Институт Философии
Российской Академии Наук




  Артемьева О.В. (апрель 2019)
Главная страница » » тезисы 2019 » Артемьева О.В. (апрель 2019)

Артемьева О.В. (апрель 2019)

Становление понятия универсальности в этике

 

Тезисы доклада

 

В истории этико-философской мысли идея универсальности возникает рано. Однако понятие универсальности постепенно складывается в раннее Новое время, одновременно с формированием понятия морали. Идея универсальности в этом процессе занимает заметное место: она рассматривается как важная характеристика различных составляющих морали – ценностей, норм, оценок, суждений, представлений, мотивов, способностей и др. Посредством идеи универсальности те моральные философы, в фокусе специального теоретического интереса которых находилась мораль как таковая, пытались выразить существенные черты морали и ее своеобразие. При этом сама идея универсальности уточнялась, структурировалась и постепенно сложились основные значения понятия универсальности, которые впоследствии были концептуализированы, получили развитие, затем переосмысливались и становились предметом критики.

 

Одним из важных отличительных признаков моральных представлений в Новое время считалась их общераспространенность. В самом общем виде данное значение разъяснялось таким образом, что моральные представления присущи всем людям без исключения. Общераспространенность моральных представлений объяснялась тем, что каждый человек наделен моральной способностью (разумом, моральным чувством или совестью). Общераспространенность понималась также том смысле, что у всех людей с содержательной точки зрения одни и те же моральные представления. Поскольку природа моральных различий такова, что они изначальны и беспредпосылочны, вневременны и надтерриториальны, то их ничто не ограничивает, в этом смысле они универсальны: одни и те же для всех людей вне зависимости от их культурной, религиозной, сословной, государственной и пр. идентичности.

 

Универсальность в моральных учениях Нового времени понималась также как общезначимость моральных принципов. Речь идет, по существу, об осмыслении специфического нормативного содержания морали через выявление основопологающих принципов. Уязвимость интерпретации универсальности как общераспространенности и общезначимости моральных представлений становится очевидной при попытке выделить конкретные содержательные моральные представления, которые действительно всеми бы признавались значимыми. Однако следует отметить, что такая интерпретация была формой утверждения идеи морального равенства: все люди равны в качестве моральных субъектов и способны компетентно судить о моральном добре и зле. В противопоставлении моральных представлений как общераспространенных и общезначимых корпоративным, групповым, сословным, религиозным и т.п. как партикулярным, утверждалась специфика морального сознания.

 

Иное понимание универсальности в моральной философии Нового времени обнаруживается в связи с осмыслением характера моральных требований. С этой точки зрения интерес представляет понятие морального закона, в трактовке которого можно выделить два аспекта: первый связан с пониманием морального закона как закона природы. Моральный закон универсален в смысле общедейственности, и в этом он аналогичен законам природы. Второй аспект связан с пониманием морального закона как императива. В этом качестве моральный закон универсален в смысле общеадресованности, он обращен не только к каждому человеку, но и ко всякому существу, обладающему разумом, он обязателен и для Божества.

 

Особое значение универсальности в работах моральных философов Нового времени обнаруживается также в рассмотрении ими специфики моральных решений и оценок. Тема универсальности здесь актуализируется в связи с решением задачи утверждения независимости личности, которая предполагала выявление условий, при которых человек оказывается способным, принимая решение и вынося оценки, руководствоваться суждением, свободным от ограниченностей (соображений личного или группового интереса и от влияния склонностей). Апеллируя к идее универсальности в данном значении, философы указывали на особенность моральной позиции: она надситуативна и беспристрастна, обеспечивается способностью человека к независимому моральному суждению (решению, выбору, оценке) и противопоставляется, с одной стороны, внешнему контролю, с другой – склонностям, стремлению к удовлетворению частного интереса.

 

Литература

 

  1. Апресян Р.Г. Всеобщность // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусйнова. М.: Гардарики, 2001. С. 78–80.
  2. Апресян Р.Г. Из истории европейской этики Нового времени (этический сентиментализм». М.: Изд-во Московского университета, 1986. 79 с.
  3. Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования // Этич. мысль / Ethical Thought. 2011. Вып. 11. С. 5–29.
  4. Апресян Р.Г. Понятие морального чувства в этике Френсиса Хатчесона (ранний период) // Этич. мысль / Ethical Thought. 2015. № 1. С. 170–200.
  5.  Апресян Р.Г. Смысл морали в этике Дэвида Юма // Этич. мысль / Ethical Thought. 2012. Вып. 12. С. 72–103.
  6. Апресян Р.Г. Феномен универсальности в этике: формы концептуализации // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 79–88.
  7. Апресян Р.Г. Этическая проблематика в «Опыте о человеческом разумении» Дж. Локка // Историко-философский ежегодник 2006 / Гл. ред. Н.В. Мотрошилова, отв. Ред. М.А. Солопова. М.: Наука, 2006. С. 131–151.
  8. Артемьева О.В. Универсальность и автономия в этике И. Канта // Философские науки. 2018. № 11. С. 86–102.
  9. Кант И. Основоположения к метафизике нравов / Пер. с нем.  // Кант И. Соч. в 4 т. На нем и рус. яз. / подгот. к изд. Н.В. Мотрошиловой, Б. Тушлингом. Т. 3. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 39–276
  10. Логинов Е.В. Анализ дискуссии о принципе универсализуемости в моральной философии 1970–1980-х гг. // Философские науки. 2018. № 10. С. 65–80.
  11. Прокофьев А.В. Фрэнсис Хатчесон и возможность моральной добродетели за пределами благожелательности // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. № 1. С. 43–56.
  12. Скоморохов А.В. Анализ дискуссии о принципе универсализуемости в моральной философии 1950–1960-х гг. // Философские науки. 2018. № 10. С. 47–64.
  13. Уотлз Дж. Золотое правило / Пер. с англ. О.В. Артемьевой. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 345 с.
  14. Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели в двух трактатах. Трактат II: О моральное добре и зле  / Пер. с англ. Е.С. Лагутина // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: Искусство, 1973. С. 127–269.
  15. Шефтсбери. Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа. В письме другу // Шефтсбери. Эстетические опыты / Сост., пер., коммент. Ал.В. Михайлова. М.: Искусство, 1975. С. 274–329.
  16. Юм Д. Исследование о принципах морали / Пер. с англ. В.С. Швырева // Юм Д. Собр. соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 177–314.
  17. Butler J. Fifteen Sermons Preached at the Rolls Chapel [Sermon II. Upon Human Nature, Natural Supremacy of Conscience] // Butler J. The Works of Bishop Butler / Ed., introduction and notes by D.E. White. Rochester: University of Rochester Press, 2006. P. 33–146.
  18. Butler J. The Analogy of Religion, Natural and Revealed, to the Constitution and Course of Nature // Butler J. The Works of Bishop Butler / Ed., introduction and notes by D.E. White. Rochester: University of Rochester Press, 2006. P. 147–314.
  19. Clarke S. A Discourse Concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation // The British Moralists: 1650–1800 / ed. by D.O. Raphael. Oxford: Oxford University Press, 1991. P. 191–225.
  20. MacIntyre A. After Virtue: A Study in Moral Theory. 3d ed. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2007. 286 p.
  21. Price R. A Review of the Principal Questions in Morals / Ed. by D.D. Raphael. Oxford: Oxford University Press, 1948. 301 p.
  22. Reid Th. Essays on the Active Powers of Man [Essay V. On Morals] / Ed. by K. Haakonssen, J. Harris. Edinburg: Edinburg University Press, 2010. 388 p.
  23. Whichcote B. Moral and Religious Aphorisms / ed. by S. Salter. London: Printed for J. Payne, at Pope’s Head, in Pater-Noster-Row, 1753.
  24. Wood A.W. Kant’s Ethical Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 436 p.