Другие публикации |
- О неудобствах причиняемыми умными друзьями // Диалог – 1990, №6, Стр. 100-105
- Неправильная смерть молодых. Двойной поминальный портрет // Русский журнал, 13.03.2000
- Скепсис как политическая добродетель // Русский журнал, 17.03.2000
- Диктатура сердца, или И.О. президента Путин и граф Лорис-Меликов // Русский журнал, 20.03.2000
- Политинкогнито из Петербурга. Гоголевский "Ревизор" в исполнении кандидатов в президенты // Русский журнал, 23.03.2000
- За что ратовал российский электорат в прошлое воскресенье? // Русский журнал, 28.03.2000
- Перелицовка как творческий метод политического высказывания // Русский журнал, 03.04.2000
- Групповой портрет на фоне экс-президента // Русский журнал, 12.04.2000
- Мастерская человечьих воскрешений // Русский журнал, 19.04.2000
- О некоторых аспектах политики президента Путина // Русский журнал, 06.06.2000
- Советский период в биографии Дердя Лукача // Русский журнал, 08.06.2000
- Рессентимент, или Кто держит кукиш в кармане // Русский журнал, 05.07.2000
- Антропология российской власти // Русский журнал, 11.07.2000
- Команда // Русский журнал, 17.07.2000
- Ньюсмейкер как хозяин и дистрибьютор информации // Русский журнал, 21.07.2000
- Интернет как русский кабак // Русский журнал, 25.07.2000
- Есть ложь, есть большая ложь, но есть ли еще и социология? // Русский журнал, 26.07.2000
- Невежество как демоническая сила // Русский журнал, 11.08.2000
- Политический стиль либеральной оппозиции // Русский журнал, 31.08.2000
- Бедро Иакова, или о споре Андрея Мадисона с Натаном Глейзером // Русский журнал, 06.09.2000
- Право-консервативная нигдейя // Русский журнал, 13.09.2000
- Оппозиция как государево слово и дело, или Русская болезнь провокаторства // Русский журнал, 19.09.2000
- Российская пореволюционная консервативная оппозиция: Николай Трубецкой // Русский журнал, 05.10.2000
- Клерикально-консервативная мифологическая дистопия: Алексей Лосев // Русский журнал, 09.10.2000
- Quo vadis, или Куда идешь, Россия? // Русский журнал, 19.10.2000
- Ленин и "третий путь" России // Русский журнал, 31.10.2000
- Продолжение традиции (или все же легенды?) // Русский журнал, 09.11.2000
- Государственный немодерн, домодерн, предмодерн, модерн и постмодерн с элементами антимодерна // Русский журнал, 16.11.2000
- Пропорциональное развитие мозгов. О левом авангарде и Бертольде Брехте // «НГ», 22.02.2001 («Фигуры и лица»)
- Чем заменить классическую критику идеологии? // Русский журнал, 27.03.2001
- Доброта как эсхатологическая категория. 1-я и 2-я этики в переписке Георга Лукача и Пауля Эрнста // Этическая мысль. Вып.3. М.: ИФ РАН, 2002
- Онтология и этика светскости (О жизни света и светской жизни в Европе и России) // Этическая мысль. Вып.4. М.: ИФ РАН, 2003
- На следующий день. Обновленная повестка дня // Русский журнал, 05.12.2003
- Путин одобрил свой народ / 19.12.2003
- Родина и революция по сходной цене // Отечественные записки, № 1 (9) 2003
- Машина живая, машина мертвая // Пер. с нем. Б.Скуратова. М.: Праксис, 2003, 424 с.Макс Вебер ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 1895 – 1919
- Родина и революция по сходной цене // Отечественные записки», № 1 за 2003
- Невидимая рука Учраспреда // Отечественные записки, № 2 (16) 2004
- Рессентимент, или Кто держит кукиш в кармане //
- Как и почему развалился Советский союз?..(интервью) // Интернет газета zona
- Феноменология и этика // Этическая мысль. Вып.5. М.: ИФ РАН, 2004
- Этика Бертольта Брехта // Этическая мысль. Вып.5. М.: ИФ РАН, 2004
- Земляной С.Н. Публичное пространство и реальная политика. Беседа Сергея Земляного с академиком РАН Абдусаламом Гусейновым // Этическая мысль. Вып.5. М.: ИФ РАН, 2004
- Рихард Зорге, внешний и внутренний Авантюрист и шпион, писатель и журналист, марксист и интеллектуал, завсегдатай борделей и баров // Независимая газета Ex Libris 2005
- История мысли в алфавитном порядке (Общественная мысль России XVIII - начала ХХ века. Энциклопедия) // Отечественные записки», № 5 за 2005
- Трагическое видение – эссеистика – философия в духовном опыте молодого Георга Лукача // Этическая мысль » №7, 2006
- Qui pro quo, или Теодор В. Адорно без латыни // Синий диван, №8 2006
- Трагическое видение – эссеистика – философия в духовном опыте молодого Георга Лукача // Этическая мысль. Вып.7 М.: ИФ РАН, 2006
- Философские заметки к проблеме несвободы // Библиотека учебной и научной литературы
- «Для иудеев соблазн, для еллинов безумие». Вера и разум // Политический журнал, ?1-2, 22 января 2007
- Между игрой и войной. Политический язык // 2007
- Неопознанный литературный объект. Об «Империи» Хардта и Негри
- О странных людях. Какая практика адекватна философии. Беседа с академиком А.А.Гусейновым // Ex libris НГ, 15 февраля 2007
- Установка на фрагмент // Ex libris НГ, 15 февраля 2007
- Теология освобождения. Марксистская ересь или метаморфоза католицизма? // Политический журнал, 2007
- Вечно несправедливый мир // Политический журнал, 2007
- От суверенитета до муниципалитета. Плоды управления // Политический журнал, 2007
- Утилизация катарсиса. Тщета идеологий // Политический журнал, 10 мая 2007
- Отсутствие подданных // Политический журнал, 717-18, 4 июня 2007
- Триумф пародиста. О Борисе Гройсе // Ex libris НГ, 7 июля 2007
- Теология революционной нищеты // Политический журнал, 719-20, июля 2007
- Мировое равновесие // Политический журнал, 721-22, 23 июля 2007
- Альтернатива западной глобализации // #25-26, 3 сентября 2007
- Будет стоять на царями... Российский капитализм и православная этика // Политический журнал, ?27, 17 сентября 2007
- О магистрали Октября и тупике коммунизма. Вариации на темы Ленина, Троцкого и Сталина // Московские новости, 35, 18 сентября 2007
- Символический майонез, или Новый патриотизм // Политический журнал, 28, 1 октября 2007, октябрь 2007
- Слепые пятна и невостребованные прозрения Октября // Политический журнал, ?30, 29 октября 2007
- Неизбежность «часа пик» // Политический журнал, 31, 12 ноября 2007
- Покой нам только снится. Русский человек между ужасом произвола и чертом // Политический журнал, 32, 26 ноября 2007
- О русофобии подлинной и мнимой // Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве. Проблемы образования и воспитания. М.: МГПУ, 2007
- Научно-методические рекомендации Межвузовской научно- практической конференции // Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве. Проблемы образования и воспитания. М.: МГПУ, 2007
- Ленинский концепт // Журнал «Золотой Лев» - издание русской консервативной мысли
- Политическая педагогика, или русский эрудит в сражении с «идолами театра» (Александр Горянин.Традиции свободы и собственности в России.От древности до наших дней) // Отечественные записки, № 4 (36) 2007
- Победоносное поражение. Ненаписанная книга Георга Лукача о Достоевском // Вопросы литературы», № 1 за 2009
- Сжигание храмов. Символический капитал и геростратов комплекс // Частный корреспондент, 2009
- Школа танцев Барака Обамы. Если капитаном корабля должен быть гений, наверняка неисправны судовые приборы // Частный корреспондент, 2009
- В поисках утраченной солидарности. Что мы отмечаем 1 мая? // Частный корреспондент, 2012
|
Воспоминания друзей |
Валерий Подорога. О философской юности. Памяти Сергея Николаевича Земляного (предисловие к книге С.Н. Земляного "Георг Лукач и западный марксизм")
Настоящая книга собрана главным образом из предисловий Сергея Николаевича Земляного к работам раннег Д. Лукача, переводчиком которых он был. Конечно, такие предисловия часто выпадают из жанра. В сущности, перед читателем сборник статей, обращенных к исследованию судьбы левой марксистской мысли в современном мире. Нельзя не заметить богатство привлеченного материала, точные философские оценки, живой полемический стиль автора.
Но прежде чем обратиться к краткой характеристике книги, хочу вспомнить о нашей с С.З. философской юности. Вернуться в то время, когда надежды и радость общения, новизна идей и любовь наполняли нашу жизнь. Это невероятно, но мы действительно были молодыми.
Думаю, он поддержал бы этот разговор-воспоминание…
Наша аспирантская юность была счастливым временем интенсивного интеллектуального и дружеского общения. Некоторое время С.З. подрабатывал ночным сторожем одного из госучреждений, которое располагалось в переулке, что за МИДом. Вечерами мы часто там собирались, и наши дискуссии заканчивались только под утро. Обсуждалось все, что в данный момент времени нам казалось интересным, что привлекало внимание, что читалось и изучалось. Сколько помню С.З., он всегда был левых, лукачевских убеждений, и даже в самом начале своей научной карьеры, когда писал диссертацию, посвященную герменевтической философии В. Дильтея и Г. Гадамера (тогда почти неизвестных в СССР). Я бы сказал, что он был левым до того, как начал читать Лукача, но левым особым – «левым консерватором». С.З. был одаренным и невероятно работоспособным, открытым к общению и критике молодым человеком, прекрасно знавшим русскую поэзию и литературу. Полемический дар, эрудиция, страсть проявляли себя как только С.З. начинал говорить на темы, близкие его интересам и увлечениям.
Мы, его друзья, в то время готовились писать диссертационные работы: Михаил Рыклин о К. Леви-Стросе (позднее – переводчик «Золотой ветви» Фрезера), Борис Михайлов о Э. Кассирере, я о Франкфуртской школе (неомарксистская эстетика Т.В. Адорно). Все наши занятия так или иначе пересекались с марксизмом в разных его постидеологических (не «советских» вариантах). В МГУ почти одновременно – семестры 1970–1971 года – начинают читать лекции А.М. Пятигорский, М.К. Мамардашвили и С.С. Аве-ринцев. Однако либеральная политика в университете продолжалась недолго, вскоре последовали, как часто бывало
в те годы, доносы со стороны коллег, сначала ушел Пятигорский, затем – Мамардашвили, оставались какое-то время лекции Аверинцева (я уже не помню, сколько времени он продолжал читать их в стенах МГУ). Встречались мы и на семинарах Мамардашвили по кафедре зарубежной философии, потом на его лекциях в Институте психологии РАН на Моховой, которые усердно посещали.
После окончания МГУ (красный диплом) и аспирантуры некоторое время С.З. работал в качестве научного сотрудника-консультанта Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН АН СССР). Затем получил приглашение в журнал «Коммунист». По прошествии нескольких успешных лет в нем он переходит на работу в центральный партийный аппарат, входит в группу помощников генераль- ного секретаря ЦК КПСС Ю. Андропова (затем Черненко). В 1980-е годы мы встречались крайне редко, постепенно теряя друг друга из виду. Надо сказать, что у С.З. не было каких-то ярко выраженных политических или карьерных амбиций. Тем не менее в отличие от нас, его товарищей, которые были настроены на продолжение академической карьеры, он выбрал иной путь – путь в «большую политику». Не сказал бы, что за этим стояло стремление управлять другими людьми. Может быть, его привлекало то, что он мог влиять как-то на решения, принимаемые властью. Не сбрасываю со счетов и более честолюбивые интересы молодого человека из провинции. Но это и не платоновская утопия – мудрец при тиране, чья благородная цель – по мере возможности смягчать «советами» правящий режим.
Теперь немного о политической и философской позиции С.З.
Иногда политические и философские убеждения становятся игрой, в которую интересно играть, но играют до тех пор, пока есть такая возможность. И даже тогда, когда этой возможности больше нет, все-таки продолжают играть… отыскивая для себя новые сюжеты, новые роли (обновляя старые сцены). Чтобы быть честным перед собой, друзьями и товарищами по работе, надо как можно чаще доказывать свою веру в идеалы «левого марксизма». Это оказалось не так сложно, если работаешь в системе ЦК КПСС и пытаешься демонстрировать свою лояльность. Тем более, если претендуешь на «партийное» обновление марксизма левой идеей 1920–1930-х годов. Намного сложнее, если ты не связан узами служения власти. Сложнее, но легче…
Случай С.З. – скорее первый вариант. Близость к высшей власти отразилась на его личности, его семье и ближайшем окружении.
Что значит эта игра (назовем ее левым марксизмом)? В чем она состоит? Как в нее играют? И почему, собственно, игра? Начнем с последнего. Я вовсе не хочу сказать, что такая игра – просто игра. Что-то несерьезное и пустое. Полагаю, что всякий достаточно разумный и образованный гражданин своей страны всегда умнее своих убеждений. Ведь тот, кто принимает на себя роль марксиста или коммуниста, не может не отдавать себе отчет в том, какая ответственность на него налагается, с чем он имеет дело, что от него потребуется. Тот, кто трезво оценивает свои убеждения и не лжет себе, обычно старается избежать идеологической предвзятости, способной исказить его стремление к истине. Можно ли действительно мыслить как марксист, позитивист или как экзистенциалист, и даже как сталинист? Полагаю, что нет! Когда политические убеждения все-таки побеждают способность ответственно мыслить, появляются отдельные группки или корпорации марксоведов-ленинцев, пытающихся обновить устаревшие политические позиции и маски марксизма и продолжить игру… Исследовать теорию марксизма и постмарксистские концепции ради истины – это одно и, возможно, самое «невинное» занятие; а искать в марксовых архивах, в опыте левореволюционной мысли 1920–1930-х годов прошлого века пути к выходу из того положения, в котором очутилось в постперестроечную эпоху российское общество, – это совсем другое. Несовпадающие стратегии.
Понятно, почему часть философской интеллигенции, возможно наиболее талантливая, нашла в гегелевско-марксистских исследованиях элементы свободы творчества. Ведь только Маркс и Гегель тогда были идеологически приняты партийной властью, были «вне подозрений». Все более или менее известные философы 1960–1970-х годов были или гегельянцами или марксистами (М. Лифшиц, А. Зиновьев, Э. Ильенков, М. Мамардашвили, Г. Щедровицкий, В. Библер, Б. Грушин, Ф. Михайлов и др.). Да и мы, молодые философы, штудировали «Капитал» Маркса, ждали появления новых томов Grundrisses, читали в спецхране ИНИОН марксоведческие комментарии Л. Альтюссера, А. Лефевра, Р. Гароди, спорили об идеях Э. Ильенкова (статья «Идеальное» в Философской энциклопедии) и М. Мамардашвили (статья – «Проблемы сознания в работах К. Маркса» в «Вопросах философии»). Но мы так и не стали, как наши старшие товарищи по цеху, гегельянцами.
А вот темы, которыми мы увлекались и вокруг которых шел непрерывный спор. Смотрю свои записи от 1972–1973 годов: «Франкфуртская школа и критическая теория общества», «Лукач, Брехт и овеществление», «Отчуждение у Маркса», «Angelus Novus В. Беньямина», «Негативная диалектика Т.В. Адорно», «Фетиш и товарный фетишизм». Помню, что особенно активно с С.З. мы обсуждали тему «Картезианский субъект как денежный владелец» (А. Зон-Реттель). С годами интерес С.З. к Лукачу и Брехту только укреплялся, более того, он стал «специалистом» по Лукачу и другим известным левым фигурам 1920-х годов. Очень хорошо ориентировался в традициях западной марксистской мысли, к которой они принадлежали. Ранее ошибочность левого марксизма искали не в теории, а в революционной практике. Сегодня, напротив, стала очевидна слабость и «ошибочность» старой марксистской теории, потерявшей контакт с современной мыслью[1].
Политические позиции С.З., как я уже говорил, – так называемый левый марксизм, причем более радикальный, чем «правый», догматический марксизм-ленинизм тогдашней КПСС. Сколько раз мы обсуждали его политические и философские установки, это были жаркие и острые дискуссии. В 1983 году в журнале «Коммунист» появляется статья Ю.В. Андропова, посвященная современному значению Марксовой теории. В ее подготовке к печати активное участие принимал и С.З. – как участник группы помощников при генеральном секретаре ЦК КПСС, – и надо сказать гордился «результатом». Перечитывая недавно эту статью, я был поражен примитивностью и скудостью ее идеологического и политического результата. Но это было характерно для тогдашнего спичрайтерства, когда отдельные группки помощников отвечали за разные участки и направления текста статьи. Доведение до совершенства партийного стиля, идеологически выверенные рассуждения приводили в итоге к обеднению текста. Вот на этом фоне почти ничего не говорящего содержания статьи любой словесный оборот, словечко или термин, ранее не встречавшийся в речах и статьях генсека, выглядел чуть ли не откровением и подсказкой. И, конечно, как еще один заметный шаг к развитию марксистско-ленинской теории социализма. Разве это не игра? Когда то, что относилось к «развитию» марксистской теории, становилось политико-идеологическим ритуалом, лишенным всякого революционного пафоса, и главное, отношения к повседневной правде жизни при развитóм социализме.
Распад СССР и утрата веры в идеалы марксизма-ленинизма С.З. объяснял и тем, что догматическая коммунистическая идеология отвергла лукачевские идеи развития марксистской теории[2].
* * *
Последние годы С.З. преследовала болезнь, которая гнала его на край безумия и отчаяния. Не хочется об этом вспоминать, ибо это последнее время перестало для С.З. быть временем человеческой жизни. Горько сознавать, что С.З. ушел без памяти близких и друзей, – так много осталось недоговорено, недоспорено, недописано. Ни один человек не уходит от нас пустым, очень многое он забирает с собой, как будто ему там это будет нужнее, чем нам, живым.
[1] Недостающая сегодня левой мысли теоретичность компенсируется трудами А. Бадью и С. Жижека, И. Валлерстайна и П. Вирно.
[2] С.З. мечтал создать библиотеку классиков левой марксистской мысли, выпустить ряд книг по левому марксизму (о Лукаче), защитить, наконец-то, докторскую диссертацию в Институте философии РАН.
|