А.Э. Савин. Идея историчности и специфика историко-философского исследования |
|
|
|
Историчность, однако, означает не столько нахождение «в» истории, сколько самоконституирование в историческом процессе самого ее «субъекта» и тех «возможностей быть» (а, следовательно, и возможностей мыслить), которые он избирает в настоящем. Иначе говоря, историчность означает, что сам способ нашего существования в настоящем задается нашей «определенностью будущим» (Zukuenftigkeit), т.е. «наброшенностью» (Entwurf) на наши возможности, выбор которых осуществляется на основе традиции, которой мы принадлежим. (Heidegger M. SZ § 74). Кроме как на основе традиции он осуществляться не может вследствие нашей заброшенности в мир. А потому самоосмысление в форме осознания историчности приобретает первостепенное философское значение.
Поскольку, однако, историчность конституирует не только философствование, но и человеческое бытие как таковое, возникают три группы вопросов.
-
Если человеческое бытие определяется его смысловой историей, то каков характер смысловой истории философии? Что отличает ее историю от мировой истории или истории народа, и что специфицирует ее в истории мысли? И что отличает событие, открывающее эпоху (das epochemachendes Geschechen) в философии, от такого рода событий в истории мысли или мировой истории в целом?
-
Каков характер преобразований человеческого бытия, происходящих в связи с зарождением и развитием философии? Какие дополнительные бытийные возможности открывает народу появление у него философии? Как связаны судьба народа и судьба его философии?
-
Если история философии в свете идеи историчности представляется как раскрытие бытийных возможностей, то не становятся ли тогда историко-философские исследования из дискуссий о наследии «войной за наследство»? И если историко-философские диспуты имеют такое политическое измерение, то какова специфика «политического» в этой сфере? И каков характер влияния этой «политики» на политику отдельной страны и доже на ход мировой истории?
|