Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » » Научные результаты » 2011 год

2011 год

Научный отчет Центра био- и экофилософии ИФ РАН за 2011 год

Проанализировано, как современные вызовы, идущие от развития комплекса наук о жизни, влияют на трансформацию существующего философского знания. Предпринята одна из первых в мировой современной литературе попытка сформулировать новый статус философии природы, рассмотреть основные этапы становления современного понимания природы, проанализировать новые идеи, принципы и ориентации в функционировании философии природы наших дней. (Filozofia przyrody — dzis ( philosophy of nature today). Warszawa, 2010 — Российско-польское исследование.

             Исследована роль идеи эволюции, фундаментальной универсалии культуры, для функционирования современного философского знания в науке и культуре. (Идея эволюции в биологии и культуре. М.. 2011)

            На основе публикации сборника работ разных лет И.К. Лисеева представлена панорама развития исследований по философии биологии и экологии за последние 45 лет (Лисеев И.К. «Философия. Биология. Культура. (работы разных лет)» М.: ИФ РАН. 2011).

            Исследованы перспективы «качественной демографии» в современных условиях. Установлено, что либеральная евгеника не является «хорошей» альтернативой традиционной евгенике, поскольку также предполагает насилие над личностью (Хен Ю.В. Государственный контроль: проблемы и перспективы либеральной евгеники // Гуманизм и философские ценности. М., 2011.)

            Процесс адаптации человека проанализирован как тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая в то же время возможность прогресса. Человек своей деятельностью преображают окружающую среду, которая, в свою очередь, накладывает отпечаток на его физическую и психическую организацию. В настоящее время определяющее значение для эволюции человека имеет не столько биологическая, сколько социотехническая среда (промышленная, городская, информационная). Эволюция продолжается, хотя и в качественно измененном виде. (Петрова Е.В. Проблема адаптации в ее эволюционном аспекте: от биологии к культуре // Идея эволюции в биологии и культуре. М.: Канон+, 2011. С. 454-476).

Человеческое поведение строится на определенных программах, которые его организуют и упорядочивают. Эти стратегии поведения структурируются на базе разнообразных когнитивных репрезентаций реальности, то есть определенных моделей нашего опыта. Психическая активность представляет собой постоянный процесс репрезентирования окружающего мира, а результатом этого процесса выступают конкретные когнитивные репрезентации. Таким образом, итогом человеческого опыта являются некоторые когнитивные, или ментальные, карты действительности, которые не просто отражают наши представления о чем-либо, но действительно способны создавать новые конструкты реальности, а также изменять прежние. Однако в этой связи сразу возникает следующий принципиальный вопрос: насколько точно когнитивные репрезентации данного конкретного человека отражают сопутствующие ему явления, обстоятельства, условия и события. (Лисеев И.К., Баксанский О.Е. Идея эволюции в биологии и культуре)

Зафиксированное А. Кожибским различие между картой и территорией (когнитивной репрезентацией реальности и самой реальностью) подразумевает, что наши поступки определяются более внутренними моделями действительностью, чем самой действительностью. Окружающий мир не является ограниченным и лишенным альтернатив. Сами люди "не видят", не репрезентируют существующие возможности, которые поэтому отсутствуют или кажутся недоступными в их моделях мира. Следовательно, следует стремиться расширять наши когнитивные карты мира. (Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Образ мира: философский анализ. Когнитивная методология науки)

Вместе с тем следует обратить внимание на тот фундаментальный факт, что перцептивные возможности человека принципиально ограничены эволюционно выработанными параметрами его органов чувств как представителя биологического вида homo sapiens. Вследствие чего образ реальности человека сугубо утилитарен, в том смысле, что он адекватен с точки зрения его выживаемости и обеспечивает адаптацию внутри соответствующей биологической ниши.

Обеспечивая первичный контакт с окружающим миром, органы чувств являются своеобразными "окнами в мир". Через них проходит вся информация о существующем и необходимом для нас, поэтому сенсорный опыт является для человека первичным источником знания о действительности и основным строительным материалом для создания когнитивных репрезентаций. (Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивное конструирование реальности: философия образования).

Сенсорный опыт можно противопоставить другим формам опыта, таким как фантазии и галлюцинации, которые продуцируются человеческим мозгом, но не воспринимаются органами чувств. В дополнение к опыту, полученному посредством органов чувств, человек обладает информационной системой, состоящей из опыта, порожденного внутренним миром, -- такого как "мысли", "самоощущения", "убеждения". Эта внутренняя система знания создает набор "внутренних" когнитивных фильтров, которые сосредоточивают и направляют наши чувства, а также искажают, пропускают, обобщают сведения, поступающие через органы чувств. (Баксанский О.Е.Когнитивная наука: моделирование человеческого интеллекта//Психология и психотехника. Научно-практический журнал, № 10 (25), 2011, сс. 12-21.)

Сенсорный опыт является первичным способом получения информации об окружающей действительности для расширения когнитивных карт реальности. При этом может случиться так, что фильтры уже сформированного знания отметают новую и потенциально значимую сенсорную информацию. (Баксанский О.Е., Кучер Е.Н.Проблемное поле философии образования//Преподаватель ХХI век. Общероссийский журнал о мире образвоания, М., № 2, 2011, часть 2, сс. 104-112.)

Восприятие причинно-следственных отношений лежит в основе когнитивных моделей мира. Эффективный анализ, исследование и моделирование любого рода подразумевает определение причин наблюдаемых явлений. Под причинами понимаются базовые элементы когнитивных репрезентаций, ответственные за объяснение возникновения и существования того или иного явления или ситуации. (Баксанский О.Е.Физика и математика: методология современного естествознания//Философия физики. Актуальные проблемы, М., URSS, 2010, сс. 4-8.)

Разумеется, не все утверждения о причинно-следственных отношениях одинаково обоснованы и надежны. Одни из них могут быть обоснованны, но не завершены. Другие имеют смысл только при определенных условиях. Основная опасность заключается в том, что подобные утверждения могут быть чрезмерно упрощены и/или поверхностны. Большинство явлений возникает в результате множества причин, а не одной-единственной, поскольку реальность состоит из множества двусторонних причинно-следственных связей. Нередко причины оказываются менее очевидными, более широкими и систематическими по своей природе, чем исследуемое явление. (Баксанский О.Е.Компетентностный подход к организации образования//Философские проблемы биологии и медицины, вып. 5, Нормативное и дескриптивное, М., 2011сс. 373-380.)

 

Книги:

Filozofia przyrody – dzis / Отв. ред. И.К.Лисеев. Warszawa: IfiS, 2010. 205 s.

Идея эволюции в биологии и культуре / Отв. ред.: И.К.Лисеев, О.Е.Баксанский. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 640 с. (37 а.л.).

Идея эволюции в биологии и культуре / Отв. ред.: И.К.Лисеев, О.Е.Баксанский. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 640 с. (37 а.л.).

Когнитивное конструирование реальности: философия образования / Отв. ред.: О.Е.Баксанский, Е.Н.Кучер. М.: Издат. дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 238 с. (15,7 а.л.).

Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет). М.: ИФ РАН, 2011. 315 с. (16,09 а.л.).

Образ мира: филос. анализ. Когнитивная методология науки: Учебно-метод. пособие / Отв. ред.: О.Е.Баксанский, Е.Н.Кучер. М.: Человек, 2011. 134 с. (7,4 а.л.).

Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2011. 432 с. (27 а.л.).

 

Статьи, разделы в книгах и др. публикации:

Баксанский О.Е. Когнитивная наука: моделирование человеческого интеллекта // Психология и психотехника. 2011. № 10(25). С. 12–21.

Баксанский О.Е. Компетентностный подход в медицинском образовании // Сеченов. вести. Июль 2011. С. 6–7.

Баксанский О.Е. Компетентностный подход к организации образования // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 5: Нормативное и дескриптивное. М., 2011. С. 373–380.

Баксанский О.Е. Коэволюционные репрезентации познания в современном мировоззрении. Чарльз Дарвин и его теория эволюции // Идея эволюции в биологии и культуре. М., 2011. С. 420–454.

Баксанский О.Е. Проект TEMPUS: образование через всю жизнь // Сеченов. вести. Май 2011. С. 7.

Баксанский О.Е. Рефлексивные процессы и управление // Сб. материалов VIII Междунар. симпоз. М., 2011. С. 21–25.

Баксанский О.Е. Рец. на учеб.: Философия / Под ред. С.А.Лебедева // Гуманитар. науки. 2011. № 2. С. 113–115.

Баксанский О.Е. Ученый и художник (два подхода к творческому отражению мира) // Музыкальная психология и психотерапия. 2011. № 4(25). С. 53–67.

Баксанский О.Е. Физика и математика: методология современного естествознания // Философия физики. Актуал. пробл. М., 2010. С. 4–8 (не вошло в отчет за 2010 г.).

Баксанский О.Е. Философия медицины // Материалы научно-практ. конф., посвящ. 65-летию Поликлиники № 1 РАН. М., 2011. С. 169–174.

Баксанский О.Е. Эйнштейн и музыка // Музыкальная психология и психотерапия. 2011. № 1(22). С. 68–83.

Баксанский О.Е. Экологические проблемы // «Эволюционный синтез» и актуальные проблемы эволюции человека (к 110-летию Ф.Г.Добржанского). СПб., 2010. С. 6–12 (не вошло в отчет за 2010 г.).

Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Проблемное поле философии образования // Преподаватель ХХI века. 2011. № 2. Ч. 2. С. 104–112.

Баксанский О.Е. Андрагогика: плеоназм педагогики или перспективы МВА в здравоохранении // Проблемы андрагогики высшей медицинской школы: Сб. материалов учебно-научно-метод. конф. ВолгГМУ, 2011. С. 20–25.

Баксанский О.Е. Философия медицинского образования в России // Современные подходы к определению квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу медицинских вузов и задачи модернизации программ дидактической подготовки педагогических кадров. Омск, 2011. С. 12–17.

Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Повышение квалификации педагогических кадров: модель результативности // Применение новых технологий в образовании: Материалы XХII Междунар. конф. Троицк, 2011. С. 320–321.

Баксанский О.Е., Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки // Вестн. РФО. 2011. № 1. С. 179–181.

Королёв А.Д. Имена и числа // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2011. № 3. С. 74–75.

Королёв А.Д. Роль небытия в современном мире // Философия, культура, образование в XXI веке: сб. ст. и тез. докл. Всерос. научн. конф. (г. Казань, 22 апр. 2011 г.). Казань, 2011. С. 17–18.

Королёв А.Д. Связка «ресурсы–цель» в условиях глобализации // Материалы II Междунар. научн. конгр. «Глобалистика – 2011: пути к стратег. стабильности и пробл. глобал. упр.» (Москва, 18–22 мая 2011 г.): В 2 т. Т. 1. М., 2011. С. 47–48.

Лисеев И.К. Влияние биологии на формирование новых норм и установок культуры // Человек в единстве социальных и биологических качеств. М., 2011. С. 36–39 (0,5 а.л.).

Лисеев И.К. Глобализм: цивилизационный процесс или миф? // Гуманизм и философские ценности. М., 2011. С. 26–31 (1 а.л.).

Лисеев И.К. Глобальные процессы и глобальные проблемы: тождество или различие? // Глобализация и проблемы мира: российский проект. СПб., 2011. С. 8–11 (0,3 а.л.).

Лисеев И.К. Глокализация мышления как императив экогенной цивилизации // Глобалистика’2011. М., 2011. С. 57–58 (0,1 а.л.).

Лисеев И.К. Конфессия России в ответах на экологические вызовы // Религии России: проблемы социального служения М.–Н.Новгород, 2011. С. 218–225 (1 а.л.).

Лисеев И.К. Коэволюционное мышление – от биологии к культуре // Идея эволюции в биологии и культуре. М, 2011. С. 409–419 (1 а.л.).

Лисеев И.К. Россия: многообразие культур в контексте международного туризма // Индустрия туризма: Геополит. и этнокультурн. Пробл. в сфере туризма. М., 2011. С. 28–29 (0,1 а.л.).

Лисеев И.К. Экологическое мышление в осознание глобальности мира // Филос. науки. 2011. № 8. С. 56–63 (1 а.л.).

Лисеев И.К.] Интервью газете Башигосуниверситета // Кафедра. 2011. № 6–7, апр. С. 14 (0,1 а.л.).

Петрова Е.В. (EkaterinaV. Petrova). manasasocial-naturalproblem // Filozofiaprzyrodydzis. Warszawa, 2010. C. 195–203 (не вошло в отчет за 2010 г.).

Петрова Е.В. Глобальное информационное общество и проблема сохранения языкового многообразия // Материалы II Междунар. научн. конгр. «Глобалистика–2011». Т. 2 М., 2011. С. 81–82.

Петрова Е.В. Здоровье человека информационного общества: проблема информационного стресса // Материалы научно-практ. конф., посвящ. 65-летию Поликлиники № 1 РАН. М., 2011. С. 227–231 (работа выполнена по гранту).

Петрова Е.В. Проблема адаптации в ее эволюционном аспекте: от биологии к культуре // Идея эволюции в биологии и культуре. М., 2011. С. 454–476.

Петрова Е.В. Проблемы адаптации в информационной среде // Информационная эпоха: вызовы человеку. М., 2010. С. 258–281 (работа ваыполнена по гранту).

Петрова Е.В. Человек информационного общества: проблемы физического и ментального здоровья // Философские проблемы биологии и медицины: итоги и перспективы. М., 2011. С. 243–250 (работа ваыполнена по гранту).

Петрова Е.В., Лощилина М.А. Проблема информационной компетентности и образование // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации: Материалы V Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2010. С. 233–235 (работа выполнена по гранту) (не вошло в отчет за 2010 г.).

Фесенкова Л.В (Lidia V.Fecenkova), Панкратов А. (Alexandr V. Pancratov). Noospheric moode of thinking and modern philosophy of nature // Filozofiaprzyrodydzis. Warszawa, 2010. C. 90–99 (не вошло в отчет за 2010 г.).

Фесенкова Л.В. Аналитическая психология К.Г.Юнга в современной культуре // Гуманизм и философские ценности. М., 2011 г. С. 223–235.

Фесенкова Л.В. Дж. Хорган об окончательном знании в биологии // Будущее фундаментальной науки. М., 2011. С. 229–233.

Фесенкова Л.В. Существует ли естественный отбор? // Идея эволюции в биологии и культуре. М., 2011. С. 635–638.

Фесенкова Л.В., Дерябина Е.Д. Экология в дискурсе эволюционных проблем // Идея эволюции в биологии и культуре. М., 2011. С. 477–494.

Хен Ю.В. Государственный контроль: проблемы и перспективы либеральной евгеники // Гуманизм и философские ценности. М., 2011. С. 290–302.

Хен Ю.В. Трансформации биоэтики в эпоху глобализации // Философские проблемы биологии и медицины. М., 2011. С. 188–195.

Чумаков А.  Н. (ChumakovA.N.). Conflict of Interesting and Possibilities for Dialog in the Global World // World Cultural Forum (Taihu, China). The First Conference: Dialog and Cooperation for the World Harmony and Common Development. A Collection of Paper Abstracts by Experts and Scholars from China and Abroad. Suzhou, China, May, 2011. P. 85–88 (на англ. яз.).

Чумаков А.Н. Глобализация как результат социоприродного развития // Биосфера-почва-человечество: устойчивость и развитие: Материалы Всерос. научн. конф., посвящ. 80-летию А.Н.Тюрюканова. М., 2011. С. 62–67.

Чумаков А.Н. Глобальные аспекты развития российских регионов // Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона: тез. междунар. научно-практ. конф. Бийск, 2011. С. 5–7.

Чумаков А.Н. Глобальные и региональные проблемы образования // VI Всерос. научно-практ. конф. «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». Ханты-Мансийск, 2011. С. 19–46.

Чумаков А.Н. Гуманитарная стратегия Китая – прорыв в будущее // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2011. № 2. С. 36–39.

Чумаков А.Н. Гуманитарное знание как средство решения социальных проблем: от античности к современности // Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки: Междунар. научн. конф. (20–21 окт. 2011 г.). Ростов н/Д., 2011. С. 15–17.

Чумаков А.Н. Гуманитарный аспект глобализации: российское измерение // Геополитика и безопасность. 2011. № 4. С. 104–119.

Чумаков А.Н. Задачи модернизации страны не продуманы системно // Экологические теории марксизма и современность: тр. научн. семинара. Вып. 2. М., 2011. С. 23–26.

Чумаков А.Н. Испытание временем // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2011. № 3. С. 7–9.

Чумаков А.Н. Концепция устойчивого развития и российские реалии // Международная научная конф. «Человек – объект и субъект глобальных процессов». СПб., 2011. С. 68–86.

Чумаков А.Н. Культура и вызовы глобализации: новые подходы // Век глобализации. 2011. № 2. С. 174–180.

Чумаков А.Н. Россия и первоочередные задачи ее развития в современном мире // Базовые ценности современной России: философская рефлексия: Сб. научн. тр. М., 2011. С. 35–50.

Чумаков А.Н. Современная Россия в системе глобальных отношений: вектор развития // Современное государство: философские, социально-экономические и правовые основания в контексте глобализации. М., 2011. С. 108–112.

Чумаков А.Н. Современный мир и особая миссия философии // Философия, культура, образование в XXI веке: сб. ст. и тез. докл. Всерос. научн. конф (Казань, 22 апр. 2011 г.). Казань, 2011. С. 8–9.

Чумаков А.Н. Трансформация культуры в контексте глобальных процессов // Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение идентичности. Алматы, 2011. С. 80–102.

Чумаков А.Н. Устойчивое развитие в свете глобализации: реальность и перспективы // Материалы II Междунар. научн. конгр. «Глобалистика – 2011: пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления» (Москва, 18–22 мая 2011 г.): В 2 т. Т. 1. М., 2011. С. 15–16.

Чумаков А.Н. Философия перед вызовом глобализации // Вестн. Цзян Хай (JianghaiAcademicJournal). 2011. № 1. Р. 40–51 (на кит. яз.).