Институт Философии
Российской Академии Наук




  Апресян Р.Г. (сентябрь 2018)
Главная страница » » тезисы 2018 » Апресян Р.Г. (сентябрь 2018)

Апресян Р.Г. (сентябрь 2018)

Кант, тест на универсальность и критерий морали


Тезисы доклада

 

Тестом на универсальность (универсализацию) – называют мыслительную процедуру, которая в практической философии И. Канта предполагается категорическим императивом и которая призвана обеспечить проверку выбранного основания действия (решения, суждения) на сообразность нравственному закону и соответственно моральное достоинство. В рамках кантовского (прокантовского, кантианского) понятия морали универсальность – существенный, если не первостепенный, критерий морали. В той мере, в какой все три принципа категорического императива (универсальности, человечности и автономии) по своему внутреннему смыслу взаимоопосредованы, тест на универсальность оказывается заданным именно категорическим императивом в его нормативной полноте. Однако непосредственно тест на универсальность корреспондирует с первым практическим принципом категорического императива – принципом универсальности, которым, собственно, и предзадана рациональная процедура теста.

 

Тест на универсальность – одна из важнейших мыслительных процедур, посредством которых Кант приближает категорический императив к моральной практике, к решениям, которые моральный агент принимает в конкретных обстоятельствах, перед лицом реальных ценностных коллизий. Цель теста на универсальность, который предстоит осуществить в каждом отдельном случае самому моральному агенту, в проверке выбранной максимы на универсализуемость, т.е. на сообразность универсальному и необходимому моральному закону и соответственно на ее моральное достоинство. Чтобы понять, сообразно ли с долгом избранное основание действия необходима соответствующая мыслительная процедура [Кант 1997а, 89; Кант 1997б, 457], которая имеет две стадии – подготовительную и основную. На первой стадии человек должен самоопределиться, из каких оснований он исходит в своем действии; его действие должно быть принципиальным, и эта принципиальность воплощается в максиме как субъективном начале воле. На второй – избранная максима соотносится с универсальным законом.

 

Тест на универсальность демонстрируется Кантом на примере императивных ситуаций, приводимых им в разъяснение первого практического принципа категорического императива. Четыре разбираемые Кантом примера императивных ситуаций представляют разные обязанности – не совершать самоубийство, не давать ложных обещаний, развивать свои таланты, помогать людям. В этих примерах Кант говорит об определенных обязанностях, но предметом его преимущественного внимания на самом деле является максима поступка, которая выбирается в определенных ситуациях. Хотя Кант замечает, что эти примеры отражают некоторые из многих обязанностей, все же это не случайные примеры – в них рассматриваются типологически определенные обязанности. Приводя примеры типологически различных императивных ситуаций, Кант в каждом случае предлагает для проверки спросить себя, возможно ли допустить, чтобы возникающие у деятеля намерения и установки стали принципиальными основаниями действия, которые мог бы принять любой другой разумный человек в качестве универсального закона, или безусловного принципа. Только однозначно положительный ответ на этот вопрос будет свидетельствовать о моральном достоинстве намерения (установки). В этом, согласно Канту, состоит «канон моральной оценки максимы». Здесь следовало бы говорить об оценке максимы на моральность; – собственно процедура проверки на универсальность и дает основу для разделения моральных и внеморальных максим. Вместе с тем, эта процедура предполагает, что индивид в качестве морального агента не отделяет себя от других индивидов, соотносит себя с ними, по крайней мере посредством подведения максимы своих действий под обязательный для всех безусловный закон. Тест на универсальность устанавливает максимы, осуществление которых ведет к морально достойным действиям. Но морально достойные это действия, включающие морального агента в сообщество моральных агентов. Так что можно сказать, что индивид в качестве морального агента это непременно член сообщества подобных себе индивидов. Является ли это сообщество ноуменальным или феноменальным – предмет для отдельного обсуждения.

 

Обсуждение теста на универсализуемость получило широкое развитие в последнее столетие как в кантоведении, так и в позитивных морально-философских исследованиях, причем обсуждение теста на универсальность нередко проходило в острой полемике. В докладе представляются некоторые из позиций в этой полемике (А. Вуд, О. О’Нил, Д. Парфит, Г. Патон, Дж. Ролз, А.П. Скрипник, Э.Ю. Соловьев, А.К. Судаков). Сколь ни была бы важна в моральных ориентациях деятеля роль теста на универсальность, в той мере, в какой  универсальность представляет собой один из трех принципов категорического императива, этот тест неверно было бы считать единственным критерием морального достоинства. Это верно как внутри кантовской теории морали, так и тем более вне ее.

 

В качестве критического коррелята категорического императива с его тестом на универсальность в докладе указывается Золотое правило. Оно так же предполагает определенную процедуру универсализации. Но если тест на универсальность, задаваемый категорическим императивом, базируется на сообразовании максимы с универсальным законом, то универсализация, предполагаемая Золотым правилом, состоит в делокализации оснований решений посредством ориентации на Другого (в его общих и конкретных определениях).

 

Литература

 

  1. Апресян 2013 – Апресян Р.Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии. 2013. № 10. 39–49.
  2. Апресян 2016 – Апресян Р.Г. Феномен универсальности в этике: формы концептуализации  // Вопросы философии. 2016. № 8. 79–88.
  3. Гегель 1990 – Гегель Г.В.Ф. Философия права / Ред., сост. Д.А. Керимов, В.Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. 524 с.
  4. Кант 1997а – Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч.: в 4 т., на нем. и руяз. / Подготовл. к изд. Н.В. Мотрошиловой, Б. Тушлингом. Т. 3. М.: Московский философский фонд, 1997. 39–276.
  5. Кант 1997б – Кант И.  Критика практического разума // Кант И. Соч.: в 4 т., на нем. и руяз. / Подготовл. к изд. Н.В. Мотрошиловой, Б. Тушлингом. Т. 3. М.: Московский философский фонд, 1997. 277–733.
  6. Скрипник 1978 – Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М.: Изд-во МГУ, 1978. 189 с.
  7. Соловьев 2005 – Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права» (М.: Прогресс-Традиция, 2005. 416 с.
  8. Судаков 1998 – Судаков А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 237 с.
  9. Berthold  2018 – Berthold D. The Golden Rule in Kant and Utilitarianism // The Golden Rule: Analytical Perspectives / Ed. J. Neusner. Lanham, MD: University Press of America, 2018. 83–105.
  10. Foot 1972 – Foot P.  Morality as a System of Hypothetical Imperatives // The Philosophical Review. 1972. Vol. 81. № 3. P. 305–316.
  11. Moore 2003 – Moore A.W.  Noble in Reason, Infinite in FacultyThemes and Variations in Kant's Moral and Religious Philosophy. London; New York: Routledge, 2003. 250 р.
  12. O’Neill 1985 – O’Neill O. Consistency in Action // Morality and Universality: Essays on Ethical Universalizability / Eds. N.T. Potter, M. Timmons. Dordrecht: d. Reidel Publishing Company, 1985. P. 159–186.
  13. Parfit 2011 – Parfit D. On What Matters / Edited and introduced by S. Scheffler. Vol. 1. Oxford: Oxford University Press, 2011. 540 p.
  14. Paton 1948  Paton H.J. Analysis of the Argument // The Moral Law, or Kant's Groundwork of the Metaphysic of Morals : A new translation. With Analysis and Notes by H.J. Paton. London: Hutchinson's University Library, 1948. P. 13–54.
  15. Rawls 2000 – Rawls J. Lectures on the History of Moral Philosophy / Ed. by B. Herman. Cambridge, Ma: Harvard University Press, 2000. 384 р.
  16. Wood 1999 – Wood A.W. Kant's Ethical Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 462 p.