Институт Философии
Российской Академии Наук




  2014 год
Главная страница » » Научные результаты » 2014 год

2014 год

Научный отчет за 2014 год

Сектор био- и экофилософии 

Исследовательская тема сектора: науки о жизни в формировании соверменной научной картины мира.

 

Сделан вывод о том, что развитие НБИК-технологий требует новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование (Петрова Е.В. Трансформация образовательных парадигм в эпоху NBIC-технологий). Обосновано, что особенностью и спецификой экологического образования эпохи высоких технологий становится необходимость его развития на базе философских оснований нового философского мышления, формирующегося в русле экологической философии наших дней (Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий / Отв. ред. И.КЛисеев; Лисеев И.К. Особенности и специфика экологического образования эпохи высоких технологий). Проанализированы причины экологического пессимизма и предложены пути его преодоления на основе философии устойчивого развития (Барлыбаев Х.А. Экологический нигилизм: причины, последствия, пути преодоления). Показано, что современная информационная среда является фактором, требующим выработки новых и коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека (Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект).

 

Проведен анализ противостояния двух базовых эволюционных концепций современной биологии: дарвинизма и экосистемной теории, а также его влияния на изменение естественнонаучной картины мира. Сделан вывод о том, что «экосистемный поворот» в мировоззрении влечет за собой необходимость соответствующего изменения образовательных стандартов (Хен Ю.В. Экосистемный поворот в экологическом образовании).

 

Обосновано, что конвергенция знаний и технологий (CKTS, STS) задает человекоразмерные критерии оценки научной и научно-практической деятельности (Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность).

 

1. Плановые книги  по теме сектора:

  • Монографии и коллективные труды
  1. Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий / Отв. ред. Лисеев И.К. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2014. – 328 с. (20,5 а.л.)
  2. Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект. М.: ИФРАН, 2014. - 137 с. (9 а.л.)
  3. Барлыбаев Х.А. Избранные труды. В 4-х т. Том 1: Устойчивое развитие, глобалистика. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2014. 544 с. (34 а.л.).
  4. Барлыбаев Х.А. Избранные труды. В 4-х т. Том 2: Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2014. 512 с. (32 а.л.).
  5. Барлыбаев Х.А. Избранные труды. В 4-х т. Том 3: Экономическая теория, экономика, экология. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2014. 448 с. (28 а.л.).
  6. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. 428 с. (26.75 а.л.).

2. Внеплановые книги:

  1. Баксанский О.Е., Коржуев А.В. Кризис классической парадигмы в физике: от атома Бора до теории относительности. М., URSS, 2014, 152 с. (16,6 а.л.).
  2. Баксанский О.Е., Коржуев А.В. Философская азбука педагогического исследования. М., URSS, 2014, 208 с. (21,6 а.л.).

3. Плановые научные статьи:

  1. Баксанский О.Е. Конвергентные технологии в структуре современного экологического образования // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 288-310
  2. Барлыбаев Х.А. Экологический нигилизм: причины, последствия, пути преодоления // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 92-114.
  3. Лисеев И.К. Особенности и специфика экологического образования эпохи высоких технологий. // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 5-21.
  4. Лисеев И.К. Экофилософские основания биосферосовместимого градостроительства //Архитектура, градостроительство, историко-культурная и экологическая среда городов центральной России, Украины и Белоруссии. Брянск 2014, с. 306-311. (0,5 а.л.)
  5. Лисеев И.К. Опередивший время (К юбилею В.И.Вернадского) // Философские науки № 3, 2014, с. 22-29. (0,5 а.л.)
  6. Лисеев И.К. Пророк нового века // Стратегические приоритеты. Вып. 1, 2014, с. 97-108. (1 а.л.)
  7. Петрова Е.В. Трансформация образовательных парадигм в эпоху NBIC-техноло-гий // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 188-203.
  8. Фесенкова Л.В., Дерябина Е.Д. Роль системного подхода в экологическом образовании // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 156-175.
  9. Фесенкова Л.В. Русский космизм о проблеме изменения человека // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 327-333.
  10. Хен Ю.В. Экосистемный поворот в экологическом образовании // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М.: Канон+, 2014. С. 270-287.
  11. Korolev A.D.  Anthropocentrism // Global Studies. Encyclopedic Dictionary. / Edited by A.N. Chumakov, I.I. Mazour, W.C. Gay. Amsterdam-New York: Rodopi, 2014. P. 17. (0,1 а.л.).
  12. Korolev A.D. Monopolar World // Global Studies. Encyclopedic Dictionary. / Edited by A.N. Chumakov, I.I. Mazour, W.C. Gay. Amsterdam-New York: Rodopi, 2014. P. 339. (0,1 а.л.).
  13. Korolev A.D., Sipina L.V. AIDS (Acquired Immune Deficiency Syndrome) // Global Studies. Encyclopedic Dictionary. / Edited by A.N. Chumakov, I.I. Mazour, W.C. Gay. Amsterdam-New York: Rodopi, 2014. P. 13-14. (0,2 а.л.).
  14. Королёв А.Д. Перспективы глобализации // Вестник Российского философского общества. 2014. № 1 (69). С. 154 – 157 (0,3 а.л.).
  15. Королёв А.Д. Чей ты будешь? // Российская философская газета. 2014. № 1-3 (87-89). С. 11. (0,2 а.л.).
  16. Мезенцев Г.Н. Возможные пазлы будущего // Российская философская газета. 2014. № 1-3 (87-89). С. 9-10. (0,8 а.л.).
  17. Чумаков А.Н. Глобалистика как феномен постнеклассической науки // Наука и социальная картина мира. К 80-летию академика В.С. Стёпина; под ред. В.И. Аршинова, И.Т. Касавина. М.: Альфа-М, 2014. С. 575-584 (0,6 а.л.).
  18. Чумаков А.Н., Королёв А.Д. На XXIII Всемирном философском конгрессе // Вестник Российской академии наук. Том 84. 2014. № 10. С. 938-944 (0,4 а.л.).
  19. Чумаков А.Н., Королёв А.Д. Российская философия во всемирном измерении (Афины, 4-10 августа 2013) // Философские науки. 2014. № 8. С. 136-147 (0,8 а.л.).
  20. Чумаков А.Н., Королёв А.Д. Философия как познание и образ жизни // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 3-15 (1 а.л.).
  21. Чумаков А.Н., Королёв А.Д. Философский конгресс на родине философии // Credo new. 2014. № 3 (79). С. 9-25 (1 а.л.).

4. Внеплановые научные статьи:

  1. Баксанский О.Е. Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий // Философия и культура, М., 2014, № 7, С. 1061-1068. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-03-00333а).
  2. Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию // Психология и Психотехника, 2014, № 3, С.266-274. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-03-00333 «Философия образования: когнитивный подход».)
  3. Баксанский О.Е. Конвергенция: методология меганауки // Психология и Психотехника. 2014, № 4, С.505-518. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12–03–00333а «Философия образования: когнитивный подход»)
  4. Баксанский О.Е. Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: стратегические цели NBICS-конвергенции // Педагогика и просвещение. М., № 1 (13), 2014, С. 46-62. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-03-00333 «Философия образования: когнитивный подход».)
  5. Петрова Е.В. Человек в информационном обществе: феномены информационной культуры и информационной компетентности // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 345-356 (Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 11-03-00029 а)