Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора истории русской философии за 2015 год
Главная страница » » Сектор истории русской философии » Научные результаты » Научный отчет сектора истории русской философии за 2015 год

Научный отчет сектора истории русской философии за 2015 год

 Сектор истории русской философии

 Зав. сектором – к.ф.н.  А.В. Черняев


  Основные итоги работы сектора за 2015 год

 

 

Новизна результатов: наследие Г.В. Флоровского впервые комплексно исследовано и проинтерпретировано в мировом идейном контексте при участии ведущих российских и зарубежных специалистов; положено начало изучения характерных для русского Средневековья представлений о ноуменальной инобытийной сфере – неотъемлемого и до сих пор слабо изученного компонента христианской картины мира.

 

В рамках проекта компаративного анализа наследия русской философии в мировом идейном контексте рассмотрено философско-богословское творчество Г.В. Флоровского. Представлена широкая панорама современных российских и зарубежных исследований и интерпретаций его творчества; с учетом новых данных скорректированы представления об участии Флоровского в евразийском движении; исследованы различные грани созданной мыслителем концепции неопатристического синтеза; сопоставлены идеи Флоровского и ряда русских и западноевропейских философов (А.И. Герцен, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, О. Шпенглер, Г. Марсель). Рассмотрена историко-философская концепция Флоровского и ее значение для истории духовной культуры России (Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева).

Вкладом в исследование генезиса, эволюции и типологии русской философии является работа по реконструкции характерных для русского Средневековья представлений о ноуменальной инобытийной сфере – неотъемлемого и слабоизученного компонента христианской картины мира. В отечественном религиозно-философском наследии выявлено несколько версий инобытийного существования, специфика которых обусловлена влиянием разных школ экзегезы; проанализирована восходящая к антиохийской школе концепция земного рая и отличие ее онтологических оснований от трактовки в русле христианизированного неоплатонизма; рассмотрена теория присутствия ноуменального в феноменальном, которой следовали древнерусские последователи исихазма (Мильков В.В. Древнерусские представления об ином мире).



Плановая научная работа


Монографии и коллективные труды:

  • Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева. М.: Полит. энцикл., 2015. 517 с. (Сер. «Философия России первой половины XX века).
  • Герасимова И.А., Мильков В.В. Сокровенные знания Древней Руси. Вып. VIII. М.: КНОРУС, 2015. 680 с. (Памятники древнерусской мысли: исследования и публикации). (соавт. Р.А. Симонов).

Научные статьи:

  • Бажов С.И. Идея православной цивилизации и миссия России в современном мире // Цивилизационная миссия России. Пушкино, 2014. С. 174–181 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Бажов С.И. О феномене консервативно-либерального синтеза в философии политики Б.Н.Чичерина // Вестн. славян культур. 2014. № 4 (34). С. 70–77 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Бажов С.И. Перспективы политического и культурного развития России в современной отечественной консервативно-либеральной мысли (на примере политико-культурологического дискурса позднего А.С. Панарина) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http:/human.snauka.ru/2014/10/8133 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Ворожихина К.В. «Вечные истины» и свобода от разума. О некоторых чертах философии Льва Шестова на примере книги «Афины и Иерусалим» // Филос. журн./Philosophy Journal. 2015. Т. 8. № 3. С. 78–91.
  • Ворожихина К.В. Ницше во Франции: конфликт первых интерпретаций // Филос. журн./Philosophy Journal. 2015. Т. 8. № 1. С. 88–94.
  • Ворожихина К.В. «Странствования по душам»Бенжамена Фондана: Артюр Рембо // Филос. науки. 2015. № 9. С. 116–122.
  • Громов М.Н. Азбуковники; Артемий Троицкий; Максим Грек; Симеон Полоцкий; Философская мысль на Руси в XI–XVII вв. // Русская философия: Энцикл. 2-е изд. М., 2014. С. 10; 33; 358–359; 363–364; 714–717 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Громов М.Н. Иммануил Кант и русская мысль // Рецепцiя iдей Канта у философiї та культурi росiйського Срiбного вiку. Дрогобич, 2014. С. 145–156 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Громов М.Н. «Он зрил сквозь целое столетье...» Портрет М.В.Ломоносова на фоне XVIII в. // «Знатным украшением Отечеству послуживший...». Творчество М.В. Ломоносова и культура России Нового времени: сб. М., 2014. С. 21–44 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Куценко Н.А. Нужна ли историку философии работа в архивах? // История философии: вызовы XXI века. М., 2014. С. 287–290 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Куценко Н.А. Развитие отраслей гуманитарного знания в России XVIII–XIX вв.: традиции и новации // Рецепцiя iдей Канта у философiї та культурi росiйського Срiбного вiку. Дрогобич, 2014. С. 288–297 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Мильков В.В. Древнерусские представления об ином мире // Россия XXI. 2015. № 5. С. 64–91.
  • Мильков В.В. Древнерусское монашество и его отношение к недугам // Вестн. славян. культур. 2015. № 2 (36). С. 13–28.
  • Мильков В.В. Естественнонаучные сведения в «Толковой Палее» и их источники // Древняя Русь. Вопр. медиевистики. 2015. № 3 (61). С. 85–86.
  • Мильков В.В. Палея Толковая // Енциклопедиjа руске философиjе. Допунски том. Београд, 2014. С. 46–49 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Мильков В.В., публ.: Древнейший список «Вопрошания» Кирика Новгородца по рукописи ГИМ. Син. № 123. XIII в. // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 3. Вел. Новгород, 2014. С. 246–288 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Мильков В.В Р.А. Симонов как исследователь наследия Кирика Новгородца // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 3. Вел. Новгород, 2014. С. 14–27 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Мильков В.В. Роль церкви в сплочении общества на переломных моментах отечественной истории (от Калки – до Куликова, от пораженчества – к консолидации сил для борьбы с игом) // Россия на пути консолидации: Сб. ст. / Отв. ред.: А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев. СПб., 2015. С. 204–266.
  • Сидорин В.В. Зеньковский о «школе Соловьева»: pro et contra // Соловьев. исслед. Вып. 4 (48). 2015. С. 6–13.
  • Сидорин В.В. Христианская гносеология В.В. Зеньковского: критика автономного разума // Вестн. Перм. ун-та. Сер. «Философия. Психология. Социология». 2015. Вып. 1 (21). С. 43–48.
  • Соболев А.В. Г.В. Флоровский и В.С. Соловьев: о либерализме и консерватизме в религиозно-философской мысли // Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева. М., 2015. С. 266–276.
  • Сухов А.Д. Философские поиски М.М. Щербатова // Филос. науки. 2015. № 8. С. 51–63.
  • Черняев А.В. Жизненный путь Г.В. Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева. М., 2015. С. 16–65.
  • Черняев А.В. Мистические интуиции Н.А. Бердяева // Педагогика и просвещение. 2015. № 4. С. 405–412.
  • Черняев А.В. Модели социального бытия человека: исторический опыт русской мысли // Россия на пути консолидации: Сб. ст. / Отв. ред.: А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев. СПб., 2015. С. 76–106.
  • Черняев А.В. От редактора. Флоровский в XXI веке // Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева. М., 2015. С. 5–15.
  • Черняев А.В. «Разрывы и связи»: проблема преемственности в русской философии // Вестн. славян. культур. 2015. № 3 (37). С. 32–48.
  • Черняев А.В. Флоровский о путях русской мысли и культуры // Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева. М., 2015. С. 381–431.
  • Черняев А.В. Церковь и пути консолидации российского общества // Россия на пути консолидации: Сб. ст. / Отв. ред.: А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев. СПб., 2015. С. 322–347.
  • Черняев А.В. Этапы идейной эволюции Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева. М., 2015. С. 110–141.

Переводы:

  • Борисова И.В., пер. с англ.: Джеймисон Ф. Проект формалистов; О советском магическом реализме. М.; Екатеринбург, 2014. С. 67–115, 368–393 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Борисова И.В., пер. с англ.: Тиханов Г. Михаил Бахтин: множественные открытия и культурные переносы // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2010–2011 год. М., 2014. С. 441–462 (не вошло в отчет 2014 г.)
  • Ворожихина К.В., пер. с франц: Фондан Б. Рембо-проходимец // Филос. науки. 2015. № 9. С. 122–126
  • Черняев А.В., пер.: Галлахер Б. «В ожидании варваров»: идентичность и полемичность у Георгия Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский. М., 2015. С. 205–229.

Доклады, тезисы, выступления:

  • Громов М.Н. Типология русской философии в контексте европейской культурной традиции: тез. // Восточнохристианская цивилизация в диалоге культур / Ред. М.А. Дидык. Ростов н/Д., 2014. С. 20–25 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Громов М.Н. Цивилизационные истоки: философия, политика, культура // Цивилизационная миссия России. XI Панарин. чтения. Пушкино, 2014. С. 45–54 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Мильков В.В. «Галеново на Гиппократа» и его литературный конвой: идейно-философские основания тематического единства // Кусковские чтения. Актуальные вопросы текстологии: традиции и инновации (Кусковские чтения – 2015). Материалы Международ. науч. конф. (г. Москва, 20–23 сент. 2015). М., 2015. С. 172–186.
  • Мильков В.В. Естественно-научные сведения в «Толковой Палее» и их источники: тез. // Древняя Русь. Вопр. медиевистики. 2015. № 3 (61). С. 85–86.
  • Мильков В.В. Книжное наследие Кирилла Туровского в контексте русско-белорусских литературных и идейно-религиозных взаимосвязей // Современные проблемы книжной культуры: Основные тенденции и перспективы развития. Материалы II Международ. науч. семинара (г. Москва, 24–25 нояб. 2014 г.). М.; Минск, 2014. С. 53–59 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Мильков В.В. Литературный конвой списков «Галеново на Гиппократа» как индикатор идейно-мировоззренческой специфики текста // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Материалы XXVII Международ. науч. конф. (г. Москва, 9–11 апр. 2015 г.) М., 2015. С. 306–308.

Научно-популярные статьи:

  • Мильков В.В. Возвращение к жизни. О создателе Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» – художнике и писателе Ю.К. Авдееве // Моск. журн. 2015. № 2 (290). С. 16–33. (соавт. В.И. Мильков).

Рецензии, обзоры:

  • Черняев А.В. Библиография произведений Г.В. Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева. М., 2015. С. 437–458.
  • Черняев А.В. Первая книга о последнем Соловьеве. Путь религиозного мыслителя Серебряного века завершился в психиатрической лечебнице // НГ-Религии. 18.03.2015. С. 7.
  • Черняев А.В. Хроника жизни и творчества Г.В. Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский / Под ред. А.В. Черняева. М., 2015. С. 432–437.

Внеплановая научная работа:

Гранты РГНФ

  • № 15-33-01395. Традиция и модернизм в русской религиозной философии конца XIX–XX вв. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Г.В. Флоровский) (рук. – к.ф.н. Черняев А.В.). 2015–2017 гг.