Институт Философии
Российской Академии Наук




  Пресс-релиз
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Конференции » «Рассыпанное» и «собранное»: стратегии организации смыслового пространства в исламской культуре » Пресс-релиз

Пресс-релиз

В Институте философии РАН состоялась международная конференция «„Рассыпанное“ и „собранное“: стратегии организации смыслового пространства в исламской культуре»

 

26-27 сентября в Институте философии РАН состоялась международная конференция «„Рассыпанное“ и „собранное“: стратегии организации смыслового пространства в исламской культуре». Участники конференции ставили перед собой задачу проследить на примере разных, генетически не связанных областей культуры, как «рассыпанность» одиночных элементов превращается в «собранность» целого: отдельные мазхабы и исламское право; рассыпанные звуки и единая мелодия; рассыпанные бейты и единая газель; россыпь событий и единая нить истории; рассыпанные откровения и единый Коран; россыпь атомарных вещей и единство бытия. В конференции приняли участие ученые из России, Украины, Латвии, Ирана.

 

Как отметил, открывая конференцию, заведующий сектором философии исламского мира ИФ РАН, член-корреспондент РАН Андрей Смирнов, одной из ярких характеристик русского, советского и современного российского востоковедения была и есть его герменевтическая направленность, стремление понять и истолковать изучаемую культуру. "Русское востоковедение возникло под влиянием европейского и всегда было его частью, - отметил Смирнов. - И всё же оно имело свои отличительные черты, которые можно объяснить двумя факторами: особым отношение России к Европе и особенностями русской культуры 18-19 веков, когда русское востоковедение получает свое развитие". По мнению А. Смирнова, отношение России к Европе в то время в чём-то схоже с отношением исламских стран к Европе. "Россия и Европа, и не Европа. «Эта разобранность, разбегание характерно для русского умонастроения 18-20 веков, - отметил он. - Вопрос о цивилизационной миссии Европы по отношению к России - вопрос, во многом схожий с отношением исламских стран к Европе, особенно в 18-19 веках. Проблема исламского реформаторства напоминает одно из центральных направлений русской общественной мысли 19 века - спору славянофилов и западников".

 

"Отношение России к тем территориям, которые постепенно входили в её состав, было особенным и отличным от отношения западных государств к своим колониям, - добавил А. Смирнов. - Это свойственно и российскому востоковедению. В советское время, при всей специфике, также речь шла о том, чтобы понять страны исламского мира, но не цивилизовать их... Эта линия была продолжена и на современном этапе. Мы должны отказаться от высокомерной позиции цивилизатора, если хотим понять, как мыслит эта культура".

 

Вопрос заключается в том, могут ли быть обнаружены общие принципы «собирания» в целостность в разных областях культуры, отмечалось на конференции. Для этого предполагалось исследовать соответствующие понятия и категории, которые сами мусульманские мыслители использовали при описании отношения между рассыпанным и собранным: ’асл?фар‘, захир-батин, ташбих-танзих, тафри‘, иштикак и др., раскрыть концептуализацию проблемы «рассыпанное-собранное» в разных областях культуры и проследить логику решений, предложенных самими мусульманскими мыслителями.

 

Участников конференции приветствовал временный поверенный в делах посольства ИРИ в РФ Алиреза Санеи. По его словам, сегодня человечество обладает развитой наукой и технологиями, но при этом находится в тревожной ситуации в связи с обострением проблем экстремизма, терроризма, милитаризации, отсутствия справедливости. "Это подвергает опасности будущее человечества, - отметил А. Санеи. - А проведение подобных конференций, напротив, может способствовать реализации гуманистической миссии науки, так как взаимодействие ученых разных стран должно подготовить почву для расширения отношений между странами в различных отраслях".

 

Президент Фонда исследований исламской культуры Хамид Хадави, в свою очередь, отметил, что исламоведение в России имеет богатую историю, но в настоящее время по разным причинам оно нуждается в серьезной поддержке для более динамичного научного развития. 

 

В течение двух дней участники конференции обсудили широкий круг вопросов. В числе затронутых о были, в частности, «очищение-уподобление» (танзих-ташбих) как парадигма организации культурного пространства исламского мира (на примере Корана и сунны). В своих докладах участники рассматривали проблематику композиции Корана и его интерпретации; обращались к философскому наследию классических и постклассических авторов в контексте исламской культуры.