Философия и её воспитательная функция
(Выступление И. Ф. Михайлова на заседании кафедры философии АТиСО 25.01.2012)
Философия характерна тем, что занимаясь ею, мы снова и снова возвращаемся к вопросу о «специфике философского знания». Является ли философия знанием в том же смысле, в котором знанием являются химия или микробиология? Я знаю, что над многими из нас довлеет традиция, в соответствии с которой наша дисциплина объявляется «наукой о наиболее общих законах»... и далее следует перечисление «сфер бытия».
Я придерживаюсь другой, не всеми разделяемой, точки зрения, согласно которой философия не является знанием в этом смысле слова. «Коперникианский переворот» Канта заключал в себе одну до гениальности простую мысль: если в вашей картине мира абсолютно все вещи и явления обладают каким-либо свойством (например, существуют в пространстве), то это верный признак того, что это свойство не вещей и явлений, а вашего способа построения картины мира. Вспомним Гудвина Великого и Ужасного, который заставлял всех жителей и гостей Изумрудного города надевать зелёные очки, чтобы город выглядел изумрудным.
Так вот, мы занимаемся правильной философией, не когда изучаем «изумрудность» города, а когда анализируем природу и структуру зелёных очков – чем, собственно, и занимался Кант.
Из этого следует, что от «познавательной функции» философии мало что остаётся – остаётся одна лишь воспитательная. Я как-то провёл эксперимент на консультации: попросил студентов подумать вместе со мной, в каких ситауциях «простой человек» может испытать потребность в философском размышлении. И мы вместе нашли такие ситуации: например, перед лицом выбора между выгодой и честью. Или перед лицом смерти...
Меня недавно поразил сюжет в одной радиопередаче: оказывается, русские пассажиры затонувшего парома Costa Concordia, согласно британскому таблоиду The Sun, давали взятки персоналу, чтобы их с семьями пропустили к спасательным шлюпкам без очереди. Правда это или нет, но ведущий сравнил это поведение с поведением обитателей башен-близнецов 09.11.01, которые перед лицом неминуемого обрушения зданий шли вниз по лестнице строго по очереди, не смея обогнать пожилую женщину или инвалида...
Каковы выводы? Во-первых, философия и есть, собственно, воспитание, которое осуществляется путём формирования правильных очков для взгляда на мир – познавательных и нравственных. Конечно, вместе с обоснованием их правильности. И во-вторых, курс философии должен быть перестроен на началах case study. Чтобы мы шли от простых и всем знакомых жизненных ситуаций, а не от «бытия вообще» или «человека вообще», которые большинство студентов и обычных людей, как они выражаются, «не парят».
|
|||||
|