Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора истории русской философии за 2014 год
Главная страница » » Сектор истории русской философии » Научные результаты » Научный отчет сектора истории русской философии за 2014 год

Научный отчет сектора истории русской философии за 2014 год

Сектор истории русской философии

Зав. сектором – к.ф.н.  А.В. Черняев


Основные итоги работы сектора за 2014 год

 

 

Новизна результатов: предпринят анализ традиции и преемственности в русской философии и построена типология присущих ей преемственных связей (в контексте истории и современности); рассмотрены способствующие и препятствующие преемственности факторы. В связи с этим представлена классификация и дана характеристика основных философских направлений в современной России (марксизм, когнитивизм, постмодернизм, контекстуализм), а также сделан анализ их идейной генеалогии в истории русской и советской философской мысли (Chernyaev A.V. Continuity and succession in contemporary Russian philosophy).

Произведена историко-философская и концептуальная реконструкция разрабатывавшегося Н.А. Бердяевым проекта «теократического социализма» (1903–1917 гг.). Продемонстрировано сходство концепции Бердяева с идеологией европейской религиозной Реформации (критика исторической Церкви, индивидуализация религиозного сознания, интериоризация духовной жизни, секуляризация культуры и общества). Рассмотрен вопрос об актуальности и применимости западного реформационного опыта в социально-исторических условиях России (Черняев А.В. Николай Бердяев. Реформатор без Реформации).

Предпринята попытка вскрыть некоторые недостаточно изученные аспекты жизни и творчества Н.А. Бердяева. Подчеркнута парадоксальность высказываний Бердяева, которая объясняется, с одной стороны, темпераментом его креативной натуры, а с другой, невозможностью в однозначных терминах выразить всю сложность и противоречивость истории, общества, индивида. Бердяев представлен как апологет и одновременно пленник свободы, яркий представитель экзистенциального персонализма (Громов М.Н. Апологет и пленник свободы).

Исследована рецепция античного наследия в космологии и антропологии «Палеи Толковой» – первого оригинального отечественного религиозно-философского памятника энциклопедического характера. В динамике автохтонных и внешних факторов детально реконструированы представления о мироздании, а также естественнонаучные и медицинские идеи памятника. Содержание «Палеи Толковой» изучено в сравнительном аспекте с другими явлениями древнерусской мысли (Мильков В.В. Палейная антропология и ее источники).

Проведено сопоставление концепций философии религии, представленных в классическом марксизме и русском философском материализме XIX в. Исследован категориальный аппарат и основная проблематика этих направлений философии религии: причины религиозности, место религии в жизни человека и общества, выполняемые ею функции, ее структура и специфика – сравнительно с другими сферами духа (Сухов А.Д. Философия религии в марксизме и русском материализме).

Предпринят историко-философский анализ философского мировоззрения Н.М. Карамзина. Установлено, что полученные в пансионе Шадена, Дружеском ученом обществе, а также путем самообразования познания в философии Карамзин использовал, вырабатывая собственное мировоззрение, принципы познания, изучая исторический процесс (Сухов А.Д. Философствующий Н.М. Карамзин).

 

Плановая научная работа

 

Монографии

  • Сухов А.Д. Философия религии в марксизме и русском материализме XIX в. М.: ИФ РАН, 2014. 98 с.

 

Научные статьи

  • Черняев А.В. Николай Бердяев. Реформатор без Реформации // Вопросы философии. 2014. №11. С. 79-87.
  • Черняев А.В. «Гамлет русской революции» (к 150-летию Е.Н. Трубецкого) // История философии. 2014. №19. С. 181-189.
  • Черняев А.В. Метаморфозы философии культуры Г.В. Флоровского // Историко-философский ежегодник’2014. М., 2014. С. 238-256
  • Черняев А.В. У истоков русского консерватизма: Иван Посошков // Тетради по консерватизму. 2014. №3. С.32-38
  • Chernyaev A.V. Continuity and succession in contemporary Russian philosophy // Studies in East European thought. 2014. Vol. 66.
  • Бажов С.И. Этическая проблематика в философском творчестве П.И. Новгородцева // История философии. 2014. №19. С. 149-165.
  • Ворожихина К.В. Борис Шлёцер и Лев Шестов // Историко-философский ежегодник’2013. М., 2014. С. 353-365.
  • Ворожихина К.В. Лев Шестов и Жорж Батай о природе философского незнания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2014. №2. С. 15-23.
  • Ворожихина К.В. Бенжамен Фондан – ученик Льва Шестова // Философия и культура. 2014. №2. С. 71-82.
  • Громов М.Н. Образ Софии Премудрости в русской философии и культуре // История философии. 2014. №19. С. 16-27.
  • Громов М.Н. Апологет и пленник свободы // Философские науки. 2014. №4. С. 22-36.
  • Громов М.Н. Философское значение «Толковой Палеи» // «Палея Толковая» в контексте древнерусской культуры XI–XVII вв. М., 2014. С. 9-14.
  • Куценко Н.А. Триединство российского гуманитарного знания в русской мысли XVIII-XX вв. // История философии. 2014. №19. С. 92-102.
  • Лазарев В.В.Осуществимо ли воссоединение западничества и славянофильства // История философии. 2014. №19. С. 102-120.
  • Мильков В.В. Палейная антропология и ее источники // История философии. 2014. №19. С. 21–36.
  • Мильков В.В.С. В. Бондарь как исследователь религиозно-философской мысли Древней Руси // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Спб.; Казань, 2014. С. 225-241.
  • Соболев А.В.О духовно-нравственной атмосфере в семье Трубецких // История философии. 2014. №19. С. 190-207.
  • Соболев А.В. Между рационализмом и художественным познанием // Книгоиздательство «Мусагет». История. Мифы. Результаты. М., 2014. С. 125-135.
  • Сухов А.Д. Философствующий Н.М. Карамзин // Философия и культура. 2014. №5. С. 687-696.
  • Сухов А.Д. Марксистская трактовка религии // Философия и общество. 2014. №3. С. 49-66.

 

Переводы

  • Ворожихина К.В., перевод с французского: Шлёцер Б.Ф. Ницше и Достоевский // Историко-философский ежегодник’2013. М., 2014. С. 366-376.

 

Доклады, тезисы, выступления

  • Черняев А.В. История философии и новая историческая наука // История философии: Вызовы XXI века. М., 2014. С. 159-165.
  • Бажов С.И. К дискуссии о статусе историко-философского знания // История философии: Вызовы XXI века. М., 2014. С. 316-322.
  • Ворожихина К.В.Антироман Б.Ф. Шлёцера: бунт, творчество, свобода // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов–2014» / [Электронный ресурс] — М., 2014.
  • Громов М.Н.История философии: паранаука, квазиискусство или псевдоремесло? // История философии: Вызовы XXI века. М., 2014. С. 125-128
  • Лазарев В.В. О научности и философичности в истории философии // История философии: Вызовы XXI века. М., 2014. С. 102-108
  • Соболев А.В. Об уроках евразийской самокритики // История философии: Вызовы XXI века. М., 2014. С. 283-286.

 

Научно-популярные статьи

  • Черняев А.В., Бажов С.И. Республика ученых. Академия наук: идея и история // Московский журнал. Приложение. К 290-летию Российской академии наук. М., 2014. 32 с.
  • Черняев А.В. Проповедник теократической революции // НГ-Религии. 19 марта 2014. С.5.
  • Мильков В.В. Наставник Русской земли. К реконструкции программы Сергия Радонежского в истории русской интеллектуальной культуры // Родина. 2014. № 5. С. 42-46

 

 

Внеплановая научная работа

  • Бажов С.И. Парадигмы западничества и славянофильства и вопросы интеграции российского общественно-политического самосознания в конце XX – начала XXI вв. // Консолидация и модернизация России. М., 2014. С. 46-71.