Институт Философии
Российской Академии Наук




  Мысливченко А.Г. Биография
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории политической философии » История сектора » Руководители сектора » Мысливченко А.Г. Биография

Мысливченко А.Г. Биография

Мысливченко А.Г,

МЫСЛИВЧЕНКО Александр Григорьевич – специалист по истории зарубежной и отечественной философии, философской антропологии и политической философии. Доктор философских наук, профессор. Участник Великой Отечественной войны (см.: «Вспоминая те грозные военные годы // Слово солдата победы. М., 2018. С. 267-276). Окончил МГИМО (1951). С 1958 г. работает в Институте философии АН СССР (затем РАН), с 1973 по 1990 г. – зав. сектором, ныне – ведущий научный сотрудник. Одновременно с 1973 по 2004 г. вёл педагогическую работу в качестве профессора философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Одним из первых защитил кандидатскую диссертацию о философии немецкого экзистенциализма (1958). Докторская диссертация посвящена истории философии в Швеции (1969).

Выступил зачинателем исследований истории философии в странах Северной Европы – Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии, восполнивших пробел в отечественной науке. В книге «Философская мысль в Швеции» (1972) он пришел к выводу, что взгляды основателей Упсальской школы, являвшие собой раннюю, ещё неразвитую форму логического позитивизма, предвосхитили на 15–20 лет некоторые идеи Венского кружка; тем самым скорректировал традиционное представление о месте и времени первых попыток сформулировать идеи логического позитивизма. Ввёл в научный оборот понятие «историко-философское страноведение».

В исследованиях по истории отечественной философии особое внимание уделил творчеству Н.А.Бердяева, выявив отличительные особенности его экзистенциально-персоналистической философии по сравнению с западным экзистенциализмом (Мятежный апостол свободы // Николай Александрович Бердяев. (Сер. Философия России первой половины XX в. М., 2013).

Одним из первых начал исследование этапов и тенденций развития философской мысли в советской и постсоветской России. В коллективных трудах «Русская философия. Словарь» (М., 1995), «История русской философии» (М., 2001) и др. он, проанализировав достижения учёных 60–90-х гг. ХХ в. в исследованиях по теории познания, философии науки, философской антропологии и др., показал неправомерность негативистских попыток изобразить весь советский период как «подавление философии». Хотя многие философы советского времени стояли на догматических позициях, но вместе с тем, были и другого плана философы, творчески ориентированные. Особенно это проявилось, начиная с 60-х гг., т. е. если посмотреть предметно на работы того времени по теории познания, психологии, социальной философии, проблемам человека, эстетики, этики и т. д., то можно увидеть, что несмотря на жесткие идеологические рамки, преследования всяческих отступлений («уклонов») от институционального марксизма (часто выступавшего квазимарксизмом) имелись и определённые достижения, связанные с приращением знаний, прежде всего в логике и методологии научного познания, истории философии, философской антропологии.

В работах «Человек как предмет философского познания» (1972. Перевод на японский язык 1977, болгарский язык 1977), «Человек как особая форма бытия» (в кн. «Философия». М., 2005) и др., подчеркнув недостаточность методологии междисциплинарного «комплексного» подхода в системе человековедения, обосновал необходимость создания целостной концепции человека посредством анализа ключевых проблем, образующих категориальный каркас собственно философской концепции человека в структуре предмета философской антропологии. К таковым относятся: проблемы антропогенеза, природы, сущности и существования человека, соотношения в нём биологического и социального, внутренней свободы, деятельности и творчества, отчуждения, смысла жизни. Дал свою интерпретацию феномена внутренней свободы человека.

В области политической философии проанализировал новейшие обновленческие тенденции в западной социал-демократии и сделал вывод о зарождении в Западой Европе нового типа социал-демократизма, ориентированного на конвергентную модель общественного развития (социал-либерализм). Он обрисовал перспективы европейской модели социального государства, исследовал роль функционального метода в решении проблемы соотношения экономической власти и политического регулирования (Политическая философия европейского социал-реформизма // Философия политического действия. М., 2010). Впервые исследовал генезис политического консерватизма особого, экзистенциального типа в европейской философии XIX–XX вв. (С. Кьеркегор и др.).

Обосновал новый подход к определению мировоззрения Чехова как экзистенциально мотивированной философии творчества (К вопросу о мировоззрении А. П. Чехова // Вопросы философии. 2012. № 6).

А.Г.Мысливченко – член редколлегий и один из авторов словаря «Русская философия» (М., 1995), учебника «История русской философии» (М., 2001; 3-е изд. 2013) и энциклопедии «Русская философия» (М., 2007; 2-е изд. 2014).