Институт Философии
Российской Академии Наук




  Буева Людмила Пантелеевна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории антропологических учений » Мемориально-исторический раздел сектора » Бывшие сотрудники сектора » Буева Людмила Пантелеевна

Буева Людмила Пантелеевна

Буева Людмила Пантелеевна

Буева Людмила Пантелеевна

(13.11.1926 г., с. Щучье Воронежской обл. – 06.05.2020, г. Москва)

 

Доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования. Ветеран труда. Награждена золотой медалью «За достижения в науке» Российской академии образования.

Людмила Пантелеевна проработала в Институте философии РАН более 40 лет вплоть до февраля 2017 года. Прошла все ступени профессионального роста: от старшего научного сотрудника до заместителя директора Института. Последние годы работала главным научным сотрудником сектора истории антропологических учений. Много лет была председателем Диссертационного совета. Один из известных специалистов в области философии образования. Основные труды Л.П. Буевой посвящены философским проблемам человека и формирования личности, влиянию социальной среды на развитие личности, роли деятельности и общения в реализации духовных способностей человека, соотношению индивидуального и общественного сознания.

 

Образование

 

Окончила философский факультет МГУ (1950), аспирант (1955).

 

 

Ученые степени

  • Доктор философских наук, кандидатская диссертация посвящена философским проблемам образования (1955).
  • Докторская диссертация - "Социальная среда и личность" (1968).

Ученые звания

  • В ИФ РАН: заведующий сектором философских проблем личности, заместитель директора института, заведующий отделом философских. проблем общественного, сознания; заведующая лабораторией философских проблем человека.
  • Профессор.
  • Академик Академии педагогических наук СССР (ныне Академия образования России) с 1989.
  • Академик-секретарь отделения "Образование и культура" (1990-1991)

Сфера научных интересов

Философские проблемы антропологии и развитие личности.

 

Профессиональная деятельность

Преподаватель МГУ с 1953 г. проф. МГУ философского факультета  (1998-2004). гл. научный сотрудник сектора.

 

Лекционные курсы

Философская антропология, социальная философия, философские проблемы культуры человека.

 

Учебные и учебно-методические разработки

Философская антропология. 

 

Научные публикации

  • Круглый стол «Социальная демагогия» в рубрике «Кругл. стол» // Вестн. аналитики. 2013. № 4 (54). С. 87-105. (не вошло в отчёт 2013 г.).
  • Круглый стол «Нужна ли нам идеология?» в рубрике «Кругл. стол» // Вестн. аналитики. 2014. № 1(55). С. 99-120.
  • Круглый стол «Чему учит история?» в рубрике «Кругл. стол» // Вестн. аналитики. 2014. № 2(56). С. 100-121.
  • Круглый стол «Социальные иллюзии» в рубрике «Кругл. стол» // Вестн. аналитики. 2014. № 3(57). С. 107-130.
  • Буева Л.П. Массовые духовные процессы в работах Л. Дюмона // NB: Психология и психотехника. 2013. № 7. С. 77-134. (URL: http://e-notabene.ru/psp/article_10422.html). (в рамках проекта при поддержке РГНФ № 12-03-00574 «Духовность как проблема современной культуры»). (не вошло в отчёт 2013 г.).
  • Буева Л.П. Воображение как стимулятор искусства // Психология и психотехника. 2014. № 8(71). С. 867-879. (ВАК). (в рамках проекта при поддержке РГНФ № 14-03-00350 «Культура как кризис – неудача или возможность?»).
  • Круглый стол «Социальное расслоение: формирование новой сословности»  // Вестник аналитики. 2013. № 1 (51). С. 87-118. (2 а.л.)
  • Круглый стол «Что такое социальное государство?» в рубрике «Круглый стол» // Вестник аналитики. 2013. № 2 (52). С. 103-125. (2 а.л.)
  • Круглый стол «Реформа как социальный феномен» в рубрике «Круглый стол» // 2013. № 3 (53). С. 105-127. (2 а.л.) (http://www.isoa.ru/mags.php?binn_rubrik_pl_catelems1=340).
  • Круглый стол «Востребован ли сегодня гуманизм?» // Вестник аналитики. 2012. № 4 (50). С. 87-105. (в соавт.) (2 / 0,6 п.л.).
  • Механизм идентификации в культуре // Психология и психотехника. 2012. № 11 (50). С. 71-79. (1 п.л.).
  • Круглый стол «Формула власти» // Вестник аналитики. 2012. № 3 (49). С. 114-133. (в соавт.) (2 / 0,6 п.л.).
  • Круглый стол «Политическая мифология» // Вестник  аналитики. 2012. № 2 (48). С. 89-112. (в соавт.) (2 / 0,6 п.л.).
  • Круглый стол «Роль личности в истории» // Вестник аналитики. 2012. № 1 (47). С. 101-124. (в соавт.) (2 / 0,6 п.л.).
  • Круглый стол «Что такое «идеальное государство», или в каком обществе вы хотели бы жить?»» // Вестник аналитики. 2011. № 4 (46). С. 106-129. (в соавт.) (2 / 0,6 п.л.).
  • Идентичность в системе психологического знания // Психология и психотехника. – 2011. – № 7 (34). – С. 6-14. (1 п.л.)
  • Круглый стол «Феномен социальных потрясений» // Вестник аналитики. – 2011. – № 2(44). – С. 124-146. (2/0,6 п.л.)
  • Круглый стол «Что такое стабильное общество?» // Вестник аналитики. – 2011. – № 1(43). – С. 45-122 (2,3/0,7 п.л.)
  • Антропологические идеи А. Адлера // Спектр антропологических учений. Выпуск 3 / отв. ред. П. С. Гуревич. – М.: ИФ РАН, 2010. – 194 с. – С. 145-161 (0,9 п.л.);
  • Крах управленческих стратегий // Элита России в прошлом и настоящем: социально-психологические и исторические аспекты / отв. ред. А. А. Королев. – М.: Изд-во МосГУ, 2010. – 498 с. – С. 25-34 (0,9 п.л.);
  • Концепция воспитания в философии А. Шопенгауэра // Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Москва, 18-20 ноября 2010 г.: Доклады и материалы. Круглый стол. Духовное развитие человека и содержание высшего образования. Вып. 1 / отв. ред. П. С. Гуревич. – М.: Изд-во МосГУ, 2010. – С. 14-23 (0,6 п.л.);
  • Личность как сохранение единства // Психология и психотехника. – 2009. – №4(7). – С. 33-43;
  • У. Джеймс как основатель психологии личности // Высшее образование для XXI века: VI международная научная конференция. Москва, 19-21 ноября 2009 г.: Доклады и материалы. Круглый стол. Духовное развитие человека и содержание высшего образования. Вып. 1 / отв. ред. П.С. Гуревич. – М.: Изд-во МосГУ, 2009. – С. 15-24;
  • К вопросу об определении антропологических оснований культуры // Психология и психотехника. – 2009. – № 12(15). – С. 14-23 (1 п.л.);
  • Человеческая субъективность // Философия и культура, 2008, № 1, с. 80-92;
  • Жизнь и здоровье человека - базовые критерии справедливости общества // Психология и психотехника, 2008, № 1, с. 55-62;
  • Обоснование философской антропологии // Спектр антропологических учений. Книга 2. – М.: ИФ РАН, 2008, 0,8 п.л.;
  • Идея С. Кьеркегора об открытости человека и её роль в воспитании // Высшее образование для XXI века: V международная научная конференция. Москва, 13-15 ноября 2008 г.: Доклады и материалы. Круглый стол. Духовное развитие человека и содержание высшего образования. Часть 1 / отв. ред. П.С. Гуревич. – М.: Изд-во МосГУ, 2008, с. 20-36;
  • Человеческая субъективность // Вестник Российского философского общества, 2007, № 4, с. 31-37 (0,5 п.л.);
  • Русская философия о духовности // Высшее образование для XXI века: IV международная научная конференция. Москва, 18-20 окт. 2007 г.: Доклады и материалы. Круглый стол. Духовное развитие человека и содержание высшего образования. Вып. 1 / Отв. ред. П.С. Гуревич. – М.: Изд-во МосГУ, 2007, с. 40-50 (1 п.л.).
Сведения о выступлениях
на научных мероприятиях
  • Круглый стол «Феномен социальных потрясений». – Москва: Институт стратегических оценок и анализа, апрель 2011 г. (участник Круглого стола).
  • Круглый стол «Что такое стабильное общество?». – Москва: Институт стратегических оценок и анализа, февраль 2011 г. (участник Круглого стола).
  • VII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». – Москва: МосГУ, 18-20 ноября 2010 г. (доклад на Круглом столе «Проблема человеческой природы» на тему «Концепция воспитания в философии А. Шопенгауэра»).
  • IV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». – Москва: МосГУ, 19-21 ноября 2009 г. (доклад на Круглом столе «Основные проблемы личностного роста» на тему «У. Джеймс как основатель психологии личности»).
  • V Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». – Москва: МосГУ, 13-15 ноября 2008 г. (доклад на Круглом столе «Духовное развитие и содержание высшего образования» на тему «Идея С. Кьеркегора об открытости человека и её роль в воспитании»).
Научное руководство
  • Слюсаж Б. Современный человек и процесс трансляции культуры в транзитивном обществе. Дисс. на соискание уч. ст. д. филос. н. 2004 г.
  • Лайтман М. С. Каббала как форма иррационального сознания. Дисс. на соискание уч. ст. к. филос. н. 2004 г.
  • Григорьева Д. К. Философско-антропологические аспекты образа женщины в гендерных исследованиях. Дисс. на соискание уч. ст. к. филос. н. 2004 г.
  • Карцева Г. А. Человек на сцене: эстетическая концепция С.М. Волконского. Дисс. на соискание уч. ст. д. филос. н. 2004 г.
  • Карчевский Л. Феномен «организационного человека». Дисс. на соискание уч. ст. д. филос. н. 2005 г.

Награды

  • Медаль ВДНХ за лучший труд "Социальная среда и сознание личности";
  • Золотая медаль Академии образования.
Другое Работа в Российской академии образования (РАО).