Движение от локального к универсальному в генезисе морали
Проспект статьи
Универсальность морали выражается в беспристрастности и общеадресованности ее оценок и требований. Эта существенная характеристика приобретается в процессе генезиса морали через преодоление индивидуального и группового своекорыстия. Мораль начинается со стихийного сотрудничества сородичей и вырастает до осознанного установления универсальных принципов. Она движется от доверительного отношения между родными и близкими к нормативному порядку, требующему равного уважения для каждого участника взаимодействия. На нижнем, самом элементарном уровне она предписывает помогать другу и противодействовать врагу, а в развитой форме учит превращать врага в друга, делать «чужое» «своим».
Универсализация требований, вероятно, является для морали не самоцелью, а средством реализации иных, более соответствующих ее сущности целей. Мораль призвана не только обеспечить гармонию, согласованность действий отдельных субъектов, но и совершенствовать каждого из них, причем не в каком-то едином направлении, а в соответствии с его индивидуальными особенностями и местом в социальной структуре. Поэтому универсальное содержание морали – беспристрастность и общеадресованность – неизбежно сопрягается с заинтересованностью и избирательностью, локальной и временной ограниченностью. Понять историческую динамику этого сопряжения – главная задача данной статьи.
Между универсальным и партикулярным в морали устанавливается подвижный баланс, понять природу которого составляет одну из центральных задач философии морали. Даже самая развитая нравственность не отказывается от избирательности, что явствует, например, из негативного отношения к таким феноменам, как пошлость и особенно измена (предательство).
Нравственное отношение человека к человеку специфично тем, что в нем происходит уникальный сплав пристрастности и беспристрастия, включенности в действительность и отстранения от нее. Магистральным путем развития нравственности выступает не подавление чувств, не подчинение их диктату разума, не снижение пристрастности, а наоборот, ее распространение на все более широкий спектр объектов: лиц, обстоятельств, вещей. Парадоксальность нравственной ситуации точнее можно выразить так: через распространение заинтересованного отношения на большее число лиц снижается заинтересованность в каком-то одном конкретном лице, иными словами, беспристрастное отношение возникает в процессе диффузии пристрастий.
Социальной ареной, на которой разворачивается этот процесс, являются «пересуды» – языковая коммуникация, в которой какие-то жизненно важные события и действия людей становятся предметом обсуждения всего сообщества или значительной его части. Реально это означало включение в диалогическое отношение двух лиц третьего лица, как правило, принимающего сторону одного из них, но в перспективе оно таило возможность возвыситься над обеими сторонами, понять резоны каждой из них и произвести объективный суд. Условием реализации такой возможности выступает предоставление голоса обеим сторонам и наличие заинтересованности в каждой из них. Конструктивный потенциал пересудов заключался в стремлении понять резоны и той, и другой стороны, а для этого требовалось умение мысленно поставить себя на их место. Подобное обсуждение можно считать первоначальным шагом от локальности к универсальности. Таким путем происходило осознание межиндивидуальной общности, формировалось представление «мы». За универсальным содержанием морали, очевидно, стоит единство человеческой природы, т.е. возможность общечеловеческих интересов.
Литература
|
|||||
|