Сектор истории русской философии Зав. сектором – д.ф.н. М.Н. Громов
Основные итоги работы сектора за 2012 годНовизна результатов: впервые наследие древнерусского ученого и мыслителя Кирика Новгородца исследовано комплексно, выявлены все стороны его дарований как богослова, философа, математика, астронома, музыканта. Для решения этой задачи в рамках единого исследовательского проекта были объединены усилия представителей разных областей знания: философов, историков, религиоведов, филологов, культурологов. Названные аспекты творчества характеризуются на материалах трактата «Учение о числах». Религиозно-философские и научные аспекты творчества Кирика исследовались в широком историко-культурном контексте эпохи. Отмечено, что древнерусский автор XII в.по глубине знаний и широте кругозора опередил свое время. Сделан вывод, что сочинение «Вопрошание Кириково» представляет собой оригинальный богословско-философский трактат и одновременно средневековую энциклопедию жизни и быта древних новгородцев. Показано синкретическое единство богословско-канонических и нравственно-этических аспектов произведения. Делается вывод, что Кирик был вдумчивым аналитиком общества своего времени и его духовного состояния. Наряду с анализом содержания дана оценка лингвистических и стилистических особенностей творчества Кирика Новгородца. В издании разностороннее исследование творчества Кирика соединено с публикацией его наследия. Впервые вводятся в научный оборот прежде не публиковавшиеся списки «Учения» и «Вопрошания» (последнее в разных редакциях). Оригинальные тексты снабжены переводом на современный русский язык и подробными комментариями. (Кирик Новгородец и древнерусская культура. Часть. 1. Великий Новгород: Нов. ГУ, 2012. 248 с.; Кирик Новгородец и древнерусская культура. Великий Новгород: Нов. ГУ, 2012. Часть 2. Великий Новгород, 2012. 358 с.) В рамках анализа основных характерных признаков русской философии выявлены и теоретически очерчены такие её признаки как открытость, соприкосновение с другими сферами духовной деятельности, большой пласт устного творчества; воплощение философских замыслов в жизни и поведении самих мыслителей, образность и наглядность. Для XX в. характерно обширное философское зарубежье. Особое внимание в книге обращено на тех представителей русской философии, в творчестве которых наиболее ярко и колоритно проявились ее характерные свойства. (Сухов А.Д. Русская философия: характерные признаки и представители, особенности развития. М.: Канон-плюс, 2012. 640 с.). Впервые предпринят многосторонний анализ традиции осмысления идеи целостности в русской религиозной философии XIX –нач. XX вв., которая представляла собой мировоззренческую установку, ступенчато развивающуюся и обновляющуюся, не претендующую на полное и окончательное решение («целостность в пути»). Проанализирован круг проблем, к которым было приковано преимущественное внимание русских философов указанного периода: идущее от А.С. Хомякова осмысление Божественного Триединства как целостного духовного начала философствования; русская идея и концепции всеединства, богочеловечества, соборности, разрабатывавшиеся В. С. Соловьевым и последующими религиозными мыслителями; историософские концепции, касающиеся судьбы России; проблемы преодоления зла в связи с непреложностью человеческой свободы в выборе между добром и злом; осмысление трагедии земного существования. Рассматривается разработка Н.А. Бердяевым, С.Л. Франком, Б.П. Вышеславцевым, В. В. Зеньковским и другими философами способа преодоления односторонностей монизма и дуализма. (В.В. Лазарев. Идея целостности в русской религиозной философии (середина XIX – начало XX в.). М.: Институт философии РАН, 2012. 222 с.). |
|||||
|