После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени в России учёные степени были ликвидированы. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных и высших учебных заведений Российской Республики» отменялась дореволюционная научная иерархия и вводились две категории вузовских работников: профессора – все те, кто ведет самостоятельную исследовательскую работу; преподаватели – проводят работу под руководством профессора. Звание профессора присваивалось лишь в связи с утверждением в этой должности и утрачивалось, когда человек оставлял должность. Право утверждения в должности профессора принадлежало правлениям вузов при согласовании с Главпрофобром. Система аттестации учёных существенно отличалась от современной, критерии квалификационных оценок не были точно определены. Упорядочение системы аттестации на государственном уровне начинается лишь с сентября 1932 года. До этого времени звания профессора в современном понимании не существовало. В соответствии с этим, по-видимому, профессорской называлась самостоятельная кафедра. В других случаях понятие «кафедра» употреблялось как синоним учебной дисциплины, учебного курса. Существенной интенсификации и обогащению научно-исследовательской деятельности способствовало восстановление практики защиты диссертаций. В 1934 году учёные степени кандидата и доктора наук были восстановлены. Учёные степени по результатам защиты диссертаций до 1938 года присуждались квалификационными комиссиями, организованными при наркоматах, АН СССР, республиканских и отраслевых академиях наук. В 1937 году был определен перечень отраслей наук, по которым производится защита диссертаций. Право утверждения докторских диссертаций передано Высшей аттестационной комиссии. До 1940 года присуждались только учёные степени кандидата философских наук в МИИФЛИ. В 1937-1938 гг. в нём были защищены 36 кандидатских диссертаций по философии: из них 27 – по проблемам истории философии (в том числе 15 по истории философии народов СССР) и 9 – по диалектическому и историческому материализму. С января 1940 года в Институте философии стали проводиться защиты кандидатских и докторских диссертаций, тематически претенденты отдавали предпочтение историческим темам. «Диссертационная эпоха» советской философии открылась докторской защитой В.Ф. Асмуса по теме «Эстетика классической Греции». В марте 1940 года диссертацию по философии Декарта защищал Б.Э. Быховский. Во время войны в связи с эвакуацией Института философии и военным призывом научная работа фактически замерла. Научная жизнь в 1944-1948 годах сосредоточилась в Институте философии и на философском факультете МГУ. Но их работа вызывала серьезные нарекания со стороны руководства. В секретном Постановлении ЦК ВКП (б) от 1 мая 1944 г. «О недостатках в научной работе в области философии» (№ 1143/110) руководство Института философии обвинялось в неудовлетворительной подготовке томов «Истории философии» (под ред. Александрова Г.В., вышло 3 из 6 томов). С весны 1944 года стала меняться обстановка в Институте философии. Вместо П.Ф. Юдина директором Института стал В.И. Светлов. В течение 1945-1946 годов в Институт пришли член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн (заместителем директора и заведующим сектором психологии), М.П. Баскин (заведующим сектором исторического материализма), С.И. Вавилов – президент Академии наук (заведующим сектором философии естествознания), Г.С. Васецкий (заведующим сектором истории философии), М.Э. Омельяновский (учёным секретарем института). Старшими научными сотрудниками работали профессора Б.М. Теплов, А.П. Гагарин, В.К. Никольский, Б.М. Кедров, Ф.М. Путинцев и другие. Всего в институте к началу 1945 года работали 36 старших научных сотрудников и руководителей, в том числе один академик, два члена-корреспондента Академии наук, восемь докторов, одиннадцать профессоров, двенадцать кандидатов наук, два доцента, один без степени и 35 аспирантов. В мае 1946 года Президиум АН СССР принял решение о создании в Институте философии специального сектора философских вопросов естествознания. Первым заведующим этим сектором стал президент АН СССР С.И. Вавилов. По-видимому, учёные поддержали создание сектора, понимая, что в существующей идеологизированной интеллектуальной атмосфере и призывах создать новую советскую науку, лучше привлечь к обсуждению философских проблем науки не догматично мыслящих философов. Научная мысль оживала. Росло количество защит диссертаций. Например, в Москве в 1947 году было защищено 64 работы. В том числе в Институте Академии наук:«Ленин и Сталин о решающем звене в исторической цепи развития» (Козлов И.Б.), «Роль труда в коммунистическом воспитании» (Федорова А.Т.), «Теоретические основы большевистской политики содружества наций» (Дунаева Е.А.), «О роли географической среды в общественном развитии» (Салтыков Ф.Ф.), «Социологические взгляды В.Г. Белинского в период 40-х годов» (Баскаков В.Г.), «Русский мыслитель XVIII века Я.П. Козельский» (Коган У.Я.), «Философские и социологические взгляды В.Н. Татищева» (Воловик А.А.), «Философское развитие молодого Маркса» (Петрашик А.П.), «Философские взгляды Авиценны в его книге «Дониш Номэ» (Богутдинов А.М.), «Критика позитивистских теорий общественного прогресса» (Герман Ш.М.). В 1947 году предполагалось созвать Всесоюзное философское совещание где, наряду с вопросами истории западноевропейской и русской философии, готовилось обсуждение перспектив логики, психологии и социологии, новых идей в философии естествознания. Сектор философии естествознания, созданный по инициативе Б.М. Кедрова, ставил целью осуществить новую концепцию философской работы, включив в неё известных физиков, химиков, биологов. Но после дискуссии 1946-1947 года по книге Г.Ф. Александрова и новых задач, которые были сформулированы А.А. Ждановым, в деятельность Института были внесены коррективы. Планирование научной деятельности Института было делом стратегическим. О масштабах работы и тематике в послевоенный период можно судить по плану Института философии. На 1948-1949 год была предусмотрена подготовка к изданию около сорока книг по наиболее актуальным темам марксистско-ленинской философии. Важнейшие из этих книг: «Диалектический материализм» профессора М.А. Леонова, «Исторический материализм» (редактор профессор Ф.В. Константинов), «История философии» (авторский коллектив), «О постепенном переходе от социализма к коммунизму» (авторский коллектив); монографии: академика Г.Ф. Александрова – «Теоретические основы научного предвидения в общественной жизни», академика М.Б. Митина – «Советская социалистическая демократия», профессора М.М. Розенталя – «Развитие Лениным и Сталиным марксистской диалектики», члена-корреспондента АН СССР П.Н. Федосеева – «Марксизм-ленинизм о религии», кандидата философских наук Д.И. Чеснокова – «Советское государство в период перехода от социализма к коммунизму», кандидата философских наук Г.Е. Глезермана – «Пути преодоления классовых различий в СССР», профессора М.Д. Каммари – «Сотрудничество наций и строительство коммунизма в СССР», профессора Ф.В. Константинова – «Роль социалистического сознания в развитии советского общества». На волне патриотизма и плачевной ситуации в разработке проблем истории русской философии были запроектированы работы по истории отечественной философии. Предполагалось составление двухтомного коллективного труда «История русской философии» и нескольких монографий о философских и социологических взглядах классиков русской философии XIX века: В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В 1948-1949 годах готовились к печати избранные философские произведения М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского. Сильно отставала подготовка книги «История русской философии». Вначале предполагалось подготовить эту книгу в объёме 50 авторских листов, издав её одним томом. Однако в последующем выяснилась необходимость более развёрнутого изложения истории русской философии. В связи с этим дирекцией Института было принято решение о расширении объёма этой книги до 80 листов и об издании её в двух томах. Срок окончания подготовки этой книги был назначен на 1949 год. Но реальная работа над ней не начиналась, не был составлен проспект книги и не определён её авторский коллектив. Кстати, это не удивительно, так как возглавлявшие эту работу И.Я. Щипанов и М.Т. Иовчук продуктивно работать не могли, а молодые учёные З.А. Каменский (будет уволен из Института в 1949 в ходе «борьбы с космополитизмом») и З.В. Смирнова в ходе дискуссии 1947 года выступили против них и в это время подвергались систематическому преследованию. Важнейшее место в перестройке работы Института соответственно итогам философской дискуссии 1947-1948 годов занимали усилия, направленные к объединению вокруг Института философских работников периферии, к превращению его в подлинно всесоюзное научное учреждение. С этой целью стали периодически проводить совместные научные сессии Института философии АН СССР и периферийных философских научных учреждений. В апреле 1948 года была проведена сессия в Киеве. Для оказания помощи в организации научно-исследовательской деятельности по философии сотрудники Института философии выезжали в Баку, Тбилиси, Ленинград, Киев, Ереван, Ригу, Вильнюс, Ташкент, Сталинабад. В целях объединения работы ленинградских философов и организации систематической помощи им в их научно-исследовательской деятельности Институт философии АН СССР поставил перед президиумом АН СССР вопрос о создании ленинградского отделения Института философии АН СССР. Возникла необходимость обратить особое внимание на мало разрабатывавшиеся до этого времени вопросы истории марксистско-ленинской философии, истории русской философии и философии народов СССР, вопросы логики и вопросы марксистско-ленинской эстетики. Были организованы новые секторы: сектор логики, сектор история марксистско-ленинской философии, сектор истории русской философии и философии народов СССР. Для преодоления возникшего кадрового кризиса был расширен прием в аспирантуру. Было принято 55 человек. В 1948 году в Институте обучалось 82 аспиранта. Они изучали диалектический и исторический материализм и марксистскую историю философии, а также логику и психологию (аспиранты, специализирующиеся по этим дисциплинам). Подготавливаемые аспирантами диссертации посвящены наиболее актуальным вопросам марксистской философия, а также слабо разработанным вопросам логики и психологии. Но аспиранты плохо шли на специализацию по диалектическому материализму и истории марксистско-ленинской философии (только 1 человек специализировался по истории марксистско-ленинской философии). В 1948-1949 году предполагалось принять еще 35 аспирантов. Темпы роста аспирантуры были велики, поэтому возникали проблемы с перегрузкой научных руководителей и невозможностью нормального руководства. В 1948 году Институтом принято 15 докторантов. К работе Института философии было приковано пристальное внимание. И его деятельность постоянно подвергалась критике. Отмечая рост числа издаваемой книжной продукции и увеличение количества аспирантов, критики считали, что Институт всё же не справляется с запланированными задачами. План научно-исследовательской работы не был выполнен в 1948 и 1949 годах. Затянулась подготовка монографий по актуальным проблемам марксистско-ленинской философии. Некоторые книги, изданные Институтом философии, страдают серьёзными недостатками, в частности объективизмом, например, книга М.П. Баскина «Англо-американская социология на службе империализма» и сборник «Великий русский мыслитель В.Г. Белинский». Серьезные претензии были к работе сектора философии естествознания, который в разгар борьбы с вейсманизмом-морганизмом остался в стороне от борьбы материализма с идеализмом в естествознании, не оказал поддержки диалектико-материалистическому мичуринскому направлению в биологии, а также не возглавил борьбу за материализм в вопросах физики. Кроме того, Институт не наладил в достаточном объеме связи с периферийными философами, не преодолел оторванности от преподавательских кадров высших учебных заведений, был слабо связан с другими институтами Академии наук, научно-исследовательскими учреждениями Союза и союзных республик, с работниками литературы и искусства. «Слабая связь Института с периферийными работниками в области философии и философскими учреждениями не может не сказываться отрицательно на работе этих учреждений. Институты философии на Украине, в Грузии, Белоруссии, Азербайджане, Армении, занимаясь преимущественно историей философской мысли, совершенно недостаточное внимание уделяют актуальным вопросам марксистско-ленинской философии, предоставляя эти вопросы в «монопольное ведение» Института философии Академии наук Союза ССР. Такое фактически сложившееся разграничение неправильно и вредно. Не ослабляя работы над историей общественной и философской мысли своей республики, философские учреждения союзных республик могут и должны вместе с Институтом философии АН СССР разрабатывать актуальные вопросы марксистско-ленинской философии. Институт философии Академии наук СССР должен взять на себя инициативу по координации планов исследовательской работы институтов союзных республик» [Коренным образом улучшить работу Института философии // Вопросы философии. 1949. № 1. С. 15]. Институт философии должен был занять лидирующее положение в советском философском сообществе, на него возлагалось решение задач, поставленных партией перед философией. Он должен был занять одно из ведущих мест в системе институтов Академии наук и возглавить борьбу за материализм в общественных науках и в естествознании. Институт философии должен был связаться с философским активом, в частности с работниками периферии, и бороться за решение методологических задач, возникающих во всех областях науки, осуществлять тесное сотрудничество с работниками науки и искусства. Сектор философии естествознания должен был усилить связь с Институтами физики, химии, биологии Академии наук и стать центром разработки актуальных вопросов философии естествознания. Рекомендовалось для коренного улучшения работы Института пополнить Институт молодыми работниками и привлекать широкий круг философов Москвы и периферии к активному участию в работе Института. Институт философии обязывался довести до конца работу над книгой по истории философии в соответствии с указаниями ЦК ВКП (б) и товарища И.В. Сталина, а также создать марксистские учебники по диалектическому материализму, историческому материализму, логике. Но какие призывы не делались и задачи не ставились, Институт плохо справлялся с ними в силу объективных причин: во-первых, постоянной непродуктивной и идеологической критики, во-вторых, из-за невозможности преодолеть инерцию и практическую бесплодность некоторых участников коллективных трудов (Митина М.Б., Иовчука М.Т. и др.). Только с 50-х годов Институт философии превратился в научное учреждение с кадровым составом, способным вести исследования по различным философским дисциплинам. (из книги Баранец Н.Г. «Метаморфозы этоса российского философского сообщества в XX веке». Ульяновск, 2008) Смотрите также: |
|||||
|