Универсальность в морали: между объективностью и абсолютностью Тезисы доклада Доклад посвящен рассмотрению теоретических трудностей, сопряженных с универсалистским пониманием морали, и обуславливающих его критику. Теоретические трудности реконструируются на основе анализа дискуссий о принципе универсальности в аналитической философии. В фокусе внимания - проблема осмысления трагического выбора в контексте принципа универсальности. Задача рассмотрения – поиск такого понимания идеи универсальности, при котором теоретические трудности могли бы быть сняты (включая нормативно-содержательную конкретизацию искомого понимания).
Анализ критических аргументов, направленных против идеи универсальности, целесообразно проводить через соотнесение двух пониманий универсальности а) формального (связанного с идеей объективности) и б) сущностного (как аспекта абсолютного в этической теории). На первом этапе выявляется, что причиной, по которой трагический выбор становится теоретической проблемой дискурса универсальности, выступает формальное (объективистское) толкование идеи универсальности, опирающееся на презумпцию тождества бытия и мышления. На втором этапе предлагается альтернативное – сущностное – толкование идеи моральной универсальности, опирающееся на идею несхождения метафизического тождества. На третьем этапе демонстрируется, что истоком критики идеи моральной универсальности служит смешение двух толкований универсальности и подмена сущностного толкования формальным. На четвертом этапе осуществляется синтез формального и сущностного толкований моральной универсальности, в том числе его нормативно-содержательная конкретизация.
Анализ позволяет установить:
1) наиболее существенной теоретической проблемой, с которой сталкивается дискурс универсальности в морали, является проблема согласования поступка и нормы; 2) невозможность согласования поступка и нормы, и соответственно, критические аргументы в адрес идеи универсальности, обусловлены сопряжением идеи универсальности с идеей объективности; 3) универсальность сохраняет статус существенной характеристики морали как аспект абсолютного («голоса совести») в этической теории; 4) нормативно-содержательной конкретизацией сопряжения идеи универсальности с идеей абсолютности может служить формула «никакой логикой нельзя оправдать насилие над личностью»: данная формула является универсальной в силу того, что выражает абсолютное (конституирующее пространство человечности) содержание.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что теоретические проблемы дискурса универсальности обусловлены метафизикой Нового времени. В свете новоевропейской метафизики видимой становится формальная (объективистская) сторона идеи универсальности; другая же – сущностная, («голос совести») – остается в тени. Данное обстоятельство требует перехода к новой метафизике, к новому способу понимания, к новому основополагающему принципу, замещающему принцип объективности. В свете искомого принципа обе стороны идеи универсальности должны быть учтены и согласованы.
Литература
|
|||||
|