Институт Философии
Российской Академии Наук




  Апресян Р.Г. (май 2019)
Главная страница » » тезисы 2019 » Апресян Р.Г. (май 2019)

Апресян Р.Г. (май 2019)

Универсализация моральных суждений (основания и проекции)


Тезисы доклада


Универсализация моральных суждений нередко трактуется в духе первого практического принципа категорического императива И. Канта: моральный агент, выбрав принцип (максиму) действия, соотносит его со всеобщим законом, стремясь установить, может ли выбранный им принцип действия быть возведен во всеобщий закон. Такова описываемая Кантом мыслительная процедура, получившая название «тест на универсальность»: посредством нее выбранное основание действия (решения, суждения) проверяется моральным агентом на моральное достоинство. Соответствие частного принципа нравственному закону дает основание считать принцип нравственным.

 

Кант предлагает и другую, по сравнению с «каноническими» этическими сочинениями, модель универсализации. Она раскрывается в рассмотрении Кантом суждений вообще на примере суждений вкуса; в них Кант выявляет мыслительные процедуры, аналогичные тем, которые востребуются в тесте на универсальность. В суждениях вкуса индивид соотносит суждение не со всеобщим законом, а со «всеобщим человеческим разумом», который дан вполне конкретно - в суждениях других людей, причем не в их реальном воплощении, а в том, какое они могут принимать в представлении индивида. В проекции к ним он и осуществляет проверку своих суждений. Благодаря этой рефлексивной процедуре индивид ставит «себя на место других» и тем самым абстрагируется «от ограничений, которые случайно могут быть связаны» с его собственными суждениями.

 

Аналогичный подход в понимании универсализации суждений (решений, позиций) проводит Гегель. Но в отличие от Канта, он усматривает основу процесса универсализации не в мышлении, а в практическом взаимодействии людей, действующих в соответствии с этосом сообщества, стремящихся к удовлетворению своих интересов и понимающих, что это возможно лишь при условии, что они будут принимать во внимание интересы других.

 

Как происходит универсализация суждений на уровне самой моральной практики и как реализуются обе модели в высказываниях и решениях людей, в межличном и социальном взаимодействии, дискурсивно-коммуникативном партнерстве и соперничестве, можно проследить на разного рода эмпирическом материале. В докладе для этого использован материал архаической литературы (гомеровского эпоса) и экспериментального психологического исследования морального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, проведенного С.Г. Якобсон.

 

Разительно несхожие по собственному содержанию гомеровский эпос и экспериментальное психологическое исследование почти смыкаются при определенно «предвзятом» угле зрения, фокусирующемся на тех формах высказываний и практических решений, благодаря которым обеспечивается снятие их локализованности и партикулярности и задается моральный образ мысли. Освоение последнего оказывается результатом разного рода обобщений, посредством которых Я помещается в ограничивающие смысловые «скобки» и соотносится с желаниями и предпочтениями других, их ожиданиями и суждениями, с персонализированными образцами и эталонами и, конечно, нормами. Однако соотнесение с нормами, с «всеобщим нравственным законом», в терминологии Канта, является особым случаем более общего класса нормативно-мыслительных процедур.

 

Можно считать, что выявленные две модели универсализации моральных суждений рядоположены. По существу вторую при желании можно рассматривать как объяснительную конкретизацию первой, что хорошо прослеживается на материале разнородного дискурсивно-коммуникативного опыта.

 

Литература

  1. Апресян Р.Г. Универсализация высказываний в процессе становления морального мышления // Философия и культура, 2014, № 4. С. 607-615.
  2. Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч.: в 4 т., на нем. и рус. яз. / Подготовл. к изд. Н.В. Мотрошиловой, Б. Тушлингом. Т. 3. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 39-276.
  3. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 5 / Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. 414 с.
  4. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 144 с.