Беседа с Ильшатом Рашитовичем Насыровым,
в.н.с, д.филос.н. сектора философии исламского мира Института философии РАН
Ю. Федорова: Уважаемый Ильшат Рашитович, расскажите, когда и при каких обстоятельствах Вы пришли работать в Институт философии?
И.Р. Насыров: Я пришел работать в Институт философии РАН в 2006 г. по инициативе д.филос.н. Андрея Вадимовича Смирнова, видного специалиста по арабо-мусульманской философии, на тот момент член.-корр. РАН (сегодня академик РАН) и ведущего научного сотрудника сектора восточных философий ИФ РАН, а теперь – директора Института философии РАН. После встречи с академиком РАН Абдусаламом Абдулкеримовичем Гусейновым, возглавлявшим в то время Инстиут философии в качестве директора, я был принят на должность старшего научного сотрудника вышеуказанного сектора, который возглавляла в указанное время профессор Мариэтта Тиграновна Степанянц, д.филос.н., известный востоковед и крупный специалист по индийской и арабо-мусульманской философии.
Ю.Ф.: С кем из ученых Вам довелось работать в Институте? Что Вы можете рассказать о них? Кто Вам особенно памятен из ушедших коллег и почему?
И.Р.Н.: Вот уже много лет я плодотворно сотрудничаю с одним из старейших сотрудников Института философии – д.филос.н. Евгенией Антоновной Фроловой, специалистом по арабо-мусульманской философии и современной общественной мысли мусульманского Востока, являющейся живым воплощением лучших традиций отечественной историко-философской арабистистики. Мне довелось сотрудничать с Гульшат Бахитовной Шаймухамбетовой, специалистом по арабо-мусульманской философии, которая вела исследования средневековой арабоязычной философии сквозь призму ее отношения к античной традиции, то есть к греческой и эллинистической философии. На расширение моего научного кругозора сильно повлияла профессор М.Т. Степанянц, чьи во многом новаторские идеи позволили перейти отечественным специалистам от этапа количественного наращивания знаний о философских традициях мусульманского Востока к этапу обобщения и выдвижения концепций о существенных характеристиках философской мысли исламского мира, ее самостоятельной природе и главных направлениях. Во многом ее усилиям компаративистские исследования (сравнительная философия) стали неотъемлемой частью историко-философского востоковедения в России. Но в первую очередь своим успехам в области историко-философской арабистики я обязан академику РАН Андрею Вадимовичу Смирнову, известному российскому философу и крупнейшему арабисту, который открыл мне двери в мир науки и под руководством которого я успешно защитил докторскую диссертацию. Следует особо сказать о видных ученых нашего института, чьи научные идеи вдохновляют меня в моей деятельности. Это академики Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов и Степин Вячеслав Семенович, чьи книги и публичные выступления каждый раз раскрывают для меня новые грани мира философских идей. Это профессора Эрих Юрьевич Соловьев и Вадим Михайлович Межуев, на книгах которых я учился и до сих пор вдохновляюсь их мыслями, которыми они делятся в ходе своих выступлений на теоретических семинарах и конференциях. Совершенно новые аспекты своей интеллектуальной деятельности в свете перспективы философии в публичном пространстве мне открылись в ходе участия в замечательном проекте «Анатомия философии: как работает текст», возглавляемом профессором Юлией Вадимовной Синеокой, заместителем директора Института философии РАН.
Ю.Ф.: В каких секторах, при каких заведующих подразделениями и директорах Института Вы работали?
И.Р.Н.: После реорганизации сектора восточных философий, которую возглавляла профессор Мариэтта Тиграновна Степанянц, где я начал свою работу в Институте философии РАН, в феврале 2008 г. был создан сектор философии исламского мира, куда я перешел работать и работаю по сегодняшний день. Новый сектор возглавил член-корр. РАН и д.филос.н. Андрей Вадимович Смирнов, ныне академик РАН и директор Института философии, сменивший на этой должности прежнего директора ИФ РАН, академика РАН А.А. Гусейнова, при котором я был принят на работу в Институт.
Ю.Ф.: Какие события из секторской и общеинститутской жизни, – научной и не только, – Вам запомнились?
И.Р.Н.: Вторая и третья Московские международные конференции по сравнительной философии (2006 и 2012 гг.), прошедшие в стенах Института философии РАН, в работе которых приняли участие ведущие философы разных стран и общение с которыми было чрезвычайно полезным для меня. Вместе с сотрудниками нашего сектора я участвую в деятельности ежегодника «Ишрак», где публикуются работы исламоведов из многих стран мира. Этот проект успешно себя зарекомендовал и мне очень лестно, что я внес и вношу свой скромный посильный вклад в это дело. Несомненно, одним из важных событий общеинститутской жизни для меня стал переезд Института философии РАН из здания на Волхонке, 14, на новое место – в здание на улице Гончарная, 12.
Ю.Ф.: Как, по вашему мнению, отразились на жизни Института философии социальные и культурные процессы, происходившие в истории нашей страны?
И.Р.Н.: Наука – вещь автономная и ее деятельность носит относительно независимый характер. Это еще более справедливо в отношении философии. Тем более, что после 1991 г. в Конституции нашей страны, Российской Федерации, закреплено положение о политическом и идеологическом плюрализме. Исчезновение прежнего идеологического диктата дало возможность свободно развиваться философской и в целом интеллектуальной мысли в нашей стране. Наши философы могут свободно общаться со своими зарубежными коллегами, реализовать совместные проекты и тем самым полноценно осуществлять свою профессиональную деятельность.
С Ильшатом Рашитовичем Насыровым беседовала Юлия Федорова (март 2016)

|
|
 |
|
 |
9 марта 2018, Тюбингенский университет, Тюбинген, Германия
Доклад «The Shift towards Cultural Islam» на международной научной конференции «Теологическая антропология в межрелигиозной перспективе» (Theological Anthropology in Interreligious Perspective).
|
|
5 октября 2017, Институт философии РАН, Москва
Конференция “Революция и эволюция в исламской мысли и истории” (Институт философии РАН). С О.В. Акулиничевым и К.Ю. Бурмистровым.
|
|
12 сентября 2017, Дипломатическая Академия МИД России, Москва
На вручении «Евразийской премии - 2017». Лауреат в номинации «Смысл мироздания».
С К.Р. Сарсеновой, президентом Евразийского творческого союза.
|

|
|

|
|

|
19 марта 2015, Библиотека им. Ф.М. Достоевского, Москва
Лекция «О критике философии в сочинении ал-Газали “Избавляющий от заблуждения”» в рамках проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст». С руководителем проекта д. филос. н. Ю.В. Синеокой.
|
|
20 февраля 2014, Институт синергийной антропологии, Москва
Доклад “Суфийская духовная практика и Ибн ‘Араби. К вопросу о его роли в судьбах духовной традиции ислама” на научном семинаре Института синергийной антропологии.
С руководителем семинара С.С. Хоружим.
|
|
15 марта 2010, Национальная библиотека, Исламабад, Пакистан
На международной конференции «Суфизм и мир» (Sufism and Peace). С участником конференции Абдаллахом Шарифом Авзани (Abdellah Cherif Ouazzani), директором Центра исламоведения (Касабланка, Марокко).
|

|
|
 |
|
 |
15 марта 2010, Национальная библиотека, Исламабад, Пакистан
Доклад «The role of the Sufi heritage in the modern era» на международной конференции «Суфизм и мир» (Sufism and Peace) в Исламабаде. |
|
15 ноября 2009, Институт синергийной антропологии, Москва
Доклад “Духовная практика в исламском мистицизме (суфизме)” на научном семинаре Института синергийной антропологии.
С руководителем семинара С.С. Хоружим.
|
|
9 декабря 2009, Институт восточных культур и античности, РГГУ, Москва
Авторская презентация книги «Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция» на теореитическом семинаре ИВКА РГГУ.
|