Анализ дискуссий о принципе универсализуемости в моральной философии 1950–1960-х гг. Тезисы доклада В границах аналитической философии исследование проблемы универсальности осуществляется на путях логического анализа моральных суждений. Исходной точкой этого анализа выступает принцип универсализуемости: «Каждый человек, подобный мне, в обстоятельствах, подобных моим должен поступить так же, как я, а идеальный наблюдатель должен одобрить такой поступок». В предлагаемом обзоре дискуссии о принципе универсализуемости на ее начальном этапе (1950–1960-е гг.) определяются теоретические истоки и узловые точки дискуссии, реконструируются основные направления полемики и позиции авторов.
Показывается, что в основе проблем, связанных с осмыслением принципа универсализуемости, лежит понимание универсальности, согласно которому универсализуемые суждения есть результат эмпирического обобщения. Данное понимание может быть названо метафизическим, причем под метафизикой понимается переход от единичного к общему путем выявления у данного объекта определенных абстрактных свойств и отбрасывания остальных, так что два объекта принадлежат одному и тому же роду, если оба они обладают выделенными свойствами (Г. Вейль).
Метафизическое понимание порождает две существенные проблемы.
Во-первых, оно определяет расхождение логического и содержательного аспектов принципа универсализуемости, обусловленное несоответствием внешней и внутренней формы. Поскольку процедура построения рода допускает отбрасывание и включение систематизируемых существенных признаков по произволу судящего, в общих терминах могут быть сформулированы разные, в пределе – глубоко абсурдные и аморальные суждения.
Во-вторых, метафизический переход от единичного к общему придает принципу универсализуемости репрессивный смысл.
Таким образом, метафизическое понимание универсальности создает проблемное поле дискуссии, которая ведется в двух направлениях: а) конструирование смысловых моделей принципа универсализуемости (для преодоления расхождения формального и содержательного аспектов принципа), б) этическая критика принципа универсализуемости с позиций идей морального выбора и поступка (для защиты единичного от репрессий со стороны общего).
Конструирование смысловых моделей принципа осуществляется двумя способами – а) путем выявления конкретного содержания принципа универсализуемости с целью дедуктивного построения этики как рациональной нормативной системы (Сингер), б) путем утверждения формального характера процедуры универсализации с целью обоснования идей автономии, прав личности и поступка (Хэар, Гевирт). Построенные модели в рамках первого способа соединяют принцип универсализуемости с идеями беспристрастности и справедливости (Райен, Эммет, Сингер), в рамках второго способа – с идеями взаимности, поступка (Хэар) и равноправия (Гевирт). При этом, поскольку оба способа функционируют в рамках идеи эмпирического обобщения, каждая из предложенных моделей оказывается неполноценной, т.е. произвол в определении признаков содержания универсализуемого суждения не преодолевается.
Альтернативное направление дискуссии связано с сомнением относительно связи морали и универсальности. Критика этой связи ведется с позиций ценности индивидуального поступка и значимости трагического выбора (Макинтайр, Уинч, Эммет). В ходе дискуссии выявляется невозможность непротиворечивого соединения идеи индивидуальности с идеей универсальности в границах метафизического понимания универсальности (в двух аспектах – трагического выбора и романтической любви).
Как мы полагаем, метафизическому пониманию универсальности противостоит онтологическое, причем под онтологией понимается открытие истины посредством интеллектуального «схватывания» сущности предмета и выражение истины посредством либо универсального закона либо категорий. Уже смысловая модель Гевирта указывает на альтернативный эмпирическому «обобщению» путь понимания универсальности. В рамках этого пути (правда, только намеченного Гевиртом), исследование ведется на уровне категориальных оснований, а эмпирическая операция обобщения отсутствует. На категориальном уровне располагаются фундаментальные законы, защищающие пространство, в котором обитает внутренний мир человека. В частности, основанием предложенного Гевиртом принципа, утверждающего равенство индивидов в базовых правах, может быть только фундаментальный закон бытия (например, закон равенства в духовном достоинстве). Но такой закон в концепциях дискутирующих философов отсутствует.
В докладе делается вывод о том, что интегральное понимание феномена универсальности возможно на основе использования принципа дополнительности, т.е. рассмотрения феномена универсальности не только с метафизической, но и с онтологической точек зрения, или, что то же самое, на основе дополнения универсальности «обобщения» универсальностью «закона».
Литература
|
|||||
|