Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора истории русской философии за 2010 год
Главная страница » » Сектор истории русской философии » Научные результаты » Научный отчет сектора истории русской философии за 2010 год

Научный отчет сектора истории русской философии за 2010 год

 Сектор истории русской философии

 Зав. сектором – к.ф.н.  М.Н. Громов

 Основные итоги работы сектора за 2010 год

 

Новизна результатов: На основе рукописных текстов, в том числе введенных в научный оборот в качестве философских источников, впервые в обобщающем и систематизированном виде изложены сведения о философах в допетровской Руси. Выделено двадцать семантических значений термина «философ», понимаемого в широком смысле и включающего имена античных философов, восточных мудрецов, отцов церкви, средневековых богословов, как реальных, так и мифологизированных мыслителей. Выявлено, что образцом философа в регионе Slavia orthodoxa считался равноапостольный просветитель Константин-Кирилл Философ, создатель (вместе с братом Мефодием) кириллической азбуки, переводчик текстов Священного Писания, автор первого определения философии на славянском языке. Он перенес на славянскую почву византийский гуманитарный синтез филологии, философии, богословия, ставший основополагающим для последующего развития отечественной духовной культуры. Ярким представителем данного гуманитарного тривиума явился крупнейший мыслитель русского Средневековья, филолог и богослов Максим Грек. Уточнен процесс генезиса и развития отечественной философии в эпоху феодализма и в последующее время (Громов М.Н. Образы философов в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 2010).

Предпринято комплексное рассмотрение интеллектуальной деятельности видного мыслителя и ученого русского послеоктябрьского зарубежья Г.В.Флоровского (1893–1979). На основе анализа новых эпистолярных материалов реконструирован жизненный и творческий путь Флоровского, уточнена его роль в общественной жизни русской эмиграции, прежде всего в качестве одного из ведущих теоретиков первоначального этапа евразийского движения. Проведен анализ сформулированной Флоровским богословско-философской концепции неопатристического синтеза. Показано значение вклада Флоровского как культуролога и медиевиста, впервые в русской философской историографии предложившего целостную историко-философскую интерпретацию культуры Древней Руси; продемонстрированы его значительные достижения как истолкователя и исследователя философии В.С.Соловьева (Черняев А.В. Г.В.Флоровский как философ и историк русской мысли. М.: ИФ РАН, 2010).