Институт Философии
Российской Академии Наук




  Скоморохов А.В. (ноябрь 2019)
Главная страница » » тезисы 2019 » Скоморохов А.В. (ноябрь 2019)

Скоморохов А.В. (ноябрь 2019)

Универсальность в морали: между объективностью и абсолютностью


Тезисы доклада


Доклад посвящен рассмотрению теоретических трудностей, сопряженных с универсалистским пониманием морали, и обуславливающих его критику. Теоретические трудности реконструируются на основе анализа дискуссий о принципе универсальности в аналитической философии. В фокусе внимания - проблема осмысления трагического выбора в контексте принципа универсальности. Задача рассмотрения – поиск такого понимания идеи универсальности, при котором теоретические трудности могли бы быть сняты (включая нормативно-содержательную конкретизацию искомого понимания).

 

Анализ критических аргументов, направленных против идеи универсальности, целесообразно проводить через соотнесение двух пониманий универсальности а) формального (связанного с идеей объективности) и б) сущностного (как аспекта абсолютного в этической теории). На первом этапе выявляется, что причиной, по которой трагический выбор становится теоретической проблемой дискурса универсальности, выступает формальное (объективистское) толкование идеи универсальности, опирающееся на презумпцию тождества бытия и мышления. На втором этапе предлагается альтернативное – сущностное – толкование идеи моральной универсальности, опирающееся на идею несхождения метафизического тождества. На третьем этапе демонстрируется, что истоком критики идеи моральной универсальности служит смешение двух толкований универсальности и подмена сущностного толкования формальным. На четвертом этапе осуществляется синтез формального и сущностного толкований моральной универсальности, в том числе его нормативно-содержательная конкретизация.

 

Анализ позволяет установить:

 

1) наиболее существенной теоретической проблемой, с которой сталкивается дискурс универсальности в морали, является проблема согласования поступка и нормы;

2) невозможность согласования поступка и нормы, и соответственно, критические аргументы в адрес идеи универсальности, обусловлены сопряжением идеи универсальности с идеей объективности;

3) универсальность сохраняет статус существенной характеристики морали как аспект абсолютного («голоса совести») в этической теории;

4) нормативно-содержательной конкретизацией сопряжения идеи универсальности с идеей абсолютности может служить формула «никакой логикой нельзя оправдать насилие над личностью»: данная формула является универсальной в силу того, что выражает абсолютное (конституирующее пространство человечности) содержание.

 

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что теоретические проблемы дискурса универсальности обусловлены метафизикой Нового времени. В свете новоевропейской метафизики видимой становится формальная (объективистская) сторона идеи универсальности; другая же – сущностная, («голос совести») – остается в тени. Данное обстоятельство требует перехода к новой метафизике, к новому способу понимания, к новому основополагающему принципу, замещающему принцип объективности. В свете искомого принципа обе стороны идеи универсальности должны быть учтены и согласованы.

 

Литература

  1. Адорно Т. Негативная диалектика / Пер. с нем. Е. Л. Петренко. М.: Научный мир, 2003. 374 с.
  2. Апресян Р.Г. Смысл морали // Мораль. Разнообразие понятий и смыслов: К 75-летию А.А. Гусейнова / Отв. ред. О.П. Зубец. М.: Альфа-М, 2014.
  3. Ахутин А.В. Поворотные времена. Статьи и наброски. СПб.: Наука. 743 с.
  4. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Современные записки, 1931. 320 с.
  5. Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. М.: АН СССР, 1963. 104 с.
  6. Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 15-ти тт. Т. 4. Л.: Наука, 1989. С. 452–550.
  7. Капустин Б. Г. Зло и свобода. Рассуждения в связи с «Религией в пределах только только разума» Иммануила Канта. М.: ВШЭ, 2016.
  8. Прокофьев А.В. Универсальность и сопряженные с ней характеристики морали // Мораль и универсальность. Вып. 2. / Под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Гуманитарий, 2019. С. 149–176.
  9. Эйдельман Н. Я. Лунин. М.: Молодая Гвардия, 1970. 384 с.
  10. Arendt H. Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil. New York: Viking Press, 1963.
  11. Atwell J. A Note on Decisions, Judgments, and Universalizability // Ethics. 1967. Vol. 77. No. 2. P. 130134.
  12. Haas P. Morality after Auschwitz: The Radical Challenge of the Nazi Ethic. Philadelphia: Fortress Press, 1988.
  13. Hare R.M. Universalizability // Proceedings of the Aristotelian Society. 1954-1955. Vol. 55. P. 295–312.
  14. Lang B. Genocide and Kant’s Enlightment. Chicago: University of Chicago Press, 1990.
  15. MacIntyre A. What Morality Is Not // Philosophy. 1957. Vol. 32. No. 123. P. 325–335.
  16. Levinas E. Totality and Infinity: an Essay on Exteriority. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1969.
  17. Singer M. Generalization in Ethics // Mind. New Series. 1955. Vol. 64. No. 255. P. 361–375.