Проект Института философии РАН и библиотеки им. Ф.М. Достоевского «Анатомия философии: как работает текст»
Цикл философских бесед: В.И. Аршинов и Я.И. СвирскийСложностный мир и его наблюдатель1 декабря 2016 года
1. Понятие сложности рассматривается в контексте множественности ее определений. Показывается, что сложность в ее современном, постнеклассическом понимании в эпистемологическом отношении не редуцируется к объективному или субъективному своему измерению. Сложность – это разворачивающаяся во времени становящаяся сеть событий, определенных по отношению к прошлому и столь же неопределенных по отношению к будущему. Выдвигается предположение, согласно которому постнеклассическая сложность обладает «квантовоподобными свойствами». Исходя из внутренней связи проблем понимания сложности и квантовой механики, в рамках которой концепты «наблюдатель», «наблюдаемость», «контингентность», «контекстуальность» образуют рекурсивно сцепленный понятийный кластер, вводится новый концепт – наблюдатель темпоральной сложности. Его осмысление ориентирует на поиски путей преодоления декартовского разграничения протяженной и непротяженной субстанций, на включение сознания в контекст понимания проблематики постнеклассической сложности, как ключевого междисциплинарного понятия. Такой подход не исключает понимания сложности, основанного на понятии алгоритмической сжимаемости. Он предполагает наблюдателя, распознающего регулярности, паттерны в представленных ему последовательностях чисел или иных символов. Сложность оказывается релятивной по отношению к наблюдателю, точнее, к множеству наблюдателей, их точек зрения, перспектив, их контекстов, их интеракций. В этой связи с этим подчеркивается роль кибернетики второго порядка (неокибернетикие), развитой усилиями фон Ферстера. В кибернетический дискурс включается наблюдатель «второго порядка», представляющий собой рекурсивное сопряжение двух наблюдателей – внешнего и внутреннего, – находящихся в состоянии циклической коммуникации, в котором происходит осознаваемое осмысление наблюдаемой ситуации, конструирование ее смысла.
2. Наблюдатель второго порядка, как рекурсивный наблюдатель сложности, обязан своим появлением в неклассическом кибернетическом дискурсе работе Дж. Спенсера-Брауна, опубликовавшего в конце 60-х годов прошлого века книгу «Законы формы». Наблюдатель сложности Спенсера-Брауна возникает в рекурсивном процессе проведения различия, вместе с указанием пересечь это различие, присваиванием индекса (имени) одной из сторон сделанного различения, и неявным (фоновым) указанием на так называемую внешнюю, необозначенную сторону, как своего рода контекст, фон, окружение, неявное знание. (М. Поляни).
3. Причем множественность, присущая сложностному восприятию, различая саму себя внутри себя, содержит потенции. Она насыщена активными сингулярностями. Если в эти сингулярности помещается наблюдатель, то можно говорить, что мы начинаем иметь дело с самоорганизующейся, становящейся реальностью, не описываемой извне единой теорией именно потому, что самоорганизация предполагает индивидуацию (Ж. Симондон). Такая индивидуация подразумевает уже упомянутое различение, сохраняющее, тем не менее, связность. Более того, сложностное мышление продолжает критику репрезентации и непосредственно связано с проблемой реальности. Так, оно отсылает к особому типу онтологии, которую можно было бы именовать «плоской онтологией» (Леви Брайант), перекликающейся с идеей поверхности смысла, развиваемой Ж. Делёзом. В такой онтологии под сомнение ставится различение человеческое-нечеловеческое. Человеческое и нечеловеческое ставятся на один уровень, на одну плоскость. Книгу «Демократия объектов» Леви Брайант начинает с обсуждения того, где возникает субъект-объектное различение. Субъект помещается в область культуры, а объект – в область природы. Но они как бы накладываются друг на друга. Здесь и возникают дилеммы реализма и антиреализма, иммаентного и трансцендетного, видимого и невидимого, а также проблема связи этих пар и границы между ними – границы, которая сама может быть невидимой. И тогда можно предположить, что имеется выход за пределы трансцендентализма и феноменологии в сторону экспериментации – экспериментации в рамках плоской онтологии.
Видеозапись беседы Фоторепортаж
|
|||||
|