Универсальность и универсализуемость в моральной теории Юргена Хабермаса Тезисы доклада
Мой доклад посвящен понятию универсальности в моральной философии Хабермаса: его cодержание, особенности и функционирование в этике Хабермаса. представлению о моральной универсальности в этике Юргена Хабермаса. Его исходной точкой служит презумпция проблематичности этого понятия (которое, как это часто считается, должно служить одной из необходимых характеристик любых моральных суждений и норм) не только в смысле возможных трудностей, связанных с его функционированием в конкретных этических системах, но прежде всего в смысле затруднительности связать с ним единое и устойчивое значение. Работы Р.Г. Апресяна и А.В. Прокофьева хорошо показывают систематическую неоднозначность, наблюдающуюся в не столько даже в употреблении, сколько в понимании этого понятия.
Исследование представления об универсальности в мысли Юргена Хабермаса представляет собой особенно интересную задачу. С одной стороны, в моральной философии Хабермаса сходятся основные исторические потоки традиций обсуждения проблемы моральной универсальности: он является одновременно, пожалуй, самым влиятельным в современной немецкой этической мысли последователем Канта (философа, фактически, ответственного за введение проблемы моральной универсальности в оборот) и собеседником англоязычной когнитивистикой этики (со времен Хеара активно занятой дискуссиями об универсализуемости моральных суждений). С другой стороны, спектр контекстов и способов употребления этого понятия в этических работах Хабермаса, как я покажу ниже, в особенности широк и при этом исключительно запутан. Прояснение представления об универсальности, которым Хабермас пользуется, будет моей основной целью.
Употребление Хабермасом словаря универсальности чрезвычайно обширно и вместе с тем совершенно неупорядоченно. В центре хабермасовского понимания универсальности находится принцип универсализации, или U-принцип, однако свести это понимание исключительно к нему все же нельзя. Мы можем вполне точно понять, что именно Хабермас имеет в виду под универсальностью только на основании тщательного анализа всех контекстов употребления словаря универсальности в морально-теоретических работах Хабермаса. Такой анализ показывает, что мы можем выделить около десяти основных смысловых моментов, связанных с пониманием универсальности у Хабермаса. Эти моменты систематически связаны между собой таким образом, что ядром Хабермасовского понимания универсальности оказывается понятие универсальной валидности, или правильности моральных норм – что является ожидаемым, учитывая его интерес к теории общей рациональности. Такое понимание универсальности не является беспрецедентным в истории этики, но в то же время не является и стандартным. Дополнительной интересной чертой моральной теории Хабермаса служит подразделение сферы практического разума на моральную и этическую области как довольно многообещающего способа отстоять универсальность как необходимую характеристику моральных суждений против критики.
Литература:
|
|||||
|