Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет за 2017 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Научные результаты » Научный отчет за 2017 год

Научный отчет за 2017 год

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

Сектора современной западной философии Института философии РАН

о научно-исследовательской работе по теме:

«Западная философия конца XIX – начала XXI вв.: история и современное состояние» (2017 г.)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



В 2017 г. сотрудниками сектора велась исследовательская работа по нескольким направлениям: феноменология, герменевтика, философская антропология, персонализм, спиритуализм, психоанализ, прагматизм, философия религии. Результаты отражены в публикациях – научных статьях, рецензиях и переводах общим количеством более 40.

Концепция «четырех жанров» истории философии – рациональной реконструкции, исторической реконструкции, Geistesgeschichte и доксографии – представлена в новом откомментированном переводе известной работы Р. Рорти, оказавшей значительное влияние на западную историографию конца ХХ – начала XXI вв. и до сих пор широко дискутируемой. Показано, как рортианский «историцизм» де-факто оборачивается антиисторизмом: у американского прагматиста история философской мысли «растворяется» в философии, понимаемой как свободное интеллектуальное творчество, экспериментирование с текстами и идеями. Примером такого вольного обращения с историческим материалом служит развернутая Рорти в «Следствиях прагматизма» (1982) и статьях 1980–90-х гг. интерпретация Дж. Дьюи (Рорти Р. Историография философии: четыре жанра / Пер. с англ., вступ. статья, комментарии И.Д. Джохадзе. М.: «Канон+», 2017).

Исследовано творчество малоизученного в России французского психиатра и философа польского происхождения Эжена Минковского, который, опираясь на идеи А. Бергсона, Э. Гуссерля и М. Шелера, разработал собственный оригинальный вариант философской антропологии. Минковский перетолковывает бергсоновское понятие «жизненного порыва», избегая обращения к сфере биологического и опираясь на феноменологический метод. Он отстаивает свои идеи, полемизируя с Зигмундом Фрейдом и его ортодоксальными последователями (Блауберг И.И. Философские темы в творчестве Э. Минковского // Филос. науки. 2017. № 9. С. 34–49).

Раскрыта связь ранней феноменологии Э. Гуссерля с антропологическими исследованиями начала ХХ в. Показано, что в своей критике психологизма Гуссерль не делает различия между «антропологией», «философией жизни» и «экзистенц-философией», однако не находит никаких весомых аргументов против этих новых форм философствования. Анализ полемики, развернувшейся в 1920–30-е гг. внутри феноменологического сообщества, позволяет утверждать, что Гуссерль и Хайдеггер существенно расходились в понимании того, что для философского исследования должно рассматриваться как «изначальное»: онтология, строгая наука или учение о человеке (Михайлов И.А. Полемика феноменологов по проблемам онтологии и антропологии: «неспособность к разговору» (Гуссерль и Хайдеггер, 1928–1930-е гг.) // Философия и культура. 2016. № 4. С. 593–602).

Экзистенциальная «линия» в творчестве Мен де Бирана (1766–1824), его «переклички» с мыслителями конца XIX – ХХ вв. прослежены в историко-философском исследовании «Дневника» французского спиритуалиста. Интеллектуальный опыт Бирана доказывает, что экзистенциальность мышления может идти навстречу стремлению к созданию «наукоучения» о человеке. Эти интенции у автора «Дневника» сходятся, а не расходятся и противопоставляются друг другу, как нередко случалось в истории философской мысли. Показано, что спиритуалист Биран может с полным правом считаться экзистенциальным философом avant la lettre (Визгин В.П. Экзистенциальные мотивы в «Дневнике» Мен де Бирана // История философии. 2017. Т. 22. № 2. С. 44–55).

Осуществлен новый перевод на русский язык одной из важнейших работ Анри Бергсона малого формата – очерка «Восприятие изменения». В основу этой работы легли лекции, прочитанные французским философом в Оксфорде в 1911 г. В ней излагаются принципы новой онтологии, разработанной Бергсоном, в которой становление приходит на смену бытию в его традиционной трактовке, а изменение понимается не как противоположность субстанциальности, но как обладающее субстанциальной природой (Бергсон А. Восприятие изменения / Пер. с франц. и предисл. И.И. Блауберг // Философия творчества / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 104–128).

Проблема отношения «Я – Другой» – ее постановка в западной философии ХХ в. и поиск путей решения – анализируется в работе, посвященной французским мыслителям Э. Левинасу и П. Рикёру. Рикёр отвергает левинасовскую абсолютизацию Другого, примат «другого» по отношению к «я». Разработанная им концепция взаимного признания – своего рода ответ Левинасу с его «гиперболической этикой». Для Рикёра признание – более значимое понятие, чем идентичность: оно включает в себя инаковость, делая возможной диалектику того же самого и другого. К обсуждению темы привлечены идеи исследователей из Германии, Франции, США и России (Вдовина И.С. Проблема человеческой взаимности в современной философии Франции // Филос. науки. 2017. № 9. С. 98–117).

Еще одна тема, связанная с творчеством П. Рикёра – интерпретации концепта «Lebenswelt» в современной феноменологии и рефлексивной философии. Показано, что в своей трактовке «жизненного мира» Рикёр опирается на понимание человеческой жизни как культурно-исторического явления, разрабатывая его с позиции, где пересекаются идеи рефлексивной философии, герменевтики и феноменологии. От анализа внимания как первого проявления собственно человеческого, через исследование повествовательного характера деятельности человека, имеющей творческий характер, Рикёр переходит к изучению социального воображаемого, получающего выражение в идеологии и утопии (Вдовина И.С. Поль Рикёр: творчество «жизненного мира» // Философия творчества / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 85–103).

Исследованы социально-философские и политические взгляды президента Франции Э. Макрона, в частности, его понимание идеологии как «опосредующего звена» между философией и политикой. Установлено, что «позитивный прагматизм» Макрона, по сути, представляет собой одну из форм социального либерализма (Мачульская О.И. Философско-политическое мировоззрение Эмманюэля Макрона // Филос. науки. 2017. № 9. С. 22–33).

На материале философских сочинений «позднего» Р. Рорти (1990–2000-е гг.) выявлены кантианские импликации так называемого лингвистического прагматизма, который можно квалифицировать как разновидность трансцендентализма. Реальность «как она есть» – псевдопонятие докритической метафизики, утверждают лингвистические прагматисты; быть – значит быть коррелятом cogito. При этом все, что составляет содержание человеческой практики, предлагается рассматривать сквозь призму языковой деятельности (тезис Рорти: «язык вездесущ»). Таким образом, на словах отвергая «декартово-кантовскую эпистемологию», Рорти и его единомышленники доводят лингвистический трасцендентализм до крайности: даже область непосредственного взаимодействия с реальностью оказывается у них подчиненной «категориям языка» (Джохадзе И.Д. Лингвистический прагматизм и его кантианские импликации // Философская мысль. 2017. № 11. С. 25–39).

В рамках исследований по теме «Психоанализ: история и современное состояние» выполнен перевод цикла статей известного американского психоаналитика, историка культуры и антрополога Бенджамина Килборна, написанных с 1987 по 2014 гг. В центре внимания Килборна – концепция эдипова стыда как психологического состояния, отличного от акцентируемого Фрейдом и классическим психоанализом эдипова комплекса. Фрейдовское понятие бессознательного фокусирует внимание лишь на страхе и ужасе, упуская жалость и стыд, которые, по мнению американского исследователя, содержат «семена ответственности и этики» (Килборн Б. Травма, стыд и страдание / Пер. с англ. и предисл. В.В. Старовойтова. М.: ИОИ, 2017).

Предметом специального рассмотрения стала психоаналитическая концепция венгерского врача Шандора Ференци, одного из ближайших учеников и последователей З. Фрейда. Раскрыты причины теоретического размежевания Фрейда и Ференци, в частности, в оценке природы психической травмы и в подходах к психоаналитическому лечению. Если Ференци пытался добиться отклика на травматические чувства, то Фрейд ратовал за «нейтральную позицию» аналитика и неудовлетворение невротических потребностей пациента. На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что Ференци в своих теоретических разработках и клинической практике предвосхитил многие будущие открытия и идеи психоанализа (Старовойтов В.В. Шандор Ференци – герой и жертва глубинного психоанализа // Психология и психотехника. 2017. № 3. С. 69–81).

Исследовано формирование и развитие концепции иерархического персонализма в творчестве Н. Лосского. Показано, что многие идеи, сформулированные в магистерской диссертации философа «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903), впоследствии легли в основу этой философской концепции. Теоретическое обоснование ее дано в книге «Мир как органическое целое» (1917). В поздний период творчества Лосского трактовка личности и ее свободы, различных форм межличностного взаимодействия и общения, идея о единстве и взаимопроникновении индивидуального и вселенского бытия вписываются в этико-аксиологический контекст (Блауберг И.И. Эволюция персоналистских идей в учении Н.О. Лосского // История философии. 2017. Т. 22. № 1. С. 106–120).

На примере трактата Ф. Суареса «Об ангелах», впервые переведенного на новый европейский язык, исследована теория и методология схоластического мысленного эксперимента – приема рассуждения, получившего широкое распространение в аналитической философской традиции ХХ в. Показано, что методологическая функция ангелов в средневековых дебатах схожа с функцией, приписываемой современными аналитическими философами таким человекоподобным существам, как зомби, клоны, мозги в сосуде и т.д. Цель мысленного экспериментирования схоластов – не бесплодное умствование о необычных объектах, существование которых неизвестно из естественного опыта и не может быть доказано, а прояснение когнитивных способностей человека, выявление универсальных структур, параметров и условий мышления, речи, коммуникации (Вдовина Г.В. Тема ангельской речи в схоластической философии // Франсиско Суарес о речи ангелов / Под ред. Г.В. Вдовиной. М.: ИФТИ св. Фомы, 2017. С. 122–142).

Проф. Копенгагенского университета Дэн Захави в своем докладе на конференции «Буддизм и феноменология», перевод которого представлен в журнальной публикации, критикует распространенную интерпретацию феноменологии Гуссерля как развития проекта дескриптивной психологии Ф. Брентано. По мнению исследователя, необходимо учитывать трансцендентальную перспективу феноменологии, которая не сводится к субъективности, а нацелена на понимание связи сознания и мира (Захави Д. Трансцендентальная феноменология, интенциональность и субъективность / Пер. с англ. А.А. Чикина // Вопр. философии. 2017. № 10. С. 150–155).

Рассмотрены основные эпистемологические аргументы Алвина Плантинги, призванные доказать рациональность веры в Бога. Раскрыто внутреннее противоречие «радикального натурализма» Плантинги, принимающего в качестве предпосылки, не нуждающейся в обосновании, существование некоего «плана творения». Вопрос о специфике «доксастического» опыта (ощущений «божественного присутствия», sensus divinitatis), его принципиальном отличии от опыта эмпирического остается у аналитического теолога непроясненным (Саттар А.С. Кому нужны доказательства? Реформатская эпистемология А. Плантинги // Финиковый компот. 2017. № 12. С. 54–60).

 

Современное состояние и прогноз дальнейшего развития области науки

В современной западной философии наблюдается, с одной стороны, повышенный интерес к «ревизионистским» прочтениям классики (особенно это характерно для англо-американской историографии и собственно философии, обращающейся «к истокам»), а с другой стороны – тенденция к методологически строгой и непредвзятой исторической реконструкции, отвергающей всякие попытки «осовременивания» прошлого. Можно прогнозировать, что исследования философских концепций, традиций и школ XIX–XXI вв. в ближайшие годы будут вестись по обоим указанным направлениям. Также следует ожидать усиления исследовательского интереса к новейшим течениям в философии, набирающим интеллектуальный вес и влияние на Западе, таким как спекулятивный реализм (К. Мейясу, Р. Брасье, Г. Харман), фикционализм (К. Уолтон, С. Ябло), энактивизм (Э. Томпсон, А. Ноэ).

 

 

 

1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ

Классические тексты и переводы

Рорти Р. Историография философии: четыре жанра / Пер. с англ., вступ. статья, комментарии И.Д. Джохадзе. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. 176 с. 1000 экз. ISBN 978-5-88373-053-4

Килборн Б. Травма, стыд и страдание / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 312 с. 1000 экз. ISBN 978-5-88230-330-2

Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. Двадцать восьмой президент США. Психологической исследование / Пер. с англ. В.В. Старовойтова (общ. ред.), Е.Н. Царева; предисловие В.В. Старовойтова и Е.Н. Царева. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 336 с. 1000 экз. ISBN 978-5-88373-020-6.

 

1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус.яз. (до 1 стр.).

Рорти Р. Историография философии: четыре жанра / Пер. с англ., вступ. статья, комментарии И.Д. Джохадзе. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017.

О «жанрах» истории философии, критериях объективности интерпретации текстов, антикваризме и презентизме рассуждает известный американский философ Р. Рорти в работе, оказавшей значительное влияние на западную философскую историографию конца ХХ – начала XXI вв.

Книга адресована философам, историкам философии, культурологам; преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных вузов; всем, интересующимся западной философией и ее историей.

 

Килборн Б. Травма, стыд и страдание / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017.

Концепция эдипова стыда как отличной от фрейдовской концепции эдиповой вины – центральная для этой книги. Движущие силы стыда загоняют нас в непримиримый конфликт между желанием быть признанным и ужасом быть выставленным на всеобщее обозрение. Понятие эдипова стыда важно из-за его прямой связи как с травмой, так и с этикой. Эдипов стыд несет с собой понятия границ человеческих возможностей, воли и постижения, и роли случая, страдания и судьбы в человеческой трагедии. Акцент Фрейда на вине и его нежелание принимать во внимание стыд и границы человеческих возможностей порождают пропасть между понятием трагедии у Аристотеля и эдиповым комплексом психоанализа. После Фрейда аналитики были не склонны признавать центральную роль стыда во всех человеческих связях, предпочитая фокусировать внимание на эдиповой вине и агрессии, а не на стыде, уязвимости и душевной боли.

Данная монография предназначена для специалистов в области психоанализа и глубинной психотерапии. Она также рекомендуется всем страждущим душевного здоровья и всем желающим помогать им в этом.

 

Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. Двадцать восьмой президент США. Психологической исследование / Пер. с англ. В.В. Старовойтова (общ. ред.), Е.Н. Царева; предисловие В.В. Старовойтова и Е.Н. Царева. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017.

Глубинное психологическое исследование личности 28-го президента США Вудро Вильсона, проведенное основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом, является одной из фундаментальных работ по психологии личности, включенной во все учебные циклы по психоанализу (в Америке, Франции). Ее значение обусловлено также уникальной фактологической основой и является заслугой У. Буллита. В книге рассказывается о том, как глубинные внутренние конфликты, сформировавшие личность Вудро Вильсона в первые годы его жизни, проявили себя в его президентской деятельности и не только привели к конечному краху его внешней политики, но и способствовали его распаду как личности.

 

1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу (250 знаков).

Rorty R. The Historiography of Philosophy: Four Genres.Moscow: Kanon+, 2017.

American philosopher R. Rorty in his influential work on historiography of philosophy discusses four “genres” of historical studies, the antiquarianism vs presentism issue and the epistemic criterion for objective interpretation of philosophical texts.

 

  1. 2.    ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ

Статьи в журналах, индексируемых в базах Web of Science, Scopus, РИНЦ, Google Scholar, ERIH (European Reference Index For Humanities), входящих в список ВАК.

Блауберг И.И. Философские темы в творчестве Э. Минковского // Филос. науки. 2017. № 9. С. 34–49 (Научная статья. ISSN 0235-1188. РИНЦ, Ulrich`s Periodicals Directory)

Блауберг И.И. О значении идей Бергсона в творчестве Эдуара Леруа // Филос. науки. 2017. №9. C. 79–83 (Научная статья. ISSN 0235-1188. РИНЦ, Ulrich`s Periodicals Directory)

Блауберг И.И. Эволюция персоналистских идей в учении Н.О. Лосского // История философии. 2017. Т. 22. № 1. С. 106–120. DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-1-106-120. (Научная статья. ISSN 2074-5869. РИНЦ; Ulrich`s Periodicals Directory; EBSCO; ERIH PLUS)

Блауберг И.И., пер. с франц.: Леруа Э. О некоторых основных чертах философии Бергсона // Филос. науки. 2017. № 9. С. 83–97 (Перевод. ISSN 0235-1188. РИНЦ, Ulrich`s Periodicals Directory)

Вдовина Г.В., пер. с исп.: Ириарте М. Суарес – комментатор «Упражнений» св. Игнатия // Символ. 2017. № 70. С. 147–182. (Перевод. ISSN 0222–1292)

Вдовина Г.В., пер. с исп.: Хименес Мелья Х. Введение // Символ. 2017. № 70. С. 5–34. (Перевод. ISSN 0222–1292)

Вдовина Г.В., пер. с лат.: Суарес Ф. О религии Общества Иисуса // Символ. 2017. № 70. С. 35–146. (Перевод. ISSN 0222–1292)

Вдовина Г.В., пер. с исп.: Элордуй Э. Мистическая теология Суареса // Символ. 2017. № 70. С. 183–281. (Перевод. ISSN 0222–1292)

Вдовина Г.В., пер. с англ.: Джонсон П. Пинки, раздевание и переодевание святой: публичное пространство в недавней бразильской «священной войне» // Государство. Религия. Церковь 2017. № 2 (35). С. 123–149. DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-2-123-149. (Перевод. ISSN 2073–7203. РИНЦ, Scopus, ERIH PLUS, ATLA Religion Database)

Вдовина Г.В., пер. с англ.: Руа О. Ислам на Западе или западный ислам? Разрыв связи между религией и культурой // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 3 (35). С. 77–84. DOI: 10.22394/2073-7203-2017-35-3-77-84. (Перевод. ISSN 2073 – 7203. РИНЦ, Scopus, ERIH PLUS, ATLA Religion Database)

Вдовина Г.В., пер. с франц.: Кани Б. Рождение философской антропологии: момент софистики // Филос. науки. 2017. №9. C. 50–66. (Научная статья. ISSN 0235-1188. РИНЦ, Ulrich`s Periodicals Directory)

Вдовина И.С. Проблема человеческой взаимности в современной философии Франции // Филос. науки. 2017. № 9. С. 98–117 (Научная статья. ISSN 0235-1188. РИНЦ, Ulrich`s Periodicals Directory)

Визгин В.П. Еще раз об энтелехии культуры // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2017. Т. 10. № 1. С. 5–22. DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-1-5-22. (Научная статья. ISSN 2072-0726. РИНЦ; Web of Science; Ulrich`s Periodicals Directory; EBSCO; ERIH PLUS)

Визгин В.П. Пришвин и Дурылин о святых местах России // Филос. науки. 2017. № 4. С. 117–128. (Научная статья. ISSN 0235-1188. РИНЦ, Ulrich`s Periodicals Directory)

Визгин В.П. Экзистенциальные мотивы в «Дневнике» Мен де Бирана // История философии. 2017. Т. 22. № 2. С. 44–55. DOI: 10.21146/2074-5869-2017-22-2-44-55. (Научная статья. ISSN 2074-5869. РИНЦ; Ulrich`s Periodicals Directory; EBSCO; ERIH PLUS)

Визгин В.П. Гачев Г.Д. Образы божества в культуре // Вопр. философии. 2017. № 12. С. 218–222. (Рецензия. ISSN 0042-8744. РИНЦ, Web of Science, ERIH PLUS)

Джохадзе И.Д. Лингвистический прагматизм и его кантианские импликации // Философская мысль. 2017. № 11. С. 25–39. DOI: 10.25136/2409-8728.2017.11.24617. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/fr/contents_2017_11.html (Научная статья. ISSN 2409-8728. РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Джохадзе И.Д. В защиту семантического экстернализма. Аргументы Хилари Патнэма (Рец. на кн.: Putnam H. Naturalism, Realism, and Normativity.Cambridge: Harvard University Press, 2016) // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2017. Т. 10. № 1. С. 154–162. DOI: 10.21146/2072-0726-2017-10-1-154-162. (Рецензия. ISSN 2072–0726. РИНЦ; Web of Science; Ulrich`s Periodicals Directory; EBSCO; ERIH PLUS)

Мачульская О.И., пер. с франц. и науч. комм.: Бараш Дж.Э. Влияние учения Хайдеггера на концепцию истории П. Рикёра // Филос. науки. 2017. № 8. С. 87–105. (Научная статья. ISSN 0235-1188. РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Мачульская О.И. Философско-политическое мировоззрение Эмманюэля Макрона // Филос. науки. 2017. № 9. С. 22–33 (Научная статья. ISSN 0235-1188. РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Михайлов И.А. Полемика феноменологов по проблемам онтологии и антропологии: «неспособность к разговору» (Гуссерль и Хайдеггер, 1928–1930-е гг.) // Философия и культура. 2016. № 4 (100). С. 593–602. DOI: 10.7256/1999-2793.2016.4.18527. (Научная статья. ISSN 1999-2793. РИНЦ) (не вошло в отчет 2016 г.)

Россиус Ю.Г., пер. с англ.: «Раздражение теорией означает нетерпимость к мысли». Интервью с Раффаэле Мирелли // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2017. Т. 10. № 4. С. 181–187. DOI:10.21146/2072-0726-2017-10-4-181-187. (Перевод. ISSN 2072–0726. РИНЦ; Web of Science; Ulrich`s Periodicals Directory; EBSCO; ERIH PLUS)

Саттар А.С. Кому нужны доказательства? Реформатская эпистемология А. Плантинги // Финиковый компот. 2017. № 12. С. 54–60. (Научная статья. ISSN 2587-9308)

Старовойтов В.В. Шандор Ференци – герой и жертва глубинного психоанализа // Психология и психотехника. 2017. № 3. С. 69–81. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.02.4. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/ppp/article_24184.html  (Научная статья. ISSN 2070-8955. РИНЦ)

Чикин А.А., пер. с англ.: Захави Д. Трансцендентальная феноменология, интенциональность и субъективность // Вопр. философии. 2017. № 10. С. 150–155. Перевод. ISSN 0042-8744. (РИНЦ, Web of Science, ERIH PLUS)

Лысенко В.Г., Митруев Б.Л., Чикин А.А., пер. с англ.: Субъективность сознания в буддийской и в феноменологической перспективах (материалы дискуссии) // Вопр. философии. 2017. № 10. С. 156–168. Перевод. ISSN 0042-8744. (РИНЦ, Web of Science, ERIH PLUS)

 

Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций.

Блауберг И.И. Феликс Равессон и его «Опыт о Метафизике Аристотеля» // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности: Материалы Московской международной конференции по Аристотелю. (Институт философии РАН, 17–19 октября 2016 г.) / Под общей ред. В.В. Петрова. М.: Аквилон, 2017. С. 531–544. (Сер. «Гуманитарные науки в исследованиях и переводах»). 600 экз. ISBN 978-5-906578-29-7

Блауберг И.И. Предисловие к переводу // Философия творчества. Ежегодник / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. Ред. колл.: А.С. Майданов, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина, Е.И. Ярославцева. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 104–106. (Сер. «Философия творчества»). 500 экз. ISBN 978-5-98956-013-4

Блауберг И.И., пер. с франц.: Бергсон А. Восприятие изменения // Философия творчества. Ежегодник / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. Ред. колл.: А.С. Майданов, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина, Е.И. Ярославцева. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 107–128. (Сер. «Философия творчества»). 500 экз. ISBN 978-5-98956-013-4

Блауберг И.И. Трактовка персональности в философии Н.О. Лосского // Николай Онуфриевич Лосский / Под ред. В.П. Филатова; общ. ред. серии Б.И. Пружинин. М.: РОССПЭН, 2016. С. 216–231. (Сер. «Философия России первой половины XX века»). 1000 экз. ISBN 978-5-8243-2064-0 – не вошло в отчет 2016 г.

Вдовина Г.В. Тема ангельской речи в схоластической философии // Франсиско Суарес о речи ангелов / Под ред. Г.В. Вдовиной. М.: ИФТИ св. Фомы, 2017. С. 122–142. (Сер. «Библиотека журнала “Символ”». № 5). 500 экз. ISBN 978-5-9907661-6-7

Вдовина Г.В., пер. с лат.: Суарес Ф. Об ангелах // Франсиско Суарес о речи ангелов / Под ред. Г.В. Вдовиной. М.: ИФТИ св. Фомы, 2017. С. 6–121. (Сер. «Библиотека журнала “Символ”». № 5). 500 экз. ISBN 978-5-9907661-6-7

Вдовина Г.В., пер. с англ.: Эрнст М. Ангелы в православной религиозной практике и в искусстве // Франсиско Суарес о речи ангелов / Под ред. Г.В. Вдовиной. М.: ИФТИ св. Фомы, 2017. С. 143–167. (Сер. «Библиотека журнала “Символ”». № 5). 500 экз. ISBN 978-5-9907661-6-7

Вдовина И.С. Поль Рикёр: творчество «жизненного мира» // Философия творчества. Ежегодник / Ред. Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. Ред. колл.: А.С. Майданов, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина, Е.И. Ярославцева. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. С. 85–103. (Сер. «Философия творчества»). 500 экз. ISBN 978-5-98956-013-4

Визгин В.П. Марсель Г. // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. Т. 44. С. 109–113. 30000 экз. ISBN 978-5-89572-051-6 – не вошло в отчет 2016 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР. Исследовано творчество малоизученных в России западных мыслителей, раскрыто значение их идей и теоретических разработок для современной философской мысли. Прослежена характерная для западной философии ХХ–ХХI вв. тенденция к конвергенции интеллектуальных традиций и школ: феноменологии и герменевтики, аналитической философии и прагматизма, психоанализа и философской антропологии и др. Результаты отражены в публикациях сотрудников – научных статьях, рецензиях и переводах общим количеством более 40.