Институт Философии
Российской Академии Наук




  С. Кускова. Специфика философских категорий
Главная страница » События » Архив событий » 2012 » Конференция «История философии: вызовы XXI века» » Statements » III. Категории, термины философии и проблема адекватности их применения к истории мысли » С. Кускова. Специфика философских категорий

С. Кускова. Специфика философских категорий

В истории философии идут споры не только о конечной системе категории, но и о критериях отнесения какого-либо широкого и культурно значимого понятия к классу категорий. Наделяя категории разным онтологическим статусом, Аристотель и Кант строят пересекающиеся, но не совпадающие их множества. Одно и то же наименование «качество», встречающееся у мыслителей разных эпох, означает разные аспекты категории.

Выявить смысл, в котором понимается категория, удобно при допущении независимости 4-х онтологических регионов, или миров. Выделенные Фреге и Поппером 3 мира дополним особым трансцендентальным миром Канта.

  1. мир физический, состоит из объективных тел и процессов;
  2. мир психический, содержит субъективные переживания;
  3. мир идеальных умопостигаемых конструктов;
  4. мир формальных правил рациональной деятельности.

В обыденном и научном познании каждый предмет относится к одному миру и связан с одним типом актов сознания. Философия работает с понятиями такого высокого уровня абстракции, который не позволяет ограничивать их объём только областью из одного мира. Например, Субстанция не только материя, но и поток восприятий, и идея, и принцип постоянства явлений.

Каждая философская категория рассматривается в 4-х проекциях, причём выбор той или иной проекции как основной зависит от конкретных исследовательских задач, возникающих перед философом данной эпохи.

Так, многообразие оттенков смысла категории Бытия сводится к 4-м определениям-проекциям.

  1. Быть – значит включаться в пространственно-временные отношения материальных событий;
  2. Быть – значит быть воспринимаемым;
  3. Быть – значит быть мыслью и быть мыслимым;
  4. Быть – значит быть потенциально осуществимым в конечное число шагов.

Вопрос о возможности конечного списка категорий имеет решение, если понятие, претендующее на этот статус, допускает разложение по четырём регионам. Категории имеют сквозной смысл, на основании которого тому, что относится к разным мирам, дали одинаковое название. Аврелий Августин разграничивал три различных значения этого слова: время природных процессов, субъективных переживаний и божественный модус вечности. Каждый аспект времени имеет свои характеристики, отсутствующие у другого.

Мы выделяем 4 понятия времени:
физическое, математическое, психологическое, трансцендентальное.
Для каждого понятия времени осмысленно говорить только об одной группе свойств. Физическое время можно понимать как меру движения тел и спрашивать о зависимости или независимости ее от гравитации. Ньютоновское понятие абсолютного времени и эйнштейновское понятие относительного времени обладают длительностью, определяемой по-разному в зависимости от правил измерения, но не от субъекта. Вопросы о начале и конце физического времени бессмысленны, потому что начинаться, длиться и оканчиваться может процесс, но не мера. Уместен вопрос о длительности оборота Земли, но неуместен вопрос «какова продолжительность суток».

Математическое время представлено континуумом вещественных чисел, порядок которого служит хорошей моделью отношения "раньше - позже". Это - инвариантное свойство времени. Точка 0 принимается за настоящее, все числа слева трактуются как прошлое, справа – как будущее. Вопрос о том, предопределено ли будущее однозначно, или возможны несколько сценариев будущего развития, касается ограничения, налагаемого на отношение порядка именно в математическом времени. Если порядок линейный то принимается жесткий фатализм. Если мы не считаем порядок линейным, то время ветвится в будущее, есть альтернативы.

Для психологического времени существенно разделение на прошлое, настоящее и будущее в зависимости от душевных актов, в которых дано явление. Мы можем воспринимать прошлый звук и предвосхищать будущий, и таким образом слышать мелодию. Для психологического времени можно сказать, что оно проходит, что оно наше, для каждого человека свое, а так же имеет начало и конец. Таким временем можно управлять или дорожить.

Трансцендентальное время в концепции Канта - априорная форма внутренних созерцаний. Она и определяет, как человек конструирует ряд натуральных чисел и упорядочивает события в единый мировой процесс.

Существует ли единое понятие времени, объединяющее столь различные смыслы? Если да – то Время – философская категория, если нет – то это слова-омонимы.

Положительно решается сходный вопрос о категории Истины. Множество теорий истинности предложений связано с разными статусами оцениваемых предложений, синтетическое и аналитическое высказывания требуют разных концепций истинности.

Но если отбросить принцип единства мира, то можно обойтись одной лишь корреспондентской концепцией, релятивизируя её для 4-х миров.

Аналитическое предложение истинно е.т.е соответствует положению дел в мире 3;

Синтетическое a posteriori истинно е.т.е. соответствует положению дел в мире 1;

Предложение с эгоцентрическими словами истинно е.т.е. соответствует положению дел в мире 2;

Синтетическое a priori истинно е.т.е. соответствует положению дел в мире 4.

Таким образом, истинность понимается универсально как соответствие высказывания той действительности, для описания которой оно предназначено.

Зная тип предложения, выбираем соответствующий мир и в нём ищем положение дел, верифицирующее данное высказывание.

Категория Обусловленности исследована подобным способом в работе Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания», где проводятся различия между понятием причинности, психологической мотивации, логического основания и целесообразном действии воли, что в нашей терминологии соответствует отношениям обусловленности в 4-х мирах.

Закон достаточного основания в общем виде – это закон порядка, связывающего объекты вообще. Все объекты распределены по четырём типам, значит и отношение порядка для объектов одного типа будет отличаться от отношения, заданного на иной области объектов.

Вывод. Анализ системы категорий того или иного мыслителя требует понимания выбранной проекции смысла каждой категории и установление наличия общего для всех четырёх аспектов смысла.