Становление понятия универсальности в этике
Тезисы доклада
В истории этико-философской мысли идея универсальности возникает рано. Однако понятие универсальности постепенно складывается в раннее Новое время, одновременно с формированием понятия морали. Идея универсальности в этом процессе занимает заметное место: она рассматривается как важная характеристика различных составляющих морали – ценностей, норм, оценок, суждений, представлений, мотивов, способностей и др. Посредством идеи универсальности те моральные философы, в фокусе специального теоретического интереса которых находилась мораль как таковая, пытались выразить существенные черты морали и ее своеобразие. При этом сама идея универсальности уточнялась, структурировалась и постепенно сложились основные значения понятия универсальности, которые впоследствии были концептуализированы, получили развитие, затем переосмысливались и становились предметом критики.
Одним из важных отличительных признаков моральных представлений в Новое время считалась их общераспространенность. В самом общем виде данное значение разъяснялось таким образом, что моральные представления присущи всем людям без исключения. Общераспространенность моральных представлений объяснялась тем, что каждый человек наделен моральной способностью (разумом, моральным чувством или совестью). Общераспространенность понималась также том смысле, что у всех людей с содержательной точки зрения одни и те же моральные представления. Поскольку природа моральных различий такова, что они изначальны и беспредпосылочны, вневременны и надтерриториальны, то их ничто не ограничивает, в этом смысле они универсальны: одни и те же для всех людей вне зависимости от их культурной, религиозной, сословной, государственной и пр. идентичности.
Универсальность в моральных учениях Нового времени понималась также как общезначимость моральных принципов. Речь идет, по существу, об осмыслении специфического нормативного содержания морали через выявление основопологающих принципов. Уязвимость интерпретации универсальности как общераспространенности и общезначимости моральных представлений становится очевидной при попытке выделить конкретные содержательные моральные представления, которые действительно всеми бы признавались значимыми. Однако следует отметить, что такая интерпретация была формой утверждения идеи морального равенства: все люди равны в качестве моральных субъектов и способны компетентно судить о моральном добре и зле. В противопоставлении моральных представлений как общераспространенных и общезначимых корпоративным, групповым, сословным, религиозным и т.п. как партикулярным, утверждалась специфика морального сознания.
Иное понимание универсальности в моральной философии Нового времени обнаруживается в связи с осмыслением характера моральных требований. С этой точки зрения интерес представляет понятие морального закона, в трактовке которого можно выделить два аспекта: первый связан с пониманием морального закона как закона природы. Моральный закон универсален в смысле общедейственности, и в этом он аналогичен законам природы. Второй аспект связан с пониманием морального закона как императива. В этом качестве моральный закон универсален в смысле общеадресованности, он обращен не только к каждому человеку, но и ко всякому существу, обладающему разумом, он обязателен и для Божества.
Особое значение универсальности в работах моральных философов Нового времени обнаруживается также в рассмотрении ими специфики моральных решений и оценок. Тема универсальности здесь актуализируется в связи с решением задачи утверждения независимости личности, которая предполагала выявление условий, при которых человек оказывается способным, принимая решение и вынося оценки, руководствоваться суждением, свободным от ограниченностей (соображений личного или группового интереса и от влияния склонностей). Апеллируя к идее универсальности в данном значении, философы указывали на особенность моральной позиции: она надситуативна и беспристрастна, обеспечивается способностью человека к независимому моральному суждению (решению, выбору, оценке) и противопоставляется, с одной стороны, внешнему контролю, с другой – склонностям, стремлению к удовлетворению частного интереса.
Литература
|
|||||
|