Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина», 1 июня 2016 г.
Главная страница » Ученые » Проекты » Проект «Грани философии: теории и практики» » Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина», 1 июня 2016 г.

Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина», 1 июня 2016 г.

Совместный проект РГБМ и Института философии РАН

«Грани философии: теории и практики»

 

Лекция Е.О. Труфановой

«Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»

1 июня 2016 г., 19.00




   1 июня в Российской государственной библиотеке для молодежи в рамках совместного проекта клуба «Живая философия», клуба интеллектуального чтения РГБМ и Института философии РАН состоялась встреча с кандидатом философских наук, старшим научным сотрудником сектора теории познания Еленой Труфановой. Она прочитала лекцию на тему «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина». 

   Проблематика «Я» и «Другого» является относительно новой для философии, отметила Елена Труфанова. Собственно, до XVII века она практически не поднималась; только у Рене Декарта появляется рассуждение о сути мыслящего Я, а феномен Другого как противоположности Я осмыслен лишь в философии ХХ века — в том числе, в экзистенциальной традиции. Образ Другого, в частности, у Ж.-П. Сартра ассоциируется с враждебностью и ограничениями в отношении личности человека — в каком-то смысле это продолжение сформировавшихся в рамках фрейдистского психоанализа представлений о регулирующей роли Супер-Эго, отметила докладчик. Но этим философское представление о Я, Другом и роли последнего в познании и общении не ограничивается. В этом смысле большой интерес вызывают теории психолога Л.С.Выготского и философа и литературоведа М.М.Бахтина.

   Выготский, несмотря на то, что он прожил короткую жизнь, внес колоссальный вклад в развитие теории языка, мышления и познания. В своих работах, в частности, в книге «Мышление и речь», Выготский анализировал суть работы языка в социокультурной ситуации (то есть собственно речи) в процессе развития мышления человека и пришел к выводу, что человек — даже если это ребенок — не говорит лишь для себя, для собственного Я, но также всегда и для Другого, в результате чего складывается процесс коммуникации. Что касается Бахтина, творчество которого подробно исследовано не только в России, но и в мире, то его представления о взаимодействии Я и Другого (как вариант — автора и героя) раскрываются, в частности, в его концепциях диалога и полифонического романа. 

   С учетом того, что в современном обществе процессы общения и коммуникации носят разнообразный и значительно усложнившийся характер, теории Л.С.Выготского, М.М.Бахтина и их последователей со всей очевидностью не устарели, имеют значительные перспективы и могут быть раскрыты в новых аспектах, отмечалось в ходе дискуссии.


Информация о лекции на сайте РГБМ


Пострелиз о лекции на сайте РГБМ

 

Аудиозапись лекции

 

 

Видеозапись лекции





Фоторепортаж

 

 

Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»  1 июня 2016 г., 19.00 Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»  1 июня 2016 г., 19.00 Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»  1 июня 2016 г., 19.00 Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»  1 июня 2016 г., 19.00

Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»  1 июня 2016 г., 19.00 Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»  1 июня 2016 г., 19.00 Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»  1 июня 2016 г., 19.00 Лекция Е.О. Труфановой «Я и Другой в работах Л.С. Выготского и М.М. Бахтина»  1 июня 2016 г., 19.00