.

Кузьмина Т.А. Экзистенциальная философия: монография. – М.: «Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. – 352 с.

Мотрошилова Н.В. Философия Мартина Хайдеггера и современность. – М.: Наука, 1991. – 253 с.

Мотрошилова Н.В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение вфеноменологию. – М.: «Феноменология–Герменевтика», 2003. – 720 с.

Никифоров А.Л. Структура и смысл жизненного мира человека. – М.: Альфа-М, 2012. – 280 с.

Онтологии артефактов: взаимодействие «естественных» и «искусственных» компонентов жизненного мира / Отв. ред. О.Е. Столярова. – М.: Изд. Дом «Дело», 2012. – 456 с.

Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). – М.: Изд-во «Союз», 1995. – 102 с.

Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). – М.: Изд-во НИГО, 2002. – 260 с. В соавторстве с Е.А. Смирновым. Главы 1, 3.

Резник Ю.М. Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир: Учебное пособие. – М.: Изд-во НИГО, 2004. – 236 с. В соавторстве с Л.Г. Костюченко. Введение, главы 1, 5, 6, 7, заключение.

Резник Ю.М. Феноменология человека: бытие возможного: монография. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. – 632 с.

Свирский Я.И. Самоорганизация смысла (Опыт синергетической онтологии) - М.: Институт Философии РАН, 2001. – 179 с.

Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. – М.: Канон+, 2009. – 400 с.

Смирнов С.А. Форсайт человека. Опыты по неклассической философии человека. Новосибирск: Офсет, 2015. – 660 с.

Смирнов С.А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: Офсет, 2016. – 438 с.

Степин В.С. Цивилизация и культура. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 408 с.  (Классика гуманитарной мысли; Вып. 3).

Теория и жизненный мир человека / Отв. ред. В.Г. Федотова. – М.: ИФ РАН, 1995. – 206 с.

Научные статьи и главы в коллективных монографиях и сборниках:

Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена» // История философии. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 1997. – С. 59-69.

Генисаретский О.И. Внемля себе. О человеке в зеркале мифологической традиции // Ориентиры / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Т.Б. Любимова. − М.: ИФРАН, 2007. − Вып. 4 − С. 162-185.

Гуревич П.С. Жизненный мир человека // Философия и культура. 2013. – № 1 (61). – С. 7-8.

Гутнер Г.Б. Естествознание и жизненный мир // Эпистемология и философия науки. Т. XXXII. – № 2. – 2012. – С. 168-183.

Жаров С.Н. Жизненный мир как исток всех теоретически возможных миров (трансценденция непредметного бытия в структуре научного мышления) // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / отв. ред. Е.А. Мамчур. – М.: Наука. С. 55-91. 

Касавин И. Т. Мир науки и жизненный мир человека // Наука и религия: Междисциплинар. и кросс-культур. подход. – М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2006. – 472 с.

Касавин И.Т. Мир науки и жизненный мир человека. 2002: Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Грант 02-03-18023а «Социальная феноменология: исторические предпосылки и основные теоретические мотивы» (http://cyberleninka.ru/article/n/mir-nauki-i-zhiznennyy-mir-cheloveka).

Кузьмин А.А. Нормативно-функциональная картина сознания в феноменологии Гуссерля // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. – М., Издатель Савин С.А., 2007. – 480 с. C. 440-445.

Кузьмин А.А. Персональное сознание в феноменологии Гуссерля // Личность. Культура. Общество. Вып.1(61-62). Т.13. – 2011. – С. 188-194.

Кузьмин А.А. Социально-философские основания хайдеггеровской интерпретации рефлексии в философии Канта // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2012 № 67, С. 48-51.

Михайлов И.Ф. К гиперсетевой теории сознания // Вопросы философии. 2015. – № 11. – С. 87-98.

Михайлов И.Ф. Коммуникация и онтология мышления // Человек. 2015. – № 6. – С. 23-31.

Мотрошилова Н.В. Рецензия на книгу:Бранд Г. Жизненный мир. Философия конкретного априори. – Берлин, 1971. – 647 с. // Новые книги за рубежом по общественным наукам. 1972. № 7. С. 41–46.

Никитаев В.В. К онтологии множественности миров» // Философия науки. Вып. 6. – М.: ИФ РАН, 2000. – С. 135-157 (/page52511845.htm).

Никифоров А.Л. Язык как средство построения индивидуального жизненного мира //Философия науки и техники. 2012. – Т. 17. Вып. 1. – С. 156-173.

Резник Ю.М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований // Социологические исследования. 2000. – № 9. – С. 3-12.

Резник Ю.М. Жизненный мир российских людей глазами современника (антропологический взгляд) // Личность. Культура. Общество. 2003. – Т. 5. – Спец. вып. 1-2. – С. 252-262.

Резник Ю.М. Жизненный мир провинциального человека (опыт анализа социокультурных различий) // Управленческое консультирование. 2007. – № 4. – С. 143-159.

Резник Ю.М. Социальная теория и мир практик // Личность. Культура. Общество. 2008. – Т. 10. – Вып. 1 (40). – С. 9-18; Вып. 2 (41). – С. 8-18.

Резник Ю.М. Социокультурные основания жизненной политики человека // Социология власти. 2011. – № 7. – С. 5-19.

Резник Ю.М. Интерсубъективный мир личности и его альтернативность // Вестник ННГУ. Социальные науки. 2011. – № 3. – С. 104-109.

Резник Ю.М. Альтернативность субъективного мира личности: проблема выбора вариантов жизненного пути // Социокультурные практики: теория и методы исследования. Научный альманах. 2011. Том I. Идентичность и социальное конструирование / Межвузовский центр социальной теории РУДН; Под ред. П.К. Гречко и Ю.М. Резника. – М.: Изд-во ООО «МЭЙЛЕР», 2012. – С. 159-175.

Резник Ю.М. Мир как проекция бытия человека // Философия и культура. – 2015. – № 6 (90). – С. 810-817.

Резник Ю.М. Человек как экзистенциальный проект (феноменологический анализ) // Личность. Культура. Общество. – 2015. – Т. 17. – Вып. 3-4 (№№ 87-88). – С. 74-90.

Савин А.Э. Жизненный мир и измерения его историчности в трансцендентальной феноменологии // Вестник Самарского гос. университета. Самара: Изд-во СамГУ, 2006. – № 10/1 (50). – С. 15–22;

Савин А.Э. Трансцендентально-исторический характер понятия жизненного мира в феноменологии Э. Гуссерля // Докса. Сб. научных трудов по философии и филологии. Одесса: изд-во Одесского национального ун-та, 2009. – Вып. 14. – С. 125-136.

Свирский Я.И. Самоорганизация смысла (Опыт синергетической онтологии) - М.: Институт Философии РАН, 2001. – 179 с.

Свирский Я.И. Трансдисциплинарность: на распутье между трансцендентным и имманентным // Трансдисциплинарность в философии и науке. – М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. – С. 236–251.

Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть первая (в соавт. с Аршиновым В.И.) // Философия науки и техники. Том 20. № 2. – М.: Институт Философии РАН, 2015. – С.70-84.

Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть вторая (в соавт. с Аршиновым В.И.) // Философия науки и техники. Том 21. № 1. – М.: Институт Философии РАН, 2016. – С.78-91.

Свирский Я.И. Индивидуация в перспективе парадигмы сложности // Культура и искусство. № 6 (36). М.: «ГБ-Медиа», 2016.

Свирский Я.И. Этический субъект – наблюдатель в контексте парадигмы сложности (в соавт. с Аршиновым В.И.) // Научно-техническое развитие и прикладная этика. – М.: Институт философии РАН, 2014. – С.142-181.

Смирнов С.А. Горизонт жизненного мира Э. Гуссерля. // Смирнов С.А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: Офсет, 2016.

Смирнов С.А. Онтология человека: рамки и топика // Вопросы философии. 2015. – № 11. – С. 38-49.

Смирнов С.А. Событийность мысли (к вопросу об онтологии событийности). // Вопросы философии. 2016. – № 8. – С. 103-114.

Смирнов С.А. Идея произведения в работах М. Хайдеггера и П.А. Флоренского. // Культура и искусство. 2014. – № 3 (21). – С. 336-348.

Степин В.С. Философская мысль на рубеже двух столетий // Философия в современном мире (Философия и жизнь. Научно-популярная серия). – М.: Знание, 1990. – № 11.

Степин В.С. Разум, бедный наш воитель // Белоруска думка. – 2004. – №1. – С. 59-68. 

Столярова О.Е. Жизненный мир и базовые онтологические допущения: проблема генезиса // Онтологии артефактов: взаимодействие «естественных» и «искусственных» компонентов жизненного мира. – М.: Изд. Дом «Дело», 2012.

Фарман И.П.Жизненный мир как развивающееся понятие // Познание, понимание, конструирование / Отв. ред. В.А. Лекторский. – М., 2007. – С. 134-150.

Шульга Е.Н. Нарративная герменевтика Поля Рикёра // Поль Рикёр: Человек – общество – цивилизация. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. – С. 219-234.

 

Что предстоит еще сделать (новые направления исследований):

– анализ философских и социально-научных представлений о жизненном мире, формирование библиографической базы исследований;

– разработка теоретико-методологических проблем философии и социальной теории жизненного мира человека, обоснование интегративной парадигмы;

– интерпретация понятий, близких по смыслу к понятию жизненного мира, например, понятий «форма жизни», «трансцендентальная жизнь», «фактичная жизнь», «бытие-в-наличии», «вот-бытие», Dasein, «повседневный мир», разработанных Э. Гуссерлем («Трансцендентальная жизнь», «Трансцендентальная редукция как изменение всей формы жизни») и введенных в оборот в ранних лекциях М. Хайдеггера («Онтология. Герменевтика фактичности» (1923) и «Основные проблемы феноменологии» 1927).

– развитие концептуального аппарата философии и социальной теории жизненного мира, в т.ч. обоснование новых понятий – «целостность жизненного мира», «колонизация жизненного мира», «виртуализация жизненного мира», «экологизация жизненного мира», «коррозия жизненного мира», «проектирование жизненного мира» и др.;

– обоснование идеи множественности жизненных миров с учетом социокультурных различий их субъектов;

– исследование стратегий и практик воплощения жизненного мира в современном социокультурном пространстве;

– исследование проектного потенциала субъективного и экзистенциального измерений жизненного мира;

– исследование социокультурных аспектов конструирования жизненного мира человека, в т.ч. изучение влияния на него СМИ и информационных технологий;

– исследование экологических факторов, влияющих на состояние и преобразование жизненного мира человека, в т.ч. изучение влияния на него окружающей среды и информационных технологий;

– исследование феномена виртуализации жизненного мира в условиях становления культуры информационного общества;

– исследование духовно-нравственных оснований конструирования жизненного мира;

– анализ процессов коррозии и колонизации жизненного мира человека в эпоху глобализации;

– философский анализ и обобщение теорий и практик компьютерного моделирования сообществ рациональных агентов с целью дальнейшего уточнения и операционализации понятия жизненного мира;

– разработка проблем самоописания и самопроектирования жизненного мира;

– форсайт-исследования жизненного мира сотрудников в корпорациях и фирмах.

 

***


Предложения по проекту подготовил проф. Ю.М. Резник.

Дополнения внесли: А.А. Кузьмин, И.Ф. Михайлов, Я.И. Свирский, С.А. Смирнов.

 



[1] См.: Мотрошилова Н.В. Философия Мартина Хайдеггера и современность. – М.: Наука, 1991. – 253 с.; Мотрошилова Н.В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. – М.: «Феноменология-Герменевтика», 2003. – 720 с.; Мотрошилова Н.В. Рецензия на книгу: Бранд Г. Жизненный мир. Философия конкретного априори. – Берлин, 1971. – 647 с. // Новые книги за рубежом по общественным наукам. 1972. № 7. С. 41-46; Гуревич П.С. Философское толкование человека. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 472 с.; Гуревич П.С. Философская интерпретация человека. – СПб.: Петроглиф, 2013. – 428 с. Глава 12; Гуревич П.С. Жизненный мир человека // Философия и культура. 2013. – № 1 (61). – С. 7-8.

[2] См.: Касавин И. Т. Мир науки и жизненный мир человека // Наука и религия: Междисциплинар. и кросс-культур. подход. – М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2006. – 472 с.; Касавин И.Т. Мир науки и жизненный мир человека. 2002: Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Грант 02-03-18023а «Социальная феноменология: исторические предпосылки и основные теоретические мотивы» (http://cyberleninka.ru/article/n/mir-nauki-i-zhiznennyy-mir-cheloveka); Теория и жизненный мир человека / Отв. ред. В.Г. Федотова. – М.: ИФ РАН, 1995. – 206 с.; Гутнер Г.Б. Естествознание и жизненный мир // Эпистемология и философия науки. Т. XXXII. – № 2. – 2012. – С. 168-183; Жаров С.Н. Жизненный мир как исток всех теоретически возможных миров (трансценденция непредметного бытия в структуре научного мышления) // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / отв. ред. Е.А. Мамчур. – М.: Наука. С. 55-91; Фарман И.П. Жизненный мир как развивающееся понятие // Познание, понимание, конструирование / Отв. ред. В.А. Лекторский. – М., 2007. – С. 134-150.

[3] См.: Комаров С.В., Кордон С.И. Основы методологии: системодеятельностный подход. Категории. – Пермь, 2005. – 384 с.; Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности. Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. – СПб.: Алетейя, 2007. – 736 с.;

Савин А.Э. Трансцендентализм и историчность в феноменологии Гуссерля. – Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2008. – 210 с.; Савин А.Э. Жизненный мир и измерения его историчности в трансцендентальной феноменологии // Вестник Самарского гос. университета. Самара: Изд-во СамГУ, 2006. – № 10/1 (50). – С. 15-22; Савин А.Э. Трансцендентально-исторический характер понятия жизненного мира в феноменологии Э. Гуссерля // Докса. Сб. научных трудов по философии и филологии. Одесса: изд-во Одесского национального ун-та, 2009. – Вып. 14. – С. 125-136.

[4] См.: Шульга Е.Н. Нарративная герменевтика Поля Рикёра // Поль Рикёр: Человек – общество – цивилизация. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. – С. 219-234; Шульга Е.Н. Эпистемологические аспекты формирования миропонимания: от смыслообразования к моделированию образа мира // Опыт и смысл / Отв. ред. Н.М. Смирнова. – М.: Институт философии РАН, 2014. – С.180-200.

[5] См.: Никифоров А.Л. Структура и смысл жизненного мира человека. – М.: Альфа-М, 2012. – 280 с.; Никифоров А.Л. Язык как средство построения индивидуального жизненного мира // Философия науки и техники. 2012. – Т. 17. Вып. 1. – С. 156-173.

[6] См.: Кузьмин А.А. Критика рефлексивного разума. Новгород, НовГУ, 1998. – 186 с.; Кузмин А.А. Формы разума и методы социально-гуманитарного познания. Разрывы и пробелы разума в современном мире: монография. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. – 136 с.; Кузьмин А.А. Нормативно-функциональная картина сознания в феноменологии Гуссерля // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. – М., Издатель Савин С.А., 2007. – 480 с. C. 440-445; Кузьмин А.А. Персональное сознание в феноменологии Гуссерля // Личность. Культура. Общество. Вып.1(61-62). Т.13. – 2011. – С. 188-194; Кузьмин А.А. Социально-философские основания хайдеггеровской интерпретации рефлексии в философии Канта // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2012. – № 67. – С. 48-51.

[7] См.: Онтологии артефактов: взаимодействие «естественных» и «искусственных» компонентов жизненного мира / Отв. ред. О.Е. Столярова. – М.: Изд. Дом «Дело», 2012. – 456 с.;

[8] См.: Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). – М.: Изд-во «Союз», 1995. – 102 с.; Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). – М.: Изд-во НИГО, 2002. – 260 с. В соавторстве с Е.А. Смирновым. Главы 1, 3; Резник Ю.М. Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир: Учебное пособие. – М.: Изд-во НИГО, 2004. – 236 с. В соавторстве с Л.Г. Костюченко. Введение, главы 1, 5, 6, 7, заключение; Резник Ю.М. Феноменология человека: бытие возможного: монография. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. – 632 с.; Резник Ю.М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований // Социологические исследования. 2000. – № 9. – С. 3-12; Резник Ю.М. Жизненный мир российских людей глазами современника (антропологический взгляд) // Личность. Культура. Общество. 2003. – Т. 5. – Спец. вып. 1-2. – С. 252-262; Резник Ю.М. Жизненный мир провинциального человека (опыт анализа социокультурных различий) // Управленческое консультирование. 2007. – № 4. – С. 143-159; Резник Ю.М. Социальная теория и мир практик // Личность. Культура. Общество. 2008. – Т. 10. – Вып. 1 (40). – С. 9-18; Вып. 2 (41). – С. 8-18; Резник Ю.М. Социокультурные основания жизненной политики человека // Социология власти. 2011. – № 7. – С. 5-19; Резник Ю.М. Интерсубъективный мир личности и его альтернативность // Вестник ННГУ. Социальные науки. 2011. – № 3. – С. 104-109; Резник Ю.М. Альтернативность субъективного мира личности: проблема выбора вариантов жизненного пути // Социокультурные практики: теория и методы исследования. Научный альманах. 2011. Том I. Идентичность и социальное конструирование / Межвузовский центр социальной теории РУДН; Под ред. П.К. Гречко и Ю.М. Резника. – М.: Изд-во ООО «МЭЙЛЕР», 2012. – С. 159-175; Резник Ю.М. Мир как проекция бытия человека // Философия и культура. – 2015. – № 6 (90). – С. 810-817; Резник Ю.М. Человек как экзистенциальный проект (феноменологический анализ) // Личность. Культура. Общество. – 2015. – Т. 17. – Вып. 3-4 (№№ 87-88). – С. 74-90.

[9] См.: Смирнов С.А. Форсайт человека. Опыты по неклассической философии человека. Новосибирск: Офсет, 2015. – 660 с.; Смирнов С.А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: Офсет, 2016. – 438 с.; Смирнов С.А. Горизонт жизненного мира Э. Гуссерля // Смирнов С.А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: Офсет, 2016; Смирнов С.А. Онтология человека: рамки и топика // Вопросы философии. 2015. – № 11. – С. 38-49; Смирнов С.А. Событийность мысли (к вопросу об онтологии событийности). // Вопросы философии. 2016. – № 8. – С. 103-114; Смирнов С.А. Идея произведения в работах М. Хайдеггера и П.А. Флоренского. // Культура и искусство. 2014. – № 3 (21). – С. 336-348.

[10] См.: Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. – М.: Республика, 1997. – 495 с.; Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт в философии и социально-гуманитарных науках. – М.: ИФРАН, 2015. – 189 с.; Кузьмина Т.А. Экзистенциальная философия: монография. – М.: «Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. – 352 с.

[11] См.: Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. – М.: Канон+, 2009. – 400 с.

[12] См.: Петрова Е.В. Адаптация человека как социоприродная проблема // Философия природы сегодня. – М.: Канон+, 2009. – С. 472-489; Петрова Е.В. Информационная среда как часть антропоэкосистемы: философский анализ // Изв. МГТУ МАМИ. 2015. – Т. 6. – № 1 (23). – С. 82-88; Петрова Е.В. Экосистемный подход к становлению информационной среды как часть современной научной картины мира // Науки о жизни в формировании современной картины мира. – М.: ИФРАН – Технетика. – 2015. – С. 27-40.

[13] См.: Михайлов И.Ф. К гиперсетевой теории сознания // Вопросы философии. 2015. – № 11. – С. 87-98; Михайлов И.Ф. Коммуникация и онтология мышления // Человек. 2015. – № 6. – С. 23-31.

[14]         Свирский Я.И. Трансдисциплинарность: на распутье между трансцендентным и имманентным // Трансдисциплинарность в философии и науке. – М., Издательский дом «Навигатор», 2015. – С. 236–251; Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть первая (в соавт. с Аршиновым В.И.) // Философия науки и техники. Том 20. № 2. – М. 2015. – С. 70-84; Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть вторая (в соавт. с Аршиновым В.И.) // Философия науки и техники. Том 21. № 1. – М. 2016. – С. 78-91; Свирский Я.И. Индивидуация в перспективе парадигмы сложности // Культура и искусство 6(36). – М., «ГБ-Медиа», 2016; Свирский Я.И. Этический субъект – наблюдатель в контексте парадигмы сложности (в соавт. с Аршиновым В.И.) // Научно-техническое развитие и прикладная этика. –М.: Институт философии РАН, 2014. – С.142-181.