стоическая теология и ее четыре раздела.
Стоические доводы по каждому разделу.
Цицерон. О природе богов / De natura deorum
Введение (от имени самого Цицерона)
Проблема бытия богов и ее важность: теоретическая, практическая. Три книги - три речи, излагающие позицию одной из ведущих эллинистических школ (эпикурейской, стоической, скептической).
Книга I (стр. 60–100) Речь эпикурейца Веллея
«Боги существуют именно потому, что знания об этом заложены в нас (insitae), являются врожденными (innatae)». «Та же самая природа запечатлела в наших умах, чтобы мы считали их вечными и блаженными» (§ 45). «То, что вечно и блаженно, ни само не имеет никаких хлопот, ни другому их не доставляет». Облик богов: антроморфизм и его обоснование. Аргументы "естественный" (от природы) и "рациональный" (от суждения разума).
Книга II (стр. 100–156) Речь стоика Бальба
Четыре раздела стоической теологии: «Наши делят вопрос о бессмертных богах на четыре части».
1. Бытие богов (существуют ли боги). II, 45–72. Стр. 100–114. 2. Природа (качества) богов (каковы боги). II, 45–72. Стр. 114–124. 3. Божественный Промысл (управляют ли миром). II, 73–132. Стр. 124–145. 4. Попечение богов о делах человеческих (оказывают ли благодеяния людям, наказывают ли их). II, 133–167. Стр. 145–156.
1. Доказательства бытия богов С. 101: «Когда мы взираем на Небо, когда созерцаем небесные явления, разве не становится вполне ясным, вполне очевидным, что есть некое божество превосходнейшего ума, которое всем этим управляет?» и далее.
2. Природа богов/бога Стр. 114: «Остается обсудить, какова природа богов»
3. Доказательства существования Промысла. Стр. 124: «Теперь моя задача доказать, что мир управляется провидением богов»
4. Доказательства попечения богов о делах человеческих. Стр. 145: «Ради кого же все это таким образом сотворено? Ради деревьев и трав? Это было бы нелепостью», и т.д. |
|||||
|