Институт Философии
Российской Академии Наук




  Эпикур
Главная страница » » Семинары » Эпикур

Эпикур

 

ЭПИКУР (341 – 270 до н.э.)


ВОПРОСЫ 

 

1. Эпикур о смысле занятий философией.

2. Тетрафармакон (четверолекарствие) Эпикура.

3. Эпикур о богах. Атомизм Эпикура .

4. Эпикур о понимании блага и его учение об удовольствиях и страданиях.

5. Лукреций и его поэма "О природе вещей". О смертности человека.  

 

  • Литература (источники)


Эпикур. "Письмо к Геродоту". "Письмо к Менекею" см. по изданию: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1986. Книга 10.


Перевод он-лайн тут (ancientrome.ru)

http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358237649 (Письмо к Геродоту

 

"ничто не воз­ни­ка­ет из несу­ще­ст­ву­ю­ще­го, — ина­че все воз­ни­ка­ло бы из все­го, не нуж­да­ясь ни в каких семе­нах. И если бы исче­заю­щее раз­ру­ша­лось в несу­ще­ст­ву­ю­щее, все дав­но бы уже погиб­ло, ибо то, что полу­ча­ет­ся от раз­ру­ше­ния, не суще­ст­во­ва­ло бы. Како­ва Все­лен­ная теперь, тако­ва она веч­но была и веч­но будет, пото­му что изме­нять­ся ей не во что, — ибо, кро­ме Все­лен­ной, нет ниче­го, что мог­ло бы вой­ти в нее, вне­ся изме­не­ние".

 

"Вселенная есть [тела и пустота]. Что существуют тела, это всюду подтверждает наше ощущение, на которое, как сказано, неизбежно должно опираться наше рассуждение о неясном; а если бы не существовало того, что мы называем пустотой, простором или неосязаемой природой, то телам не было бы где двигаться и сквозь что двигаться, – между тем как очевидно, что они движутся".

 

Вселенная беспредельна. Что имеет предел, то имеет край; а край – это то, на что можно смотреть со стороны; стало быть, края Вселенная не имеет, а значит, и предела не имеет. А что не имеет предела, то беспредельно и неограниченно.

 

Беспредельна Вселенная как по множеству тел, так и по обширности пустоты. Если бы пустота была беспредельна, а множество тел предельно, то они бы не держались в одном месте, а носились бы рассеянными по беспредельной пустоте, не имея ни сдержки, ни отпора; а если бы пустота была предельна, в ней негде было бы существовать беспредельному множеству тел.

 

"миры бесчисленны, и некоторые схожи с нашим, а некоторые несхожи. В самом деле, так как атомы бесчисленны (как только что показано), они разносятся очень и очень далеко, ибо такие атомы, из которых мир возникает или от которых творится, не расходуются полностью ни на один мир, ни на ограниченное число их, схожих ли с нашим или несхожих. Стало быть, ничто не препятствует бесчисленности миров".

 
 
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790 (Письмо к Менекею)
 
 

"Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией"


"Кто гово­рит, что зани­мать­ся фило­со­фи­ей еще рано или уже позд­но, подо­бен тому, кто гово­рит, буд­то быть счаст­ли­вым еще рано или уже позд­но"


"надо поду­мать о том, что состав­ля­ет наше сча­стье, — ведь когда оно у нас есть, то все у нас есть, а когда его у нас нет, то мы на все идем, чтобы его запо­лу­чить".


"и в делах тво­их, и в раз­мыш­ле­ни­ях сле­дуй моим все­гдаш­ним сове­там, пола­гая в них самые основ­ные нача­ла хоро­шей жиз­ни".

 

 

Эпикур. Главные мысли:  http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358239035

 

I. Существо блаженное и бессмертное ни само забот не имеет, ни другим не доставляет, а поэтому не подвержено ни гневу, ни благоволению: все подобное свойственно слабым. 

 

II. Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто.

 

XI. Если бы нас не смущали подозрения, не имеют ли к нам какого отношения небесные явления или смерть, и если бы не смущало неведение пределов страданий и желаний, то нам незачем было бы даже изучать

природу.

XII. Нельзя рассеивать страх о самом главном, не постигнув природы Вселенной и подозревая, будто в баснях что-то все-таки есть. Поэтому чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы.

 

XIX. Бес­ко­неч­ное вре­мя и конеч­ное вре­мя содер­жат рав­ное наслаж­де­ние, если мерить его пре­де­лы разу­мом.

 

XXII. Нуж­но дер­жать в виду дей­ст­ви­тель­ную цель жиз­ни и пол­ную оче­вид­ность, по кото­рой мерят­ся мне­ния, — ина­че все будет пол­но сомне­ния и бес­по­ряд­ка. 

 

 

Лукреций. О природе вещей / De rerum natura

 

Поэму Лукреция в переводе Петровского в формате PDF желательно скачать на Platona.net

Восхваление Эпикура, пример (V, 1-10)

 

Кто в состояньи найти в своем сердце столь мощную силу,

Чтобы достойно воспеть все величие этих открытий?

Кто же владеет словами настолько, что мог бы прославить

Должно заслуги того, кто собственной силою духа

Столько сокровищ добыл и оставил их нам во владенье?

Нет, я уверен, никто из рожденных со смертною плотью.

Ибо, коль выразить мысль сообразно с величием дела,

Богом он был, мой доблестный Меммий, поистине богом!

 

 

Из книги четвертой - о поэтическом способе изложения философии Эпикура.

 

                                                  А поскольку учение наше

Непосвященным всегда представляется слишком суровым

И ненавистно оно толпе, то хотел я представить

Это ученье тебе в сладкозвучных стихах пиэрийских,

Как бы приправив его поэзии сладостным медом.

Может быть, этим путем я сумею твой ум и вниманье

К нашим стихам приковать до тех пор, пока ты не постигнешь

Всей природы вещей и познаешь от этого пользу.

 
 
  

О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ. КНИГА ТРЕТЬЯ 

читаем о душе и ее смертности, страхе смерти и т.п., пересказывая фрагменты прозой.

 

"Так же и мы, среди белого дня, опасаемся часто

Тех предметов, каких бояться не более надо,

Чем того, чего ждут и пугаются дети в потемках.

Значит, изгнать этот страх из души и потемки рассеять

Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного,

Но природа сама своим видом и внутренним строем".

Фрагменты (выборочно):

 

Материальность души (III, 95–176) 

Строение души (III, 177–322) 

Взаимосвязь души и тела (III, 323–416) 

Душа не живёт после смерти (417–669) 

Душа не живёт до рождения (670–783) 

Душа не живёт вне тела (784–829) 

Нелепость страха смерти и страха загробных страданий (830–1023) 

Смерть и жизнь нужно принимать как неизбежность (1024–1094)

 

Что ж сомневаешься тут и на смерть негодуешь свою ты,

Чья и живого вся жизнь и зрячего смерти подобна,

Раз ты проводишь во сне ее большую долю бесцельно,

Если, и бодрствуя, ты храпишь и живешь в сновиденьях,

 
 

"Ты посмотри: как мало для нас значенья имела

Вечного времени часть, что прошла перед нашим рожденьем.

Это грядущих времен нам зеркало ставит природа

Для созерцанья того, что наступит по нашей кончине"