Институт Философии
Российской Академии Наук




  Крутова Ольга Натановна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Страницы истории » Сотрудники сектора этики прошлых лет » Крутова Ольга Натановна

Крутова Ольга Натановна

 Крутова Ольга Натановна

  

29 ноября 1929, Москва – 23 февраля 1995, Москва

 

Образование

  • Философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, 1952.
  • Аспирантура Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина, 1956.

Ученые степени

  • Доктор философских наук, 1988. Докторская диссертация: «Проблема человека в социально-философской концепции марксизма» (Институт философии РАН).
  • Кандидат философских наук, 1956. Кандидатская диссертация: «Некоторые проблемы этики в трудах В.И. Ленина» (МГПИ им. В.И.Ленина).
Ученое звание
  • Старший научный сотрудник

Научные интересы 

Методологические проблемы этических исследований; философско-этическая теория воспитания; проблема исторического смысла существования морали, проблема человека в социальной философии марксизма.

 

Профессиональная
деятельность

  • Младший (1960), старший научный сотрудник (1963), ведущий научный сотрудник (1989) Институт философии АН СССР (РАН), 1960–1995.
  • Лектор, Краснопресненский, Сокольнический РК КПСС.
  • Инспектор, Министерство культуры РСФСР, 1957.
  • Учитель, Школа № 86 Москвы, 1952–1955.

 


Научное руководство

 

Руководство стажером Чинь Минь Хо (Вьетнам). Кандидатская диссертация «Роль интересов в формировании нравственного сознания масс» защищена в 1991 г.

 

Основные публикации


Книги

  • Воспитание: новые подходы к вечной теме. (Философия и этика воспитания). М.: Луч, 1993. (В соавт. Коновалова Л.В., Шварцман К.А.).
  • Проблема человека в социальной философии марксизма. М.: Наука, 1990. 144 с.
  • Человек и история (проблема человека в социальной философии марксизма). М.: Политиздат, 1982. 207 с.
  • Человек и мораль (Методологические аспекты ленинского анализа нравственности). М.: Политиздат, 1970. 223 с.

Брошюры

  • Человек среди людей (роль коллектива в нравственном развитии личности). М.: Знание, 1989. 3,5 а.л. (в соавт.).
  • Философские основы коммунистического воспитания. М.: Знание, 1987. 63 с.
  • Человек как творец морали. М.: Знание, 1985. 64 с. 3,5 а.л.
  • Формирование нового человека (Человек и социальная система). М.: Знание, 1982. 64 с.
  • Мораль как часть социалистической культуры. М.: Знание, 1968. 1 а.л.
  • Справедливость. М.: Знание, 1963. 48 с.
  • Нравственные принципы строителя коммунизма. М.: «Московский рабочий», 1962. (В соавт.: С.М.Косолапов). 86 с.
  • Нравственное воспитание человека коммунистического общества. Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1961. (В соавт. Н.Н.Крутов). 3 а.л.
  • Нравственное воспитание трудящихся в духе коммунистической нравственности. Высшая школа, 1961. (в соавт.: С.М. Косолапов). 5 а.л.
  • Вопросы воспитания трудящихся в духе коммунистической нравственности. М.: «Советская наука», 1960. 92 с. (В соавторстве – С.М. Косолапов).
  • В жизни всегда есть место подвигу. В помощь лектору, выступающему перед молодежью. Издание общества по распространению политических и научных знаний РСФСР. М., 1958. 2 а.л.

Коллективные труды

  • Социальная сущность и творческая активность советского человека / Сост. О.Н.Крутова. М.: Знание, 1986.
  • Мораль и современность: Сборник / Отв. ред. О.Н.Крутова. М.: Институт философии АН СССР, 1984.

Статьи и главы в коллективных трудах

  • «Возвращение» в цивилизацию: ориентиры воспитания нравственности // Социализм в контексте современной цивилизации. М., 1991. 0,8 а.л.
  • Человеческое измерение действительности: к постановке проблемы // Новое мышление и практика обновляющегося социализма. М., 1990. 1 а.л.
  • Классовое и общечеловеческое: политизированная мораль // Общечеловеческое и классовое в морали / Отв. ред. Р.В.Петропавловский. М.: Институт философии АН СССР, 1990. 0,8 а.л. (в соавт.)
  • Проблемы активизации человеческого фактора // Человеческий фактор: единство сознательности и деятельности. Раздел I, гл. 2. Киев, 1989. 0,7 а.л.
  • Логика воспитания // Человек в мире культуры (культура, человек, образование) / Отв. ред. И.К.Кучмаева. М.: Институт философии АН СССР, 1989. 1,3 а.л.
  • Общечеловеческое и классовое в морали: новые горизонты этических исследований // Философские науки. 1989. № 3. 0,8 а.л. (В соавт. Н.Н.Крутов).
  • Потребительство: причины существования, перспективы преодоления // Перестройка и нравственность: Сборник статей / Сост. М.В.Искров. Баку: Азернешр, 1988. 0,5 а.л. (В соавт. Н.Н.Крутов).
  • Мораль в свете теории производства сознания // Что такое мораль. М.: Философское
  • общество СССР; Институт философии АН СССР; Общ-во «Знание», 1988. 0,7 а.л.
  • Человеческий фактор: социально-философский аспект // Вопросы философии. 1987. № 8. 1,2 а.л.
  • Человеческий фактор: пути развития // Человеческий фактор. Препринты Всесоюзного совещания по философии и социальным проблемам науки и техники. Дом политпросвета МГК КПСС, Москва, февраль 1987). М., 1987.
  • Пути активизации человеческого фактора // Философские науки. 1987. № 1. 1 а.л.
  • Марксистское социально-философское человекознание: теоретическая постановка и практическое значение проблемы // Философска Думка. 1987. № 3. (На укр. яз.)
  • Марксистское социально-философское человекознание: теоретическая постановка и практическое значение проблемы (продолжение) // Философска Думка. 1987. № 4. (На укр. яз.)
  • Мораль как феномен культуры // Мораль: противоречия и конфликты. М.: Институт философии АН СССР, 1987. 0,8 а.л.
  • О некоторых направлениях исследования нравственной жизни советского общества // От теории морали к практике. Социально-этические проблемы. М.: Институт философии АН СССР, 1986.
  • Повышение творческой активности масс – решающее условие ускорения // Политическое самообразование. 1986. № 12. 1 а.л.
  • Исторический смысл существования морали (социально-философский аспект) // Мораль: сознание и поведение / Отв. ред. Н.А.Головко. М.: Наука, 1986.
  • Активность личности и социально-экономическое развитие страны // Социальная сущность и творческая активность советского человека / Сост. О.Н.Крутова. М.: Знание, 1986. 1,5 а.л.
  • Некоторые методологические проблемы исследования нравственной жизни советского человека // Мораль и современность: Сборник / Отв. ред. О.Н.Крутова. М.: Институт философии АН СССР, 1984.
  • Социальная философия марксизма как гуманитарное знание // Методологическая роль исторического материализма в научном познании: Сборник / Отв. ред. Н.Н.Козлова. М.: Институт философии АН СССР, 1984. 0,6 а.л.
  • Материалистическая диалектика – метод исследования морали // Методология этических исследований / Отв. ред. Л.М.Архангельский. М.: Наука, 1982.
  • Проблематика человека, индивида, личности в социально-философских исследованиях // Вопросы философии. 1982. № 2. 1 а.л.
  • Мораль и поведение // Этика и современность. Ч. I. М.: Знание, 1981. 0,5 а.л.
  • К вопросу о познавательных возможностях анализа человека как нравственного существа // Моральные качества личности и основные аспекты ее изучения. М.: Институт философии АН СССР, 1981. 0,8 а.л.
  • Деятельность масс и развитие личности; Проблемы формирования личности нового типа // Социалистическое общество. (На немецком, венгерском, чешском языках).1976.
  • Также опубликовано: Социалистическое общество (на испанском яз.). М.: Прогресс, 1977.
  • Деятельность масс и развитие личности // Социалистическое общество: социально-философские проблемы современного советского общества. М.: Политиздат, 1975. 0,7 а.л.
  • Проблемы формирования личности нового типа // Социалистическое
  • общество: социально-философские проблемы современного советского общества. М.: Политиздат, 1975. 1,2 а.л.
  • В.И.Ленин о роли моральных ценностей // Советская педагогика. 1970. № 3. 1 а.л.
  • В.И. Ленин о самодеятельности и творчестве масс в сфере морали // Советская педагогика. 1969. № 7. 1 а.л.
  • В.И. Ленин о роли идейного воздействия в нравственном воспитании // Советская педагогика. 1968. № 9. 1,2 а.л.
  • В.И. Ленин об активной роли морали // Советская педагогика. 1967. № 4. 1 а.л.
  • В.И.Ленин о классовом и общечеловеческом в культуре // Советская педагогика. 1966. № 4. 1 а.л.
  • Роль идеологической работы в формировании морального облика советского рабочего // Моральный облик советского рабочего. М.: Московский рабочий, 1966.
  • Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству // Нравственные принципы строителя коммунизма. М.: Мысль, 1965. 1 а.л.
  • Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов // Нравственные принципы строителя коммунизма. М.: Мысль, 1965. 1 а.л.
  • Воспитание нетерпимости к нарушителям общественного порядка // Нравственность и нравственное воспитание. Сборник статей. / Под. ред. М.Г.Журавкова, О.П.Целиковой Новосибирск: Изд-во Сибирского Отделения АН СССР, 1962. 1 а.л.
  • Нравственное воспитание народа (рецензия) // Агитатор. 1961. № 22. (В соавт.: С.М. Косолапов). 0,3 а.л.
  • Чего ждут пропагандисты от нового отдела // Вопросы философии. 1960. № 12. (В соавт.: Д.Д. Райкова). 0,3 а.л.
  • Реакционная сущность теории «этического» и «демократического» социализма французских правых социалистов (в соавторстве: Н.Н. Крутов) // Вопросы новой и новейшей истории. М.: Издательство ИМО, 1959. 2,5 а.л..
  • В.И. Ленин о критерии коммунистической нравственности // Ученые записки. Т. CXIII. Кафедра диалектического и исторического материализма МГПИ им. В.И. Ленина. Вып. 2. М., 1957. 2 а.л.

Доклады на конференциях и научных совещаниях

Всесоюзное координационное совещание по проблемам исторического материализма, темы выступлений:

  • Социальная философия марксизма как гуманитарное знание
  • О специфике социально-философского человекознания (1983).
  • Человеческий фактор. Пути развития. (1985).

Круглый стол журнала «Советская педагогика» (1985).
Многозначность нравственной жизни общества (1988).


Тематика научно-популярных лекций

  • Коммунистическое воспитание – центральная задача партии на современном этапе.
  • Моральный облик советского человека – строителя коммунизма.
  • Основные принципы коммунистической нравственности.
  • Коммунистическое воспитание и преодоление пережитков капитализма в сознании и
  • поведении людей.
  • В.И. Ленин о коммунистической нравственности и воспитании.
  • Роль труда в коммунистическом воспитании.
  • Что значит жить и работать по коммунистически.
  • Непримиримость коммунистической и религиозной морали.