Институт Философии
Российской Академии Наук




  Платонов Р.С. (октябрь 2018)
Главная страница » » тезисы 2018 » Платонов Р.С. (октябрь 2018)

Платонов Р.С. (октябрь 2018)

Проблема универсальных суждений в этике Аристотеля


Тезисы доклада


Одним из дискуссионных вопросов при интерпретации этики Аристотеля является вопрос о ее нормативности. Большинство исследователей так или иначе отвечают на этот вопрос отрицательно – методологический аппарат практического знания в рамках философии Стагирита не позволяет формулировать моральные нормы, т.е. универсальные прескриптивные суждения о добродетельном поступке [Гусейнов, 191; Barnes, 19–22; Gottlieb, 218–233; Hughes, 132; Patterson, 672]. В то же время предпринимаются попытки дать и положительный ответ (самая последняя работа на эту тему – статья К. ДаВиа «Универсальность в этике Аристотеля»). Также можно отметить, что некоторые исследователи, в первую очередь те, которые касаются этической проблематики лишь косвенно, строят свои рассуждения так, будто формулирование универсальных прескриптивных суждений о добродетельном поступке вовсе не является проблемой, хотя при этом они не приводят примеров конкретных моральных норм в текстах Аристотеля [Орлов, 301–302; Вольф, 169–170].

 

Подобное происходит в первую очередь потому, что не все аспекты формирования практического (этического) знания, по Аристотелю, достаточно ясно выделены. В данном докладе рассматриваются те особенности практического знания, которые препятствуют формулированию универсальных прескриптивных суждений о добродетельном поступке (моральных норм).

 

I

Анализ концепции добродетели рассудительности (phronesis) в философии Аристотеля показывает необходимость различать применение рассудительности в личном опыте совершения поступка и в получении интерсубъективного практического знания (episteme) о совершении добродетельного поступка. В основе чего лежит проблема согласования общего и частного. Общее как интерсубъективное знание о поступке существует отдельно от рассудительности частного опыта и его использование при совершении поступка никак не связано с рассудительностью как добродетелью, т.е. применением найденного общего в конкретном действии.

 

При скептическом взгляде на рассудительность, т.е. всматривании в ее работу, мы получаем парадокс этического знания – наука может быть только об общем, но задача этики – ответ на вопрос «как» – касается поступка, который реализуется в соотношении общего и частного, соответственно, чтобы выйти за рамки частного опыта рассудительности и представить знание о поступке, необходимо сформулировать такое общее (универсальное) суждение о поступке, где частное представало бы как общее. Соответственно, понять специфику этики как науки – это понять, какое «общее» она может дать в понимании поступка. Тогда будет ясно, может ли это общее быть сформулировано как универсальное прескриптивное суждение.

 

II

В соотношении с различением двух типов применения рассудительности выявляется и проблема ограниченности применения практического силлогизма, эксплицирующего реализацию рассудительности, в качестве основного рационального механизма формирования интерсубъективного практического знания. Подробный анализ работы практического силлогизма с демонстрацией такой ограниченности проводился неоднократно [Anscombe 2000, 34–80; Nussbaum, 174–215; Gottlieb 2006, 218–233; и д.р.]. Общий вывод при этом таков: либо работа рассудительности сводится к частному опыту, либо вне частного опыта она видится лишь как разбор мнений (что оставляет формальный, можно сказать, метаэтический аспект практического знания не проясненным). Практический силлогизм сводится к дескрипции в силу его структуры и не имеет прескриптивной формы.

 

Методологически корректное преодоление парадокса этического знания заключается в том, что большая посылка силлогизма для частного опыта (моральная норма) должна быть сформирована не относительно того что есть добродетель как таковая, а относительно того что она есть в данном конкретном действии, т.е. она должна быть выражена точно таким же индуктивным прескриптивным высказыванием в форме практического силлогизма об индивидуальном поступке, что и сам силлогизм. Другими словами, нужно чтобы универсальное прескриптивное суждение о некотором типе поступка исчерпывало весь возможный жизненный опыт совершения такого поступка, все нюансы ситуации действия; только тогда оно было бы истинным. Очевидно, что подобное суждение невозможно сформулировать.

 

III

Однако возможность прескриптивной формы все же сохраняется и именно это вводит в заблуждение некоторых исследователей. Для понимания концептуализации Аристотелем добродетельного поступка необходимо разделять универсальные прескриптивные суждения на содержательные и функциональные. Первые раскрывают содержание действия, вторые – его структуру, то есть в первом случае определяется, что именно должен сделать человек, во втором – каковым должно быть само совершение действия, чтобы соответствовать правильной цели, а значит правильному содержанию. При этом само правильное содержание узнается только в индивидуальном опыте и не может быть выражено универсально, не потеряв своей практической значимости.

 

Именно формулирование содержательных универсальных прескриптивных суждений в рамках практического знания Аристотеля невозможно. Этому мешает неразрешимая проблема соотношения общего и частного, перехода от дескриптивных суждений к прескриптивным. Однако возможно формулирование функциональных универсальных прескриптивных суждений. Они же составляют методологическую основу критики принятых в обществе моральных норм как мнений основанных на прошлом положительном опыте совершения поступка.

 

Литература

  1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53–294.
  2. Вольф М.Н. Философский поиск: Гераклит и Парменид. СПб: Издательство РХГА, 2012. 382 c.
  3. Гусейнов А.А. Античная этика. М.: Гардарики, 2003. 270 с.
  4. Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 317 c.
  5. Anscombe G.E.M. Intention. London; Cambridge: Harvard University Press, 2000. 94 p.
  6. Barnes J. Introduction // Aristotle. Nicomachean Ethics. New York: Penguin, 2004. Р. 9–41.
  7. DaVia C. Universality in Aristotle’s Ethics // Journal of the History of Philosophy. 2016. Vol. 54. № 2. Р. 181–201.
  8. Gottlieb P. The Practical Syllogism // The Blackwell guide to Aristotle’s Nicomachean ethic. Oxford: Blackwell, 2006. pp. 218–233.
  9. Hughes G.J. The Routledge Guidebook to Aristotle’s Nicomachean Ethics. London: Routledge, 2013. 272 p.
  10. Nussbaum M. Aristotle's De Motu Animalium. Princeton: Princeton University press, 1985. 430 р.
  11. Patterson R. Aristotle // The Routledge Companion to Epistemology. London: Routledge, 2011. P. 666–677.