Николай Фёдорович Овчинников (14 ноября 1915, Касли, ныне Челябинской области — 25 ноября 2010, Москва) — один из видных и авторитетных специалистов в области философии науки и истории научного знания; доктор философских наук, профессор. Биография Окончил физико-математический факультет Свердловского (ныне Уральского государственного университета(1941), затем философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1947), аспирантуру Института философии АН СССР(1950). С 1950 год по 1971 год работал в Институте философии, с 1954 года — старший научный сотрудник. С 1971 по 2010 год работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР (затем РФ): старшим научным сотрудником, затем ведущим научным сотрудником (с 1992 года), главным научным сотрудником (1998). Параллельно (1948—1970) преподавал философию на физическом и философском факультетах МГУ. Кандидатская диссертация — «Понятие массы и энергии в современной физике и их философское значение» (1950), докторская диссертация — «Принципы сохранения» (1966). Являлся редактором серии книг по методологическим принципам физики (совместно с Б. М. Кедровым), редактором книг и сборников по методологии науки; членом редакции журнала «Природа» (1958—1978). Похоронен в Москве на Митинском кладбище[1]. Овчинников исследовал роль принципов сохранения, инвариантности и симметрии в структуре научных теорий, выделяя общие черты этих принципов и подчеркивая специфику их методологического воздействия; обосновал общую характеристику понятия симметрии как единства сохраняющегося и изменяющегося в научных предметах; сформулировал принцип сохранения симметрии в истории научных исследований; представил понятие структуры как инвариантный аспект системы при теоретическом анализе её элементов, отношений и целостности; выделил уровни эпистемологического анализа научного знания — внутринаучный, методологический и философский. В связи с методологическим анализом знания предпринял (совместно с И. С. Алексеевым) систематическое рассмотрение методологических принципов, реализующих коммуникацию между философским и специально-научным исследованием. Овчинников обратил внимание на адверсивные повороты (обращение к средствам деятельности) в истории знания, которые предстают как точки роста и как источники новых идей. Принцип адверсии представлен и исторически развернут им как обобщение понятия рефлексии. Ввел различение понятий индивидуального и коллективного знания, аналогичных Миру2 и Миру3 Карла Поппера. Работал над переводами классических трудов М. Джеммера, В. Гейзенберга и К. Поппера. Монографии
Избранные статьи10. Методология науки: исторические формы, уровни развития // Природа. 1978. № 4. — С. 65—73. 11. К проблеме формирования творческой личности Эйнштейна // Вопросы философии. 1979. № 9. — С. 70—84. 12. Становление творческой личности и принципы научного исследования // Научное творчество (особенности и актуальные проблемы). Свердловск, 1984. — С. 19—43. 13. Методологические принципы в творчестве В. И. Вернадского // Природа. 1988. № 2. — С. 74—81. 14. Б. Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии. 1990. № 4. — С. 7—31. 15. Карл Поппер — наш современник, философ ХХ века // Вопросы философии. 1992. № 8. — С. 40—48. 16. Об интеллектуальной автобиографии Поппера // Вопросы философии. 1995. № 12. — С. 35—38. 17. Вспоминая прошедшее // Вопросы философии. 1999. № 7. — С. 105—126. 18. К истории сектора: время и люди // Философия естествознания: ретроспективный взгляд. — М.: ИФ РАН, 2000. — С. 31—55. 19. Знание — болевой нерв философской мысли // Вопросы философии. 2001. № 1. — С. 83—113. 20. Поппер и Джордж Сорос: встреча философии и экономики // Науковедение. 2001. № 1. — С. 81—109. 21. Парменид — чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов // Вопросы философии. 2003. № 5. — С. 81—95. 22. Эпистемология и философия науки. Вернер Гейзенберг: в контексте истории судьбы ученого // «Философские науки», ч. I в т. V № 3.2005 ; ч. П в т. № 4, 2005. 23. О моральной ответственности учёного (размышления в связи с концепцией Карла Поппера) // Естествознание в гуманитарном контексте. М.: Наука, 1999. — С. 152—168. 24. Миры знания — предмет методологических размышлений // Концепция виртуальных миров и научное познание. — М.: Наука, 2000. — С. 246—259. 25. Эпистемологический урок Макса Планка.// Сто лет со дня великого открытия. — М., 2001. Сборники
10. Структура и симметрия // Системные исследования. — М.: Наука, 1969. — С. 111—121. 11. Принципы сохранения и свойства пространства и времени // Пространство, время, движение. — М.: Наука, 1971. — С. 107—125 (соавтор Ю. Б. Румер). 12. Особенности развития и тенденция к единству научного знания // Проблемы истории и методологии научного познания. — М.: Наука, 1974. — С. 72—111. 13. Принцип сохранения // Методологические принципы физики. — М.: Наука, 1975. (Редактирование сборника совместно с Б. М. Кедровым). — С. 225—267. 14. Симметрия — закономерность природы и принцип познания // Принцип симметрии. — М.: Наука, 1978. (Редактирование сборника совместно с Б. М. Кедровым). — С. 5—46. 15. Единство научного знания и принцип соответствия // Принцип соответствия. — М.: Наука, 1979. (Редактирование сборника совместно с Б. М. Кедровым). — С. 96—107. 16. Знание и сознание в деятельности ученого // Социокультурный контекст науки. — М.: Наука, 1998. — С. 163—183. 17. О моральной ответственности ученого (размышления в связи с концепцией Карла Поппера) // Естествознание в гуманитарном контексте. — М.: Наука, 1999. — С. 152—168. 18. Миры знания — предмет методологических размышлений // Концепция виртуальных миров и научное познание. — М.: Наука, 2000. — С. 246—259. 19. Эпистемологический урок Макса Планка.// Сто лет со дня великого открытия. — М., 2001. 20. Ограниченность причинности как принципа объяснения // Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. — М.: Наука, 2002. — С. 87—110. Переводы Н. Ф. Овчинникова
|
|||||||||
|