Институт философии РАН Культурный центр им. Джавахарлала Неру при посольстве Индии в РФ Просветительский цикл лекций «Российские индологи об Индии» Лекция М.Б. Демченко
«Индусско-сикхский синтез в народной религии Северной Индии»26 апреля 2016 г.
Лектор: Максим Борисович Демченко, канд. культурологии, сотрудник Центра межрелигиозного диалога им. Абхишиктананды (Дели), доц. каф. истории и феноменологии религии РПУ (Москва)
Гуру Нанак (1469–1539) считается основателем сикхизма как новой индийской религии, независимой от индуизма. Однако, его старший сын Шричандра, ставший лидером собственной школы, был уверен, что учение отца – лишь одно из направлений «вечной религии» индусов и призывал сикхов продолжать поклоняться индусским богам, а также почитать веды наравне с «Ади Грантх». Именно его взгляды легли в основу целого пласта североиндийской религиозности, иногда определяемого как санатан-сикхизм, «индусский сикхизм». Следуя наставлениям Шричандры, сотни тысяч жителей Панджаба и Харьяны одновременно посещают и индусские храмы, и сикхские гурудвары, почитают и индусских богов, и сикхских гуру, принимают авторитет и вед (вместе с пуранами и итихасами), и сикхского писания, не забывая при этом отдавать должное и местным суфийским святым. Такой синтез религий – пожалуй, наиболее яркое выражение принципа, заложенного Нанаком и его учениками: «Учитель истинный избавил меня от всех сомнений: Аллах и Парабрахман суть Одно» (Ади Грантх, анг 897).
Видеозапись лекции
|
|||||
|