Институт Философии
Российской Академии Наук




  В.Л. Махлин. История философии как вызов философии
Главная страница » События » Архив событий » 2012 » Конференция «История философии: вызовы XXI века» » Statements » I. Значение истории философии для культуры и самой философии » В.Л. Махлин. История философии как вызов философии

В.Л. Махлин. История философии как вызов философии

После конца Нового времени в прошлом веке новая современность по-новому ставит под вопрос существование философии как деятельности. В России эта глобальная ситуация скорее обострилась после краха тоталитаризма и требует новой ориентации философствования (Philosophieren) в обеих его традиционных формах - исследования и преподавания. Сегодня, когда идеальные императивы («метарассказы») Нового времени, в общем, реализованы и исчерпаны, возможности философствования зависят от нашей способности снова и по-новому вступить в отношение с философским наследием, если угодно – с «архивом». Будущее философии зависит от того, в какой мере исследование и преподавание в состоянии освободить мышление из «плена времени» во времени же, в «круговой» герменевтической ретроспективе-перспективе того, что поздний Гуссерль назвал «абсолютной историчностью», а М.М.Бахтин – «большим временем». (Гадамер, соответственно, говорит о «слиянии горизонтов», с опорой на понятие «одновременности» у Кьеркегора.)

 

В этой ретроспективной перспективе «история философии» оказывается уже не преддверием или дополнением к так называемой «фундаментальной философии» (die Philosophie), но продуктивным и даже спасительным вызовом «Философии». Вызовом, конечно, не философской мысли как таковой, но – модернизированным симулякрам мышления, возвещаемым с кафедры и со страниц учебников в качестве «идеологии науки как профессии» (Т.Кун) и позволяющим карликам уже не силиться стоять на плечах великанов (как в прежние эпохи), но скорее «снять» или «остран(н)ять» великанов по принципу «самодостаточной», самодовольной современности: we are the real thing!


В противоположность такой модернизации нужно суметь помыслить именно «архив» философии как задачу «повторить» неповторимые усилия «великанов», по логике знаменитой формулы герменевтики А.Бека  «познание познанного» (ErkenntnisdesErkannten). Путем взаимопроникновения традиции и современности можно надеяться, даже сегодня и как раз сегодня, «спасти мыслителей от последствий их мышления» (М.Тойниссен), одновременно противодействуя тому «беспределу интерпретаций», который, впрочем, совершенно неизбежен в условиях «завершенной демократии».

 

Новое взаимоотношение между историей философии и «самой» философией уже намечено в прошлом столетии в таких понятиях, как «историческая философия» (Г.Г.Шпет), «философская история философии» (П.Рикер), «философия, ставшая историей для самой себя» (А.В.Михайлов). Философия выживет в новых условиях за счет возвращения к своим исконным началам – к ситуации «исследования» и ситуации «разговора» (беседы-дискуссии-диалога) обучающего и обучающегося (платоновский Сократ и евангельский Христос). Научным и «ино-научным» императивом и критерием оценки философской деятельности станет не столько монологическая свобода «интерпретации», сколько исконный импульс комментатора – «разъясняющая презентация текста» (Н.В.Мотрошилова).