В истории философии идут споры не только о конечной системе категории, но и о критериях отнесения какого-либо широкого и культурно значимого понятия к классу категорий. Наделяя категории разным онтологическим статусом, Аристотель и Кант строят пересекающиеся, но не совпадающие их множества. Одно и то же наименование «качество», встречающееся у мыслителей разных эпох, означает разные аспекты категории. Выявить смысл, в котором понимается категория, удобно при допущении независимости 4-х онтологических регионов, или миров. Выделенные Фреге и Поппером 3 мира дополним особым трансцендентальным миром Канта.
В обыденном и научном познании каждый предмет относится к одному миру и связан с одним типом актов сознания. Философия работает с понятиями такого высокого уровня абстракции, который не позволяет ограничивать их объём только областью из одного мира. Например, Субстанция не только материя, но и поток восприятий, и идея, и принцип постоянства явлений. Каждая философская категория рассматривается в 4-х проекциях, причём выбор той или иной проекции как основной зависит от конкретных исследовательских задач, возникающих перед философом данной эпохи. Так, многообразие оттенков смысла категории Бытия сводится к 4-м определениям-проекциям.
Вопрос о возможности конечного списка категорий имеет решение, если понятие, претендующее на этот статус, допускает разложение по четырём регионам. Категории имеют сквозной смысл, на основании которого тому, что относится к разным мирам, дали одинаковое название. Аврелий Августин разграничивал три различных значения этого слова: время природных процессов, субъективных переживаний и божественный модус вечности. Каждый аспект времени имеет свои характеристики, отсутствующие у другого. Мы выделяем 4 понятия времени: Математическое время представлено континуумом вещественных чисел, порядок которого служит хорошей моделью отношения "раньше - позже". Это - инвариантное свойство времени. Точка 0 принимается за настоящее, все числа слева трактуются как прошлое, справа – как будущее. Вопрос о том, предопределено ли будущее однозначно, или возможны несколько сценариев будущего развития, касается ограничения, налагаемого на отношение порядка именно в математическом времени. Если порядок линейный то принимается жесткий фатализм. Если мы не считаем порядок линейным, то время ветвится в будущее, есть альтернативы. Для психологического времени существенно разделение на прошлое, настоящее и будущее в зависимости от душевных актов, в которых дано явление. Мы можем воспринимать прошлый звук и предвосхищать будущий, и таким образом слышать мелодию. Для психологического времени можно сказать, что оно проходит, что оно наше, для каждого человека свое, а так же имеет начало и конец. Таким временем можно управлять или дорожить. Трансцендентальное время в концепции Канта - априорная форма внутренних созерцаний. Она и определяет, как человек конструирует ряд натуральных чисел и упорядочивает события в единый мировой процесс. Существует ли единое понятие времени, объединяющее столь различные смыслы? Если да – то Время – философская категория, если нет – то это слова-омонимы. Положительно решается сходный вопрос о категории Истины. Множество теорий истинности предложений связано с разными статусами оцениваемых предложений, синтетическое и аналитическое высказывания требуют разных концепций истинности. Но если отбросить принцип единства мира, то можно обойтись одной лишь корреспондентской концепцией, релятивизируя её для 4-х миров. Аналитическое предложение истинно е.т.е соответствует положению дел в мире 3; Синтетическое a posteriori истинно е.т.е. соответствует положению дел в мире 1; Предложение с эгоцентрическими словами истинно е.т.е. соответствует положению дел в мире 2; Синтетическое a priori истинно е.т.е. соответствует положению дел в мире 4. Таким образом, истинность понимается универсально как соответствие высказывания той действительности, для описания которой оно предназначено. Зная тип предложения, выбираем соответствующий мир и в нём ищем положение дел, верифицирующее данное высказывание. Категория Обусловленности исследована подобным способом в работе Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания», где проводятся различия между понятием причинности, психологической мотивации, логического основания и целесообразном действии воли, что в нашей терминологии соответствует отношениям обусловленности в 4-х мирах. Закон достаточного основания в общем виде – это закон порядка, связывающего объекты вообще. Все объекты распределены по четырём типам, значит и отношение порядка для объектов одного типа будет отличаться от отношения, заданного на иной области объектов. Вывод. Анализ системы категорий того или иного мыслителя требует понимания выбранной проекции смысла каждой категории и установление наличия общего для всех четырёх аспектов смысла. |
|||||
|