Институт Философии
Российской Академии Наук




  Юнусов А.Т. (апрель 2020)
Главная страница » » тезисы 2020 » Юнусов А.Т. (апрель 2020)

Юнусов А.Т. (апрель 2020)

Универсальность и универсализуемость в моральной теории Юргена Хабермаса

Тезисы доклада

 

Мой доклад посвящен понятию универсальности в моральной философии Хабермаса: его cодержание, особенности и функционирование в этике Хабермаса. представлению о моральной универсальности в этике Юргена Хабермаса. Его исходной точкой служит презумпция проблематичности этого понятия (которое, как это часто считается, должно служить одной из необходимых характеристик любых моральных суждений и норм) не только в смысле возможных трудностей, связанных с его функционированием в конкретных этических системах, но прежде всего в смысле затруднительности связать с ним единое и устойчивое значение. Работы Р.Г. Апресяна и А.В. Прокофьева хорошо показывают систематическую неоднозначность, наблюдающуюся в не столько даже в употреблении, сколько в понимании этого понятия.

 

Исследование представления об универсальности в мысли Юргена Хабермаса представляет собой особенно интересную задачу. С одной стороны, в моральной философии Хабермаса сходятся основные исторические потоки традиций обсуждения проблемы моральной универсальности: он является одновременно, пожалуй, самым влиятельным в современной немецкой этической мысли последователем Канта (философа, фактически, ответственного за введение проблемы моральной универсальности в оборот) и собеседником англоязычной когнитивистикой этики (со времен Хеара активно занятой дискуссиями об универсализуемости моральных суждений). С другой стороны, спектр контекстов и способов употребления этого понятия в этических работах Хабермаса, как я покажу ниже, в особенности широк и при этом исключительно запутан. Прояснение представления об универсальности, которым Хабермас пользуется, будет моей основной целью.

 

Употребление Хабермасом словаря универсальности чрезвычайно обширно и вместе с тем совершенно неупорядоченно. В центре хабермасовского понимания универсальности находится принцип универсализации, или U-принцип, однако свести это понимание исключительно к нему все же нельзя. Мы можем вполне точно понять, что именно Хабермас имеет в виду под универсальностью только на основании тщательного анализа всех контекстов употребления словаря универсальности в морально-теоретических работах Хабермаса. Такой анализ показывает, что мы можем выделить около десяти основных смысловых моментов, связанных с пониманием универсальности у Хабермаса. Эти моменты систематически связаны между собой таким образом, что ядром Хабермасовского понимания универсальности оказывается понятие универсальной валидности, или правильности моральных норм – что является ожидаемым, учитывая его интерес к теории общей рациональности. Такое понимание универсальности не является беспрецедентным в истории этики, но в то же время не является и стандартным. Дополнительной интересной чертой моральной теории Хабермаса служит подразделение сферы практического разума на моральную и этическую области как довольно многообещающего способа отстоять универсальность как необходимую характеристику моральных суждений против критики.

 

Литература:

 

  1. Апресян, Р.Г. Феномен универсальности в морали: формы концептуализации // Мораль и универсальность. Выпуск I / Под ред. Р.Г. Апресян. М.: Гуманитарий, 2018. С. 52–72.
  2. Прокофьев, А.В. Универсальность и сопряженные с ней характеристики морали // Мораль и универсальность. Выпуск II / Под ред. Р.Г. Апресян. М.: Гуманитарий, 2019. С. 151–178.
  3. Хабермас, Ю. Этика дискурса: замечания к программе обоснования // Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб: Наука, 2001. С. 67–172.
  4. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие // Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб: Наука, 2001. С. 173–286.
  5. Habermas, J. Theorie des kommunikativen Handelns. Band 1. Handlungsrationalität und gesellschaftliche Rationalisierung. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1981. 534 с.
  6. Habermas, J. Interview mit T. Hviid Nielsen // Die nachholende Revolution: Kleine Politische Schriften VII. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1990. С. 114–148.
  7. Habermas, J. Erläuterungen zur Diskursethik // Erläuterungen zur Diskursethik. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1991. С. 119–226.
  8. Habermas, J. Lawrence Kohlberg und der Neoaristotelismus // Erläuterungen zur Diskursethik. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1991. С. 77–99.
  9. Habermas, J. Treffen Hegels Einwände gegen Kant auch auf die Diskursethik zu? // Erläuterungen zur Diskursethik. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1991. С. 9–30.
  10. Habermas, J. Vom pragmatischen, ethischen und moralischen Gebrauch der praktischen Vernunft // Erläuterungen zur Diskursethik. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1991. С. 100–118.