Философская мастерская Лаборатория № 3
11 декабря 2018 года (вторник) в 14.00 в Зале заседаний Ученого совета Института философии РАН в рамках цикла «Лаборатория» проекта Института философии РАН «Философская мастерская» состоится третья встреча. В программе: Третьяк Артур Романович, аспирант Школы философии НИУ ВШЭ с докладом «Интерпретация Паоло Вирно основных понятий политической философии Ханны Арендт»; Шулико Георгий Андреевич, аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ им. Ломоносова (до сентября 2017 г.) с докладом «Критика труда как философская проблема»; Шарова Вероника Леонтьевна, кандидат политических наук, научный сотрудник сектора философии российской истории Института философии РАН с докладом «Архитектура и практики власти в контексте социалистической утопи: современные прочтения».
Эксперты:
Встречу ведут: профессор РАН, д.ф.н. Ю.В. Синеокая и к.ф.н. А.Т. Юнусов Тезисы:
(Наработки для будущей докторской диссертации) Тема: «Архитектура и практики власти в контексте социалистической утопи: современные прочтения» Исследования соотношения социокультурной динамики, эволюции политических режимов и трансформации архитектурных стилей имеют примечательную структуру как в хронологическом измерении (их история в последние десятилетия), так и в логическом – в пространстве различных научных направлений. Обращаясь к данной теме, можно вспомнить весьма различные идеи и концепции: от размышлений М. Хайдеггера об искусстве и пространстве (прямо заметившем: «Скульптурные образы суть тела») до теории «психогеографии» Ги Дебора; от практических архитектурных опытов Л. Витгенштейна до постмодернистской философии города Ж. Бодрийяра, «дромологии» П. Вирильо и так далее…
(Тема кандидатской диссертации: «Понятие “революционная практика” в философии неомарксизма». Научный руководитель: Павлов А.В.) Тема: «Критика труда как философская проблема» В последнее десятилетие в западной философии набирает всё большую популярность тема радикальной критики работы. Сама по себе эта тема не является чем-то новым для философии или наук об обществе; так, еще Аристотель говорил о досуге – свободном от работы времени – как необходимом условии для мудрствования. Вместе с тем, те процессы, которые происходили и продолжают происходить в философии и социальной теории на протяжении последнего полувека, безусловно, накладывают свой отпечаток на способы критиковать работу, тем самым побуждая по-новому оценить философскую значимость данной проблемы.
(Тема кандидатской диссертации: «Понятия "народ" и "множество" в современной политической философии». Научный руководитель: проф. Филиппов А.Ф.) Тема: «Интерпретация П. Вирно основных понятий политической философии Х. Арендт» Современная политическая философия очень много и активно обращается к своим античным истокам, многочисленные трактаты представляют публике давно забытые концепты и идеи. Традиционное разделение человеческой активности на труд, действие и мышление находит определенный отклик и в современный мысли. Здесь уместно вспомнить Ханну Арендт с ее классическим разделением человеческой жизни на две главные сферы – vita activa и vita contemplativa. Первая как активная жизнь, говорит нам о труде и поступке, вторая скорее о более пассивной жизни – жизни ума, куда входит мышление и созерцание. Арендт так пытается осмыслить длинную традицию политической мысли, известную еще с Аристотеля и его разделения на poiesis и praxis. Попытку переосмыслить эту традицию в марксистском ключе сделал итальянский философ Паоло Вирно. Его главная мысль здесь – показать, как труд начинает приобретать черты, которые Арендт вменяет политическому действию. Труд характеризуется как активность без законченной работы, поскольку фокус меняется с результата труда на сам его процесс, труд требует присутствия других, коммуникации, а трудящийся становится подобен виртуозному исполнителю на сцене. Для Вирно такой поворот связан не только с изменением в условиях производства (фордизм переходит в пост-фордизм), но с самой природой человека. Человек, как видит его Вирно, это лингвистическое животное, а языковой акт по своей структуре уже является матрицей политического действия, поскольку, как и труд, обладает виртуозностью, т. е. возможностью исполнением акта без заранее заданного сценария. Труд приобретает черты политического действия и становится подобен действию актера. Однако сфера зрителя у Вирно выпадет, поскольку он полностью не берет в расчет трактовку мышления, которую предлагает Арендт, вместо этого он обращается к Марксу и его понятию General Intellect. Однако остается открытым вопрос, каково будет место для созерцания, т.е. Позиции зрителя в условиях, когда мышление понимается как General Intellect, как общая совокупность знания, к которой каждый имеет доступ и которая, по мнению Вирно, является условием для образования негосударственной публичной сферы.
Фоторепортаж
Видеотрансляция
|
|||||
|