Центр философии сознания и когнитивных наукЛогика смысла: a priori и a posteriori смыслополаганияведущая гипотезаПрограмма логико-смысловых исследований сознания строится на основе следующей гипотезы: субъект-предикатная склейка выступает в качестве нередуцируемой целостности и играет роль «стволовой клетки» смыслополагания, разворачиваясь на уровне чувственного восприятия, определяя обыденную и научную картину мира, язык и мышление. принцип тотальности сознаниявсё, что дано нам, дано как сознание и через сознание. Полагание вне- или бессознательного всегда должно быть оправдано его данностью сознанию. смыслополаганиеСодержательное и логическое взаимно определяют друг друга. Невозможны ни априорные чистые категории или «смысловые начала», ни чистые формы суждения и умозаключения. Термин «смысл» указывает на взаимную определённость содержательного и логического. Термин «смыслополагание» указывает на разворачивание смысла. a priori и a posterioria priori смыслополагания: априорные законы суждения (законы вариативности связи подлежащего и сказуемого высказывания) a posteriori смыслополагания: прочитывание архива больших культур (европейская, арабо-мусульманская, китайская, индийская…) с целью выявления «в материале» априорных законов смыслополагания a priori смыслополагания возможно только благодаря его a posteriori большая культура, социализация и культурные практикиa priori смыслополагания благодаря культурным практикам большой культуры превращается в коллективное когнитивное бессознательное. индивидуальное сознание всегда сохраняет способность к разворачиванию других логик смысла, нежели та, что легла в основание данной большой культуры, но в качестве маргинализированных. Степень маргинализации может различаться у разных представителей данной большой культуры. Социализация в любой большой культуре репрессивна в отношении разнообразия логик смыслополагания. когнитивные привычки формируются большой культурой у любого её носителя и уходят в область бессознательного. Они могут быть вскрыты в экспериментах. доступ к значению — только через a priori смыслополаганиямы никогда не имеем дела напрямую со «значениями» или «смыслами» (традиционные термины европейской философии). Доступ к ним мы получаем только через a priori смыслополагания. Прямая работа со значениями — общая ошибка традиционной философии. Зависимость значений слов, выражений, аргументации от a priori смыслополагания никогда не принималась во внимание традиционной философией. Это имело двоякое следствие: 1) за безусловное принималось (и принимается) то, что не безусловно, а вариативно и определено данным вариантом a priori смыслополагания; 2) философия никогда не могла выполнить собственных обещаний начать с начала, т.е. отнестись рефлективно к собственным основаниям (задача Ф.Жюльена). На предмет (например, движение, время, пространство) переносились характеристики того a priori смыслополагания, в котором предмет осмысливается. Т.н. парадоксы и их зависимость от выбранной для рассуждения логики смысла, а не от «предмета как такового»: парадоксы Зенона ничего не говорят ни о движении, ни о пространстве, ни о времени, они говорят исключительно о свойствах того или иного a priori смыслополагания. Мы никогда не можем обоснованно говорить о чём-либо, не указав на тот вариант a priori смыслополагания, в котором данное «что-либо» осмысливается. целостность и её вариативность. связностьаприорные законы суждения возможны как вариативность (а не инвариантность, как это полагается традиционной философией) способа связывания («склеивания») субъекта и предиката «связность» — центральный термин. Связность изначальна и нередуцируема. Подлежащее и сказуемое, хотя и выступают в языке обычно как две разные и независимые единицы, изначально неразъёмно связаны благодаря включённости в целостность. Различие «технологий» организации целостности задаёт возможность различия типов субъект-предикатной связности и, следовательно, различия логик смысла. исследование типов связности, реализованных в языках (связочная функция и синтаксис в целом), способно многое прояснить в вопросе об a priori смыслополагания. сознание и смыслополаганиесознание — способность к целостности и связности и способность к субъектности. Смыслополагание — разворачивание целостности как того или иного варианта субъект-предикатной связности. «другое сознание»проблема другого сознания, другого Я: другое Я никогда не может быть дано нам как именно Я, оно дано всегда через наше сознание. Значит, не абсолютно, я всегда через a priori смыслополагания. Постановка вопроса о Другом, в т.ч. о другом сознании, неверна без учёта a priori смыслополагания. интуиция и ясное сознаниесвязность «задаётся» интуицией и может быть проиллюстрирована словесно или рисунком «загадочность» интуиции исходной связности любого a priori смыслополагания (любого варианта коллективного когнитивного бессознательного) — вековечный источник недоразумений в философии, вызывающих её мистический или сциентистский уклон. (Континентальная философия склонна к первому, островная — ко второму. И та, и другая теряют: первая — ясность высказывания об исходной интуиции, вторая — и вовсе возможность такого высказывания.) Ещё больше недоразумений породила хотя и естественная, но от того не менее догматичная презумпция безальтернативности исходной интуиции связности, лежащая в основании линейного универсализма традиционной философии. связность и понимание значения (как знака или иначе)аргумент Сёрла основан на недоразумении: не может быть инструкции по обращению с языковыми знаками, потому что язык — это способ связности, понятие знака в принципе не может уловить суть языка. Поэтому любое основанное на понятии знака объяснение будет промахиваться мимо сути дела. коль скоро язык — это способ осуществления связности, а связность вариативна, не может быть инвариантной модели языка. Необходимо построение теории языка как способа осуществления связности и пересмотр с этой точки зрения наработок языкознания. Рефлективность в отношении априорного теоретического инструментария языкознания: логико-смысловая деконструкция этого инструментария и обнаружение его зависимости от a priori смыслополагания. то же в логике. В логике основной вопрос — как обеспечивается связность. Рассуждение и доказательство как осуществление связности. Деконструкция инструментария логики. что сделано:
|
|||||
|