Институт Философии
Российской Академии Наук




  Беседа с Ильшатом Рашитовичем Насыровым
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Страницы истории » Воспоминания сотрудников и интервью » Беседа с Ильшатом Рашитовичем Насыровым

Беседа с Ильшатом Рашитовичем Насыровым


Беседа с Ильшатом Рашитовичем Насыровым,

в.н.с, д.филос.н. сектора философии исламского мира Института философии РАН



Ю. Федорова: Уважаемый Ильшат Рашитович, расскажите, когда и при каких обстоятельствах Вы пришли работать в Институт философии?


И.Р. Насыров: Я пришел работать в Институт философии РАН в 2006 г. по инициативе д.филос.н. Андрея Вадимовича Смирнова, видного специалиста по арабо-мусульманской философии, на тот момент член.-корр. РАН (сегодня академик РАН) и ведущего научного сотрудника сектора восточных философий ИФ РАН, а теперь – директора Института философии РАН. После встречи с академиком РАН Абдусаламом Абдулкеримовичем Гусейновым, возглавлявшим в то время Инстиут философии в качестве директора, я был принят на должность старшего научного сотрудника вышеуказанного сектора, который возглавляла в указанное время профессор Мариэтта Тиграновна Степанянц, д.филос.н., известный востоковед и крупный специалист по индийской и арабо-мусульманской философии. 

   

Ю.Ф.: С кем из ученых Вам довелось работать в Институте? Что Вы можете рассказать о них? Кто Вам особенно памятен из ушедших коллег и почему?


И.Р.Н.: Вот уже много лет я плодотворно сотрудничаю с одним из старейших сотрудников Института философии – д.филос.н. Евгенией Антоновной Фроловой, специалистом по арабо-мусульманской философии и современной общественной мысли мусульманского Востока, являющейся живым воплощением лучших традиций отечественной историко-философской арабистистики. Мне довелось сотрудничать с Гульшат Бахитовной Шаймухамбетовой, специалистом по арабо-мусульманской философии, которая вела исследования средневековой арабоязычной философии сквозь призму ее отношения к античной традиции, то есть к греческой и эллинистической философии. На расширение моего научного кругозора сильно повлияла профессор М.Т. Степанянц, чьи во многом новаторские идеи позволили перейти отечественным специалистам от этапа количественного наращивания знаний о философских традициях мусульманского Востока к этапу обобщения и выдвижения концепций о существенных характеристиках философской мысли исламского мира, ее самостоятельной природе и главных направлениях. Во многом ее усилиям компаративистские исследования (сравнительная философия) стали неотъемлемой частью историко-философского востоковедения в России. Но в первую очередь своим успехам в области историко-философской арабистики я обязан академику РАН Андрею Вадимовичу Смирнову, известному российскому философу и крупнейшему арабисту, который открыл мне двери в мир науки и под руководством которого я успешно защитил докторскую диссертацию. Следует особо сказать о видных ученых нашего института, чьи научные идеи вдохновляют меня в моей деятельности. Это академики Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов и Степин Вячеслав Семенович, чьи книги и публичные выступления каждый раз раскрывают для меня новые грани мира философских идей. Это профессора Эрих Юрьевич Соловьев и Вадим Михайлович Межуев, на книгах которых я учился и до сих пор вдохновляюсь их мыслями, которыми они делятся в ходе своих выступлений на теоретических семинарах и конференциях. Совершенно новые аспекты своей интеллектуальной деятельности в свете перспективы философии в публичном пространстве мне открылись в ходе участия в замечательном проекте «Анатомия философии: как работает текст», возглавляемом профессором Юлией Вадимовной Синеокой, заместителем директора Института философии РАН. 


Ю.Ф.: В каких секторах, при каких заведующих подразделениями и директорах Института Вы работали?


И.Р.Н.: После реорганизации сектора восточных философий, которую возглавляла профессор Мариэтта Тиграновна Степанянц, где я начал свою работу в Институте философии РАН, в феврале 2008 г. был создан сектор философии исламского мира, куда я перешел работать и работаю по сегодняшний день. Новый сектор возглавил член-корр. РАН и д.филос.н. Андрей Вадимович Смирнов, ныне академик РАН и директор Института философии, сменивший на этой должности прежнего директора ИФ РАН, академика РАН А.А. Гусейнова, при котором я был принят на работу в Институт.


Ю.Ф.: Какие события из секторской и общеинститутской жизни, – научной и не только, – Вам запомнились?


И.Р.Н.: Вторая и третья Московские международные конференции по сравнительной философии (2006 и 2012 гг.), прошедшие в стенах Института философии РАН, в работе которых приняли участие ведущие философы разных стран и общение с которыми было чрезвычайно полезным для меня. Вместе с сотрудниками нашего сектора я участвую в деятельности ежегодника «Ишрак», где публикуются работы исламоведов из многих стран мира. Этот проект успешно себя зарекомендовал и мне очень лестно, что я внес и вношу свой скромный посильный вклад в это дело. Несомненно, одним из важных событий общеинститутской жизни для меня стал переезд Института философии РАН из здания на Волхонке, 14, на новое место – в здание на улице Гончарная, 12. 


Ю.Ф.: Как, по вашему мнению, отразились на жизни Института философии социальные и культурные процессы, происходившие в истории нашей страны?


И.Р.Н.: Наука – вещь автономная и ее деятельность носит относительно независимый характер. Это еще более справедливо в отношении философии. Тем более, что после 1991 г. в Конституции нашей страны, Российской Федерации, закреплено положение о политическом и идеологическом плюрализме. Исчезновение прежнего идеологического диктата дало возможность свободно развиваться философской и в целом интеллектуальной мысли в нашей стране. Наши философы могут свободно общаться со своими зарубежными коллегами, реализовать совместные проекты и тем самым полноценно осуществлять свою профессиональную деятельность.



С Ильшатом Рашитовичем Насыровым беседовала Юлия Федорова (март 2016)



 

 

   

9 марта 2018, Тюбингенский университет, Тюбинген, Германия

 

Доклад «The Shift towards Cultural Islam» на международной научной конференции «Теологическая антропология в межрелигиозной перспективе» (Theological Anthropology in Interreligious Perspective).

 

5 октября 2017, Институт философии РАН, Москва


Конференция “Революция и эволюция в исламской мысли и истории” (Институт философии РАН). С О.В. Акулиничевым и К.Ю. Бурмистровым.

 

12 сентября 2017, Дипломатическая Академия МИД России, Москва

 

На вручении «Евразийской премии - 2017». Лауреат в номинации «Смысл мироздания».

С К.Р. Сарсеновой, президентом Евразийского творческого союза.



 

 

 

        

 

19 марта 2015, Библиотека им. Ф.М. Достоевского, Москва


Лекция «О критике философии в сочинении ал-Газали “Избавляющий от заблуждения”» в рамках проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст». С руководителем проекта д. филос. н. Ю.В. Синеокой.




 

20 февраля 2014, Институт синергийной антропологии, Москва

 

Доклад  “Суфийская духовная практика и Ибн ‘Араби. К вопросу о его роли в судьбах духовной традиции ислама” на научном семинаре Института синергийной антропологии.

С руководителем семинара С.С. Хоружим.


 

15 марта 2010, Национальная библиотека, Исламабад, Пакистан


На международной конференции «Суфизм и мир» (Sufism and Peace). С участником конференции Абдаллахом Шарифом Авзани (Abdellah Cherif Ouazzani), директором Центра исламоведения (Касабланка, Марокко).

 

   

15 марта 2010, Национальная библиотека, Исламабад, Пакистан

 

Доклад «The role of the Sufi heritage in the modern era» на международной конференции «Суфизм и мир» (Sufism and Peace) в Исламабаде.
 

15 ноября 2009, Институт синергийной антропологии, Москва

 

Доклад  “Духовная практика в исламском мистицизме (суфизме)” на научном семинаре Института синергийной антропологии.

С руководителем семинара С.С. Хоружим.

 

9 декабря 2009, Институт восточных культур и античности, РГГУ, Москва


Авторская презентация книги «Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция» на теореитическом семинаре ИВКА РГГУ.