Две версии принципа универсализации в моральной философии И. Канта Тезисы доклада
Принципом универсализации принято называть первый практический принцип категорического императива И. Канта. Кант считал категорический императив, в частности, его первый практический принцип, фундаментальным критерием разделения недопустимого и достойного в морали. Критерий универсальности был для Канта ключевым и в определении морали как таковой, в утверждении ее отличия от других форм императивности – тех, что выражены в гипотетических императивах умения и благоразумия.
Принцип универсальности дается Кантом в двух основных формулах, которые принято называть формулой универсального закона [2. С. 143] и формулой закона природы [1. С. 355]. В кантоведении две версии принципа универсализации воспринимаются и обозначаются по-разному [10. Р. хх, 17, 78–87]. Вопрос, который здесь встает, касается того, как с этой законосообразной связью явлений соотносится нравственность, и как с законом природы соотносится нравственный закон. Важный момент в различии этих версий касается модуляции, которую претерпела наиболее существенная ее часть: слова «всеобщий закон» в первой версии заменены словами «всеобщий закон природы» во второй. Обусловленное этой модуляцией изменение в содержании принципа универсализации отнюдь не очевидно. Из того, что говорит по поводу этих версий Кант, не ясно, в чем заключается субстанциональная и функциональная разница между «всеобщим законом» и «всеобщим законом природы». Иными словами, не ясно, что представляет собой категорический императив в качестве всеобщего закона, а что – в качестве всеобщего закона природы, чем соотнесение моральным агентом максимы своего поступка с всеобщим законом отличается от соотнесения с всеобщим законом природы и каково различие эффектов этих соотнесений для индивидуальных решений и действий.
В современном отечественном кантоведении наличие двух версий принципа универсализации непременно отмечается, но не все авторы придают этому различию теоретическое значение [5. С. 41–42]; [6. С. 71–76]; [7. С. 35–39, 39–49]. Вопрос о теоретической и нормативной динамике принципа универсализации в переходе от формулы универсального закона к формуле закона природы по существу ими не затрагивается.
Концептуально-интересное видение принципа универсализации в целостном контексте учения о категорическом императиве предлагает А. Вуд. Характеризуя различие двух формул первого практического принципа, Вуд обращает внимание на разный характер необходимости, предполагаемой универсальным законом и универсальным законом природы [10. Р. 79–80] и указывает на то, что в рамках кантовского обсуждения первого практического принципа исчерпывающее объяснение перехода от универсального закона к закону природы не исполнимо. Разъяснение перехода от одной версии принципа универсализации к другой, по его мнению, возможно при обращении ко второму и третьему практическим принципам, посредством которых категорический императив наполняется нормативно-позитивным содержанием. По сути только в соотнесении с этими другими формулировками морального закона обе версии принципа универсализации обретают свою теоретическую ценность.
Восприятие принципа универсализации как «стандартного» обусловило в посткантовской истории мысли понимание категорического императива в целом как исключительно формального. Формализм, усматривавшийся в первом принципе, переносился и на другие два принципа – принцип человечности и принцип автономии, при том, что они, наоборот, задают содержательные ориентиры практическим решениям и действиям. Учет различий в характере нормативного содержания разных формул категорического императива позволяет понять, что хотя категорический императив выражается в равной мере в трех формулах, – неправомерно думать, что каждая формула вместе с тем несет в себе содержание каждой другой и каждой другой предполагается.
Показательно для понимания внутренне-нормативной динамики принципа универсализации замечание Г. Пэтона, касающееся формулы закона природы: мы можем понять ее лишь при условии, что закон природы будет истолкован телеологически, в перспективе гармонии человеческих целей [8. Р. 155]. Содержательный компонент эксплицитно присутствует во втором и третьем принципах категорического императива. Благодаря введению Кантом формулы закона природы и через это прямому сопряжению принципа универсализации с двумя другими принципами категорического императива появляется возможность обнаружить содержательный компонент и в принципе универсализации. В этом можно видеть действительное теоретическое и нормативное значение формулы закона природы и ее новационность в сравнении с формулой всеобщего закона.
Литература
|
|||||
|