Итоговый отчет о проделанной научно-исследовательской работепо Государственному контракту № 14.740.11.0773 от «30» ноября 2010 г.на тему: «Стратегия цивилизационной безопасности России: философско-политологический анализ»
Ключевые слова: цивилизационный, безопасность, жизнеспособность, национальный, культурный, диалог, нравственность, религия
Цель проекта 1. Цель проекта состояла в разработке подходов и выработке способов и путей реализации стратегии выстраивания жизнеспособного цивилизационного пространства в современной России. 2. Целью исследования стало изучение возможностей и ресурсов для того, чтобы Россия могла предложить всему миру проект многоцивилизационного пространства, что представляет собой новое направление в гуманитарной науке. Многоцивилизационное пространство принципиально отличается от того, что называют общечеловеческим; т.к. любой проект, берущий за основу «общечеловеческие универсалии» и добавляющий к ним «национальную специфику», ранжирует цивилизации на «основные» и «второстепенные»: основной, или общечеловеческой, оказывается западная, второстепенными — все остальные. Такое понимание стратегически и цивилизационно невыгодно и неприемлемо для России, поскольку ставит ее в положение вечно-догоняющей и перекраивающей себя под успевающие уже устареть западные образцы. В связи с тем, что среди главных признаков цивилизованности – умение организовывать межцивилизационное или многоцивилизационное взаимодействие, целью проекта было выяснить, какие именно культурные ресурсы сегодняшней России (христианского, исламского, иудаистского, буддийского, некофессионального миров), могут способствовать построению объединенного цивилизационного пространства, выработать на основе историко-философского анализа систему механизмов реализации идеи цивилизационного пространства России. Это может стать историческим шансом для России выдвинуть свой цивилизационный проект, который может оказаться привлекательным для всего мира. Основные результаты проекта 1) В рамках проекта проанализированы и изучены такие ключевые проблемные блоки, как
В течение всего срока реализации проекта были проведены конференции: «Философия – Философия культуры – Культурология» (7-9 апреля 2011 г.), «Александр Герцен и исторические судьбы России» (20–21 июня 2012 г.), «Философия религии: современность и ретроспектива» (27–29 июня 2012 г.), на которых прошли апробацию полученные результаты, организован цикл семинаров «Сравнительный анализ цивилизаций» и «Архитектоника культуры». 2) В исследовании впервые в российской гуманитарной науке озвучивается необходимость и потребность в выработке стратегии цивилизационной безопасности России как способа обеспечения ее жизнеспособности и выживаемости. Новизну предлагаемого проекта обеспечивает применяемый метод, согласно которому сначала необходимо развести и исследовать в независимости цивилизационные концепции и осмыслить каждую из них в полной автономии и противопоставлении своему иному, и только после этого синтезировать, но таким образом, чтобы ни один важных компонентов не утратил собственной автономии и своего смысла. Такой подход еще не применялся до этого в отечественной гуманитарной науке, что повышает его ценность для ее дальнейшего развития. Используемая методология определяется спецификой изучаемого объекта, который является сверхсложным феноменом глобального масштаба, допускающим огромное множество интерпретаций; будучи уникальным явлением в гуманитарной сфере, не имеет адекватного описания и интерпретации в рамках традиционных представлений. 3) Проблемы, которые решены в исследовании, по большей части до сих пор не решались. Хотя сегодня существует большое количество проектов архитектуры российского пространства. Они, однако, сводятся к тому, что будущая глобальная цивилизация обычно оказывается нередко попросту западной цивилизацией, растянутой до глобальных масштабов, где национальным цивилизациям отводится роль культурных резерваций для этносов, неспособных «подтянуться» до стандартов западного мира. Глубинное противоречие этого типа проектов заключается в том, что равноправие объявляется одним из фундаментальных принципов общечеловеческой цивилизации, задающим ее общее пространство. Однако это — лишь юридическое равноправие, оно не является цивилизационным равноправием. Обычно юридическое равноправие противопоставляют фактическому неравенству в обществе как равенство возможностей неравенству их конкретных реализаций: первое обеспечивается в качестве фундаментального принципа, задающего общее цивилизационное пространство, второе выступает следствием многих факторов, начиная от разброса врожденных физических и умственных способностей индивида до различия социальных условий их реализации. Главным делом общества и государства в таком случае считается именно первое, т.е. обеспечение равных прав всем без исключения, тогда как их реализация будет собственным делом индивида (если мы имеем дело с теориями либерального типа) или, наряду с этим, также и заботой государства (если речь идет о социалистических учениях). В такого рода рассуждениях предполагается — и совершенно справедливо, — что речь идет об одном и том же цивилизационном пространстве. Именно в силу этого цивилизационный фактор может здесь игнорироваться. Однако дело обстоит противоположным образом, если мы говорим о втягивании разных цивилизаций в орбиту глобализационных процессов. Различие цивилизационных пространств становится тогда принципиальным, и декларация юридического равенства никак не может быть решающей в обеспечении равноправия участников и строителей будущей глобальной цивилизации. Ведь равенство возможностей в таком случае никак не сводится к равенству доступа к ресурсам (обычное юридическое понимание равенства прав). В этом случае обеспечение равноправия зависит прежде всего от свободы ориентирования в создаваемом цивилизационном пространстве, перемещения в нем и его творческого развития. Именно неспособность к участию в развитии цивилизации неизбежно отодвигает государство на второй план и ставит в разряд второстепенных и зависимых. Если в рассуждениях о юридическом равенстве и фактическом неравенстве людей в рамках одного цивилизационного пространства вполне корректно представление о том, что фактическое неравенство способностей — от природы и потому никак не зависит от человеческой воли и что в силах человека и общества лишь обеспечить юридическое равенство, то в случае многочисленных различных цивилизационных пространств в дело вступает третий элемент, третья составляющая, никак не сводящаяся к равенству прав и неравенству психосоматических способностей. Речь идет о различии внутренней логики выстраивания различными цивилизациями своего культурного пространства. Делается вывод о том, что соблюсти принцип цивилизационного равноправия можно только в том случае, если каждая культура будет иметь возможности выстраивать собственную цивилизационную ветвь в много‑ цивилизационном пространстве. Только в таком случае представители каждой культуры будут иметь возможность органично реализовать присущие данной культуре внутренние интенции творческого развития. Соблюдение принципа цивилизационного равенства обеспечивается тем, что каждая культура имеет возможность создать и развить собственную цивилизацию, становящуюся цивилизационной ветвью единого единого цивилизационного пространства. Назначение и область применения результатов проекта (этапа проекта) Результаты работ уже внедрены и будут продолжать внедеряться в образовательный процесс, могут использоваться в работе национальных культурных центров, в работе органов государственной власти, в частности, в таких сферах, как: - совершенствование национальной инновационной системы; - совершенствование системы национальной безопасности (от ведущей ориентации на защищенность от угроз к ведущей ориентации на обеспечение способности субъектов к развитию и др.); - совершенствование системы образования (опыт деятельности коллективов междисциплинарных исследований и разработок и др.); Практическое применение результатов исследования необходимо и возможно в процессах государственного и муниципального управления, электоральной деятельности, партийного строительства, в области молодежной политики. Сферы практического применения результатов проекта охватывают все функциональные сферы российской жизни – философию, политику, образование, науку, экономику, конфессиональные сферы. Они могут быть востребованы представителями российских государственных корпораций и компаний, образовательных и научно-исследовательских учреждений, институтов гражданского общества. Результаты исследований способствуют получению знаний, имеющих значение для оценки России как многонационального и мультикультурного государства, интегрированного в европейское цивилизационное пространство. Конкретные примеры сохранения национальной идентичности при вхождении в глобальное общество, которые изучены в рамках проекта, должны демонстрировать альтернативные пути развития многонациональных и многокультурных государств, таких как Россия, при вхождении в глобальное общество. Необходимость результатов исследования определяется в первую очередь насущностью решения проблем национального возрождения и неотложностью поиска перспективных компонентов национально-государственной идеологии. При нарастании, с одной стороны, нивелирующего действия процесса глобализации, а с другой, обострения чувства национальной самоидентификации, важно выработать сбалансированную линию толерантности и позитивности совместного существования различных наций, конфессий, культур в современной России.
Достижения молодых исследователей – участников Проекта В течение срока реализации проекта в нем приняли участие 14 молодых исследователей – кандидатов наук, аспирантов и студентов, что превысило количество, заявленное в начале проекта. Защищены 4 кандидатские диссертации и 2 докторские диссертации. В проекте на протяжении всего срока его реализации принимали участие 3 молодых исследователя: к.полит.н., с.н.с. Яковлева Александра Федоровна, к.филос.н., н.с. Института философии РАН Лукашев Андрей Александрович и аспирант ГАУГН, м.н.с. Института философии РАН Федорова Юлия Евгеньевна, которые стали победителями конкурсов Совета по грантам Президента РФ для молодых исследователей – кандидатов наук 2011 и 2012 года, представив на конкурс свои индивидуальные исследовательские проекты. В течение реализации коллективного проекта в рамках ФЦП при их непосредственном участии удалось систематизировать последние мировые достижения по проблемам, связанным с процессами глобализации, а в качестве философских источников ввести в научный оборот авторские переводы ранее не изученных классических текстов, что позволит использовать полученные результаты в научных исследованиях в области истории философии и продолжить исследования в направлении философской компаративистики и изучения цивилизаций (подготовлены переводы и научные исследования поэм Махмуда Шабистари «Цветник тайны» и Фарид ад-Дина 'Аттара "Язык птиц"). Аитова Гульнара Шайдулловна, участвовавшая в проекте в 2011 году, успешно защитившая кандидатскую диссертацию в конце 2011 года, с сентября 2012 года проходит стажировку в Институте социальных исследований при Университете Гете Франкфурта-на-Майне с индивидуальным проектом. Рыков Станислав Юрьевич – к.филос.н., м.н.с. Института философии РАН получил в 2012 году грант при поддержке РГНФ для молодых ученых, чем продемонстрировал свою высокую квалификацию, а также подготовил учебник древнекитайской философии (Рыков С.Ю. Древнекитайская философия: Курс лекций [Текст] / С.Ю. Рыков; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2012. – 312 с.), являющийся первым изданием подобного рода с советского времени на российском научно-образовательном рынке. 4 молодых участника проекта закреплены со времени начала проекта на полных ставках в Институте философии РАН и активно ведут научную и преподавательскую деятельность в ГАУГН. Перспективы развития исследований 1) За время участия в ФЦП
- Фондом исследований исламской культуры http://www.islamfond.ru/ - сотрудничество в области исследований, проведения конференций (/islamphilconf.htm), проведение совместных исследований и публикация исследований и переводов (/islamphil.htm#ser); совместная организация учебного процесса: (/page48816239.htm); совместная организация публичный лекций: (/lect_i.htm); издание фундаментального учебника "История арабо-мусульманской философии" (40 а.л.) январь-февраль 2013). - Фондом «Русский мир», при поддержке которого в 2011 году была подготовлена книга «Русский мир как цивилизационное пространство» и в 2012 году при частичной поддержке фонда была проведена международная конференция, посвященная 200-летию А.И. Герцена.
2) Участниками НОЦ были реализованы и в настоящее время реализуются следующие научно-исследовательские проекты, сходные с тематикой проекта: Гусейнов А.А. «Русский мир как цивилизационное пространство» (2011, при поддержке Фонда «Русский мир»), Кара-Мурза А.А. (2011-2013) «Цивилизационные особенности России и специфика ее модернизаций» (РГНФ, 11-03-00492a), Рыков С.Ю. «Теория познания и логика в древнекитайской философии» (РГНФ, 12-03-00167), Лукашев А.А. «Ресурс религиозной толерантности в средневековом персидском суфизме и возможности его применения в условиях современной России» (Совет по грантам Президента РФ, МК-5558.2012.6). 3) Наиболее перспективное сотрудничество предполагается с Институтом исмаилитских исследований в Лондоне http://www.iis.ac.uk/, планируется заключение соглашения о сотрудничестве, уже достигнуты предварительные договоренности. Это организация, с которой сотрудничают ведущие философы-востоковеды мира, проекты этого Института имеют европейскую и североамериканскую направленность. Также перспективным может стать сотрудничество с Академией наук Таджикистана, т.к. будет способствовать продвижению русскоязычной научной продукции на рынки мусульманских стран СНГ.
Документы НОЦ «Сравнительное изучение цивилизаций»
|
|||||
|