Институт Философии
Российской Академии Наук




  2017 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Основные научные результаты » 2017 год

2017 год

Научный отчет сектора этики Института философии РАН за 2017 год

 

I. Важнейшие научные результаты


Приоритетное исследовательское направление 2017 года

  • Систематизация этического знания в исследованиях и преподавании этики 
    В ходе пролонгированного очно-заочного обсуждения проблем систематизации этического знания в исследованиях и преподавании этики (в котором приняло участие 17 ученых из России, Беларуси и Украины) были представлены различные подходы к систематизации этики. Обсуждение продемонстрировало широкий спектр представленных в региональном этическом дискурсе теоретических позиций, методологических и образовательно-методических установок. Оно показало, что проблема систематизации этического знания релевантна прежде всего задачам преподавания этики, а ее актуальность для теоретических этических исследований и этико-прикладных разработок незначительна.
    Результаты отражены в материалах круглого стола «Современная этика – опыты систематизации: теоретические установки, методы, схемы» (Этическая мысль. 2017. Т. 17. № 2. С. 5–45).

Индивидуальные исследования 

  • Идея свободы в русской интеллектуальной истории 
    Идея свободы, как она предстает в русской интеллектуальной истории и общественной практике, нередко трактуется в русле, заданном Г.П. Федотовым, в котором получили разработку значения концепта «свобода», выявленные В.И. Далем. Русское чувство и понимание свободы сводится таким образом к воле как устремленности к независимости, раскрепощенности, неподотчетности, в конечном счете к своеволию и произволу, причем в крайних своих проявлениях. Не всегда уделяется внимание тому, что Федотов ассоциирует такое понимание свободы, возможно, с доминирующей, но все же не единственной тенденцией в русской традиции, а именно, укорененной в наследии Московского царства ХVI в. (царская тирания, бесправие дворянства, закрепощенность крестьян). Наряду с этой тенденцией Федотов отмечает и европейское культурное влияние, как-то сказавшееся и на понимании свободы, хотя эта сторона русского культурно-исторического опыта не получила у него достаточного прояснения. Вместе с тем, Федотов указывает на разность исторического опыта, соответствующего различию бытовой и гражданской свободы. В сопоставлении с Федотовым заслуживает внимания анализ свободы Б.П. Вышеславцевым, который, переосмысливая традиционную для философии дилемму негативной и позитивной свободы, подчеркивал потенциальный положительный смысл и в опыте негативной свободы, несводимой к тому, что усматривал Федотов в русской идее воли. Принимая во внимание содержание социокультурного опыта, соответствующего негативной и позитивной свободе, следует признать, что ни одно общество не способно выжить без коммуникативных и социальных практик, предполагаемых позитивной свободой. В конкретных социально-культурных системах эти практики не всегда ассоциируются с термином «свобода»; но они выражаются в идеях, которые так или иначе сопряжены в философии с идеей свободы. Эта сопряженность идеи свободы с другими фундаментальными моральными и, шире, культурными концептами в разных формах отражена и в русской философской мысли, что можно видеть на примере В.С. Соловьева, И.А. Ильина и Н.А. Бердяева (Апресян Р.Г. Свобода: опыты осмысления и переживания // Этическая мысль. 2017. Т. 17. № 1. С. 56–69).
  • Формирование понятия “мораль”
    Проанализирована одна из тенденций в современной этико-философской мысли, которая не выводит мораль из трансцендентной сферы, а всецело укореняет ее в реальности человеческого опыта. Выявлены особенности данного понимания морали: за точку отсчета здесь принимаются люди в их отношениях друг к другу, а не автономный, изолированный от других индивид; мораль ориентирует на Другого (других), на утверждение и поддержание человеческих отношений, основанных на взаимном согласии; в качестве критерия правильного и неправильного здесь рассматриваются поступки и их последствия, а не сохранение чистоты моральной самости. В свете данного понимания переосмысливается значение безусловных моральных запретов и особое значение придается не столько общим моральным нормам и принципам, сколько способности суждения. Сделан вывод о том, что мораль в рамках рассматриваемой тенденции представлена как ответ на специфическую ситуацию человека в мире, которая характеризуется прежде всего многоуровневой взаимозависимостью людей. Это попытка представить мораль адекватной значимым особенностям человеческого существования (Артемьева О.В. Мораль без метафизики // Мораль в современном мире и проблемы российской этики / Под ред. Б.И. Пружинина. М., 2017. С. 108–115).
  • Понятие добродетельного поступка в этике Аристотеля 
    В результате анализа текстов и идей Аристотеля показано, что его понятие προαίρεσις означает сознательный выбор самодостаточного поступания, он не имеет формы знания и дан лишь в актуальной действительности поступка. Ни суждение о правильности некоторого действия, ни чувственное влечение к некоторой цели недостаточны для поступка: между ними и поступком Аристотель помещает προαίρεσις как точку перехода от человеческих действий «ради чего-то другого» к поступку, совершаемому сознательно выбирающим «ради самого поступка». Сделан теоретический вывод, что образ Величавого является воплощением идеи морального субъекта. На основе анализа понятий πρᾶξις, ἀρχή, ἐνέργεια, δύναμις показано смысловое единство аристотелевской метафизики и этики и реконструирована идея человеческого бытия как бытия в поступке в качестве его начала, что и составляет содержание понятия морального субъекта (Зубец О.П. What Does the Virtuous Person Despise and to What Is He Superior? // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 6. P. 501–518; Она же. Μεγαλόψυχος Аристотеля и понятие морального субъекта // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Материалы Московской международной конференции по Аристотелю. Институт философии РАН, 17–19 октября 2016 г. / Под общ. ред. В.В. Петрова. М., 2017. С. 61–75; Она же. Сознательный выбор и решение о поступке: προαίρεσις // Этическая мысль. 2017. Т. 17. № 2. С. 59–72).
  • Философская природа этики
    Описано и проанализировано теоретическое размежевание в современной российской этике, которое определено как противостояние философской этики и моралеведения. Рассмотрен философский характер таких этических понятий как поступок, субъект, мораль, показана их тесная связь с метафизическими понятиями. Обоснована важность преподавания философии как этически ориентированного способа существования в мире (Зубец О.П. [Выступление на круглом столе] Мораль в современном мире и проблемы российской этики // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 5–46; Она же. Этика: философия или моралеведение? // Мораль в современном мире и проблемы российской этики / Под ред. Б.И. Пружинина. М.: , 2017. С. 63–81; Она же. [Выступление на круглом столе] Современная этика – опыты систематизации: теоретические установки, методы, схемы // Этическая мысль. 2017. Т. 17. № 2. С. 17–19).
  • Святоотеческие тексты в аргументации православного нравственного богословия XVII в.
    Изучение того, как использовались святоотеческие тексты в качестве аргументов в нравоучительных построениях православных богословов XVII в. (в составе литургических памятников («Полууставы», Вильно 1630–40-е гг.) и отдельных сочинений по нравственному богословию («Наука о тайне Св. Покаяния». Киев, 1671; рукописный компендиум Евфимия Чудовского «Книга о тайнах седми», кон. XVII в.)) позволило зафиксировать принципиальное отличие в отношении богословского авторитета ряда западных раннехристианских авторов (Августин, Иероним, др.) в книжной продукции Киевской митрополии и России. Были выявлены две усиливающиеся на протяжении XVII в. тенденции: заимствовать аргументы из текстов латинской традиции нравственного богословия, что выразилось в том числе в практике подтверждать высказывания греческих богословов цитатами из католических авторов, а также тенденция все чаще апеллировать к здравому смыслу для обоснования отдельных нравственных требований (Корзо М.А. История одного текста. Поучение об исповеди в составе виленских Полууставов XVII в. // Studi Slavistici. 2016. T. XIII. C. 43–57; Она же. Православные пособия о подготовке к исповеди XVII в. и их источники: «Наука о тайне Св. Покаяния» (Киев, 1671) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 9–21; Она же. Как Евфимий Чудовский перевел испанского иезуита Франциско Толедо // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3 (69). С. 57–58).
  • Мораль как предмет аналитической этики
    Анализ ключевых терминов и понятий, которыми оперируют «теории справедливости», показал, что значительные расхождения и споры между теоретиками обусловлены не только различиями в принятых ими мировоззренческих и методологических принципах, но также неточной терминологией и смешением разных смысловых контекстов в ходе рассуждений (типичные примеры – когнитивистская редукция ценностных суждений к познавательным, неправомерно расширительная трактовка понятий «мораль», «справедливость» и др.). Устранение такого рода ошибок само по себе не ведет к единомыслию в теории, однако способствует уточнению предмета споров и сближению теоретических позиций оппонентов. (Максимов Л.В. К понятию справедливости: аналитические заметки // Этическая мысль. 2017. Т. 17. № 2. С. 46–58; Он же. Когнитивная наука: новая жизнь старых парадигм // Философская мысль. 2017. № 11. С. 11–24).
  • Общественная мораль: смысл концепта, базовые категории, практические экспликации
    Установлен набор дефинитивных характеристик справедливости: 1) опора на представление о равенстве, пропорциональности или достаточности индивидуальных долей, состоящих из благ, лишений, тягот, ущерба, риска и т.д., 2) категоричность требований, обращенных не только к качеству мотивации, но и к форме поступка, 3) формирование на основе требований не только системы обязанностей, но и системы прав, 4) специфическая эмоциональная реакция на нарушение требований в виде негодования, 5) допустимость использования принуждения для практической реализации требований. Выявлены и обобщены основные направления коррекции юмовского набора «обстоятельств справедливости» в современных исследованиях; обоснован вывод о том, что пространство применения категории справедливость является гораздо более широким, чем это представлялось Д. Юму и Дж. Ролзу (Прокофьев А.В. Справедливость как нормативная категория: в поисках концептуальной определенности // Lex Russica. 2016. Т. 25. № 11. С. 245– 249; Он же. Определения и типологии справедливости в истории западной этической мысли // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. Вып. 1. C. 136–146; Он же. Современное осмысление юмовских обстоятельств справедливости // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2017. № 2 (22). С. 30–38).
  • Общественная мораль: смысл концепта, базовые категории, практические экспликации
    Продемонстрирована связь между нормативным содержанием нравственного учения Л.Н.Толстого и стремлением к достижению нравственной самодостаточности. Выдвинута общетеоретическая гипотеза о том, что формирование нормативных программ на основе этого стремления включает следующие шаги: отделение морального качества поступков от их последствий, отождествление нормативного ядра морали с запретами, выдвижение принципов, запрещающих конкретные легко идентифицируемые действия, выделение ограниченного и подчиненного места для императивов помощи и заботы. В философских произведениях Толстого можно зафиксировать все эти шаги, формирующие этику ненасилия и христианский анархизм мыслителя. Христианское жизнепонимание совмещает строжайшее соблюдение принципа непротивления с неучастием в деятельности государственных институтов и в этой связи, по мнению Толстого, позволяет его обладателю ставить перед собой достижимые и несомненные цели. Однако, несмотря на то, что Толстой считал стремление к самодостаточности прямым следствием разумности человека, существуют серьезные основания для ограничения этого стремления признанием неизбежности нравственного риска. Если мораль в целом ориентирована на благо другого человека, то в центре внимания морального субъекта и должно находиться именно это благо, а не собственная нравственная чистота. Даже нравственные запреты служат именно для того, чтобы защитить другого человека от вредящих действий, и значит эта защита выше по своей значимости, чем само по себе исполнение запрета (Прокофьев А.В. Самодостаточность и риск в морали (о некоторых истоках нравственного учения Л.Н.Толстого) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 2. С. 172–179; Он же. Нравственное учение Льва Толстого и проблема нравственного риска // Духовно-нравственные идеи творческого наследия Л.Н. Толстого в современном образовательном пространстве: материалы I (XII) Всероссийских Толстовских педагогических чтений (8 апреля 2016 года) / Под науч. ред. Н.В. Брызжевой. Тула, 2016. 137–145). 
  • Концептуальный анализ понятийного аппарата этики Аристотеля
    Подведен итог анализа употребления термина «philia» в этике Аристотеля. На предшествовавшем этапе исследования были выделены основные значения «philia» и обосновано различение трех понятий «philia». На данном – заключительном – этапе исследования на основании коммуникативной составляющей содержания всех трех выделенных понятий был обоснован вывод, что на ряду с понятиями «дружба» и «дружелюбие» Аристотель употребляет «philia» также в третьем значении – нечто, что есть от природы, свойственно всем животным, лежит в основании всех видов положительной коммуникации. Данное значение предложено фиксировать, согласно переводу Н.В. Брагинской, как «дружественность». Так как в зарубежных переводах нет аналогов данному термину, предложен вариант «friendability» (Платонов Р.С. The Third Meaning of Φιλία (Philia) in Aristotle’s Ethics // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 6. P. 471–485).
  • Сопротивление злу силою Ивана Ильина как “духовный имморализм”
    Анализ трактата И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» показал, что Ильин в полемике с Львом Толстым подверг мораль критике, основанной на отрицании самоценности морали, духовности нравственного поступка, возможности следовать призывам Нагорной проповеди Христа, а также на утверждении тесной связи между «духовными» ценностями и интересами русского государства и русской церкви. Позиция Ильина стала возможной как результат заимствования им гегелевского разделения морали и нравственности, обращения к русской националистической идее и провозглашения им исключительности русского православия в сравнении с остальными религиями и конфессиями. Такая позиция противостоит гуманистической традиции, идее толерантности и не является релевантной моральной философии, в которой отвергаются инструментальные интерпретации морали (Троицкий К.Е. Сопротивление злу силою Ивана Ильина как «духовный имморализм» // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 154–165).

 

II. Публикации

Статьи в научных журналах 

  • Апресян Р.Г. (Ruben G. Apressyan). Whether the Golden Rule Is in Aristotle’s Ethics // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 6. P. 456–470. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Апресян Р.Г. Добросовестность и успех // Ведомости приклад. этики. 2016. Вып. 49. С. 66–78. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Апресян Р.Г. Прикладная этика: традиция, предтечи, прецеденты // Ведомости приклад. этики. 2017. Вып. 50. С. 41–50.
  • Апресян Р.Г. Свобода: опыты осмысления и переживания // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017. Т. 17. № 1. С. 56–69.
  • Гусейнов А.А. (Abdusalam A. Guseynov). Nicomachean Ethics: Text and Doctrine // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 6. P. 486–500. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Зубец О.П. (Olga P. Zubets). What Does the Virtuous Person Despise and to What Is He Superior? // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 6. P. 501–518. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Зубец О.П. Сознательный выбор и решение о поступке: προαίρεσις // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017. Т. 17. № 2. С. 59–72.
  • Корзо М.А. (Korzo Margarita A.) “Skarb duszny, nad złoto i kamienie drogie kosztowniejszy”. Z dziejów pewnej książki // Pamiętnik Literacki. 2017. T. CVIII. Z. 3. S. 41–50.
  • Корзо М.А. История одного текста. Поучение об исповеди в составе виленских Полууставов XVII в. // Studi Slavistici. 2016. T. XIII. C. 43–57. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Корзо М.А. О протестантских влияниях действительных и мнимых: православные катехизисы от Стефана Зизания до Феофана Прокоповича // ВИВЛIОΘИКА. E-Journal of Eighteenth-Century Russian Studies. 2017. Vol. 5. P. 5–17. URL: http://vivliofika.library.duke.edu/issue/view/2280/showToc
  • Корзо М.А. Православные пособия о подготовке к исповеди XVII в. и их источники: «Наука о тайне Св. Покаяния» (Киев, 1671) // Вестник ПСТГУ. Сер. II «История. История Русской Православной Церкви». 2017. T. 78. С. 9–21.
  • Корзо М.А. Эпизод из истории литературных контактов: рецепция сочинений Франца Костера SI в книжной культуре Речи Посполитой XVI–XVII вв. // Studia Slavica Hungarica. 2017. Т. 62/1.С. 1–13.
  • Максимов Л.В. К понятию справедливости: аналитические заметки // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017. Т. 17. № 2. С. 46–58.
  • Максимов Л.В. Когнитивная наука: новая жизнь старых парадигм // Филос. мысль. 2017. № 11. С. 11–24.
  • http://e-notabene.ru/fr/article_24657.html
  • Платонов Р.С. (Roman S. Platonov). The Third Meaning of Φιλία (Philia) in Aristotle’s Ethics // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. No. 6. P. 471–485. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Прокофьев А.В. Автономия профессионала и автономия профессии // Ведомости приклад. этики. 2017. Вып. 50. С. 9–29.
  • Прокофьев А.В. Об обязанностях профессоров (нормативный контекст дискуссии о профессиональной успешности профессора) // Ведомости приклад. этики. 2016. Вып. 49. С. 15–40. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Прокофьев А.В. Определения и типологии справедливости в истории западной этической мысли // Изв. Тульск. гос. ун-та. Гуманитар. науки. 2017. Вып. 1. C. 136–146.
  • Прокофьев А.В. Почему я должен быть моральным? (теоретический контекст обоснования морали) // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017. Т. 17. № 1. С. 5–17.
  • Прокофьев А.В. Современное осмысление юмовских обстоятельств справедливости // Гуманитар. ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2017. № 2 (22). С. 30–38.
  • Прокофьев А.В. Справедливость как нормативная категория: в поисках концептуальной определенности // Lex Russica. 2016. Т. 25. № 11. С. 245– 249. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Прокофьев А.В. Этика и профессионализм в современном университете // Вестн. РУДН. Сер. «Философия». 2016. № 3. С. 51–59. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Троицкий К.Е. Сопротивление злу силою Ивана Ильина как «духовный имморализм» // Вопр. философии. 2017. № 2. С. 154–165.

Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций

  • Апресян Р.Г. (Ruben Apressyan). The Limits of Nonviolence in Reactive Action // Nonviolence as a Way of Life. History, Theory and Practice. Vol. 1 / Eds. P. Cicovacki, K. Hess. Delhi, 2017. P. 261–270.
  • Апресян Р.Г. Колымский опыт Варлама Шаламова: экспозиция «естественного состояния» (Заметки) // Поезд Шаламова. Проблемы российского самосознания: судьба и мировоззрение В.Т. Шаламова (к 110-летию со дня рождения). По итогам 14-й Международной научной конференции Института философии РАН с регионами России (Москва, 15 июня 2017 – Вологда, 17–18 июня 2017) / Отв. ред. С.А. Никольский. М., 2017. С. 23–32.
  • Апресян Р.Г. Философия, этика, практика // Мораль в современном мире и проблемы российской этики / Ред. Б.И. Пружинин. М., 2017. С. 132–142.
  • Артемьева О.В. (Olga V. Artemyeva). Leo Tolstoy and Joseph Brodsky on Resistance to Evil // Nonviolence as a Way of Life. History, Theory and Practice. Vol. 1 / Eds. P. Cicovacki, K. Hess. Delhi, 2017. P. 297–310.
  • Артемьева О.В. Мораль без метафизики // Мораль в современном мире и проблемы российской этики / Ред. Б.И. Пружинин. М., 2017. С. 108–115.
  • Гусейнов А.А. Этика и ее место в философии // Мораль в современном мире и проблемы российской этики / Ред. Б.И. Пружинин. М., 2017. С. 10–32.
  • Зубец О.П. Идеи Льва Шестова и этика после Аушвица // Дерзновения и покорности Льва Шестова: Сб. научн. ст. к 150-летию со дня рождения философа / Отв. ред. А.А. Ермичев. СПб., 2016. С. 80–93. (не вошло в отчет 2016 г.).
  • Зубец О.П. Этика: философия или моралеведение? // Мораль в современном мире и проблемы российской этики / Ред. Б.И. Пружинин. М.: , 2017. С. 63–81.
  • Корзо М.А. Прежний функционал и новая вера в польских учебных изданиях XVI века // Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualim pictus / Ред.: К.А. Левинсон, Ю.Г. Куровская, В.Г. Безрогов. М., 2017. С. 138–147.
  • Корзо М.А. Экскурс в будущее. Польские начальные учебники письма XVIII века: публикация фрагментов // Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualim pictus / Ред.: К.А. Левинсон, Ю.Г. Куровская, В.Г. Безрогов. М., 2017. С. 344–358.
  • Толстых В.И. Россия в контексте прошлого и будущего: проблема ценностей // От Великого Октября к советскому социализму. Взгляд 100 лет спустя / Ред. кол. П.П. Апрышко, А.П. Поляков, М.В. Романенко. М., 2017. С. 287–332. 

Переводы

  • Апресян Р.Г., пер. с англ.: Стивен Даруэлл. Начала морали: добродетель, закон, обязанность? // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017. Т. 17. № 1. С. 18–47. 

Учебники, учебные и учебно-методические пособия

  • Апресян Р.Г. Этика: учеб. М.: КНОРУС, 2017. 356 с.  

Доклады, тезисы, выступления

  • Зубец О.П. Μεγαλόψυχος Аристотеля и понятие морального субъекта // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Материалы Моск. Международ. конф. по Аристотелю. Институт философии РАН, 17–19 окт. 2016 г. / Под общ. ред. В.В. Петрова. М., 2017. С. 61–75.
  • Зубец О.П. «После» цивилизации // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего: XVII Международ. Лихачев. научные чтения (г. Санкт-Петербург, 18–20 мая 2017 г.). СПб., 2017. С. 331–333.
  • Корзо М.А. О взаимодействии книжных традиций в Речи Посполитой XVII века // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXIX Международ. научн. конференции. Москва, 13–15 апр. 2017 г. М., 2017. С. 195–197.
  • Корзо М.А. Как Евфимий Чудовский перевел испанского иезуита Франциско Толедо // Древняя Русь. Вопр. медиевистики. 2017. № 3 (69). С. 57–58.
  • Мораль в современном мире и проблемы российской этики. Материалы конференции – «круглого стола» [Участники: Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Гусейнов А.А., Зубец О.П., Прокофьев А.В. и др.] // Вопр. философии. 2017. № 10. С. 5–46.
  • Современная этика – опыты систематизации: теоретические установки, методы, схемы (материалы заочного «круглого стола») [Участники: Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Зубец О.П., Максимов Л.В., Прокофьев А.В., Скоморохов А.В. и др.] // Этич. мысль / Ethical Thought. 2017. Т. 17. № 2. С. 5–45.


III. Доклады и публичные лекции

  • Апресян Р.Г. «Этика и революция». – Конференция «Революция, эволюция и диалог культур» (ИФ РАН, Москва. 14–16 ноября 2017).
  • Апресян Р.Г. «Джозеф Батлер. Знакомый и незнакомый язык императивности». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН в рамках программы «Год науки и образования Великобритании и России» (ИФ РАН, Москва, 19 октября 2017)
  • Апресян Р.Г. «Другой в Золотом правиле». – Международная заочная этико-политологическая конференция «Другой. Ближний и дальний» (Ереванский государственный университете, Армения, 15 октября 2017).
  • Апресян Р.Г. «Б.Г. Юдин и изменение этики». – Семинар памяти Бориса Григорьевича Юдина (ИФ РАН, Москва, 14 сентября 2017).
  • Апресян Р.Г. «Колымский опыт Варлама Шаламова: экспозиция “естественного состояния”». – XIV международная научная конференция Института философии РАН с регионами России: «Проблемы российского самосознания: судьба и мировоззрение Варлама Шаламова (к 110-летию со дня рождения)» (ИФ РАН, Москва; Вологодский государственный университет, Вологда, 15–18 июня 2017).
  • Апресян Р.Г. «Изменение климата: нормативно-этические проблемы». – Межрегиональный семинар-тренинг «Экологическая безопасность в контексте глобальной биоэтики» (Академия наук Республики Таджикистан, Душанбе, Таджикистан, 23–25 мая 2017). Заочное участие
  • Апресян Р.Г. Выступление на конференции – «круглом столе» «Мораль в современном мире и проблемы российской этики» (Журнал «Вопросы философии», Москва, апрель 2017).
  • Апресян Р.Г. «Концептуализация морали в ранне-нововременной моральной философии (методологические аспекты проблемы». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (ИФ РАН, Москва, 2 марта 2017).
  • Артемьева О.В. «Проблема моральной способности в нововременной этике XVIII века». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН в рамках программы «Год науки и образования Великобритании и России» (ИФ РАН, Москва, 21 декабря 2017).
  • Артемьева О.В. Выступление на конференции – «круглом столе» «Мораль в современном мире и проблемы российской этики» (Журнал «Вопросы философии», Москва, апрель 2017).
  • Гаджикурбанова П.А. Ученый секретарь Международной научно-практической конференции «Философский журнал как феномен интеллектуальной культуры: проблемы и перспективы» (Институт философии РАН, Москва, 3–4 октября 2017).
  • Зубец О.П. «Что такое философское эссе (Ф. Бэкон, Д. Юм, С. Джонсон)». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН в рамках программы «Год науки и образования Великобритании и России» (ИФ РАН, Москва, 21 декабря 2017).
  • Зубец О.П. «Моральность и социальность в контексте Октябрьской революции». – Конференция «Революция, эволюция и диалог культур» (ИФ РАН, Москва. 14–16 ноября 2017).
  • Зубец О.П. «Онтологическая асимметрия меня и Другого». – Международная заочная этико-политологическая конференция «Другой. Ближний и дальний» (Ереванский государственный университете, Армения, 15 октября 2017).
  • Зубец О.П. «“После” цивилизации». – XVII Международные Лихачевские научные чтения «Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего» (СПбГУП, Санкт-Петербург, 18–20 мая 2017).
  • Зубец О.П. «Понятие морального решения». – Теоретический семинар сектора этики Института философии РАН (ИФ РАН, Москва, 20 апреля 2017).
  • Зубец О.П. Выступление на конференции – «круглом столе» «Мораль в современном мире и проблемы российской этики» (Журнал «Вопросы философии», Москва, апрель 2017).
  • Корзо М.А. «О католических источниках православной письменности в России XVII века: Некоторые наблюдения». – Международная конференция «Rethinking Religion in Early Modern Russia» (Yale Macmillan Center European Studies Council, Йельский университет, Нью-Хейвен, США, 7–8 апреля 2017).
  • Корзо М.А. «О взаимодействии книжных традиций в Речи Посполитой XVII века». – XXIX Международная научная конференция «Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании» (РГГУ, Институт Всеобщей истории РАН, Музеи Московского Кремля, Москва, 13–15 апреля 2017).
  • Корзо М.А. «Знали ли книжники Киевской митрополии испанскую схоластику: избранные примеры». – Международный семинар-воркшоп «Религиозная культура Украины Раннего Нового времени: понятия, символы и практики» (Радомышль, Украина, 5–6 мая 2017).
  • Корзо М.А. Участие в работе «круглого стола» «Реформация в истории Европы и Запада: что нужно изменить в наших университетских курсах» (Исторический факультет МГУ; Центр Франко-Российских исследований в Москве, Москва, 14 сентября 2017).
  • Корзо М.А. «Как Евфимий Чудовский перевел испанского иезуита Франциско Толедо». – IX Международная конференция «Комплексный подход в изучении Древней Руси» (Институт Истории России РАН; Институт Славяноведения РАН, Москва, 11–15 сентября 2017).
  • Корзо М.А. «Polnische Fibelkatechismen des 16. Und 17. Jahrhunderts: religiöser Inhalt und deutsche Einflüsse». – Ежегодная конференция Международного Общества исторического и систематического исследования школьных учебников (Аугсбург, Германия, 6–8 октября 2017). Заочное участие.
  • Корзо М.А. «Wroga konfesja czy źródło inspiracji? O polskich źródłach piśmiennictwa prawosławnego w wieku XVII». – Пленарный доклад на III Международном Конгрессе зарубежных исследователей истории Польши (Польское Историческое Общество; Ягеллонский Университет, Краков, Республика Польша, 11–14 октября 2017).
  • Корзо М.А. «Поучения на “простой мове” в богословско-литургических памятниках виленской печати первой половины XVII в.». – Международные Скориновские чтения «Книжная традиция Великого княжества Литовского» (Институт литовского языка Литовской АН, Ассоциация белоруссистов Литвы, Вильнюс, Литва, 16–17 ноября 2017). Заочное участие.
  • Корзо М.А. «Были ли польские кальвинисты кальвинистами? Влияние сочинений Кальвина в польской религиозной литературе второй половины XVI – первой трети XVII вв.». – Всероссийская научная конференция «Кальвинизм – Франция – Европа: 500 лет спустя. Взгляд из России» (Историч. фак-т МГУ, Центр франко-российских исследований в Москве, Москва, 23–24 ноября 2017).
  • Максимов Л.В. «О нормативно-теоретическом двуединстве этики». – Теоретический семинар сектора этики Института философии РАН (ИФ РАН, Москва, 9 февраля 2017).
  • Максимов Л.В. «“Гильотина Юма” и проблема сущего и должного». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН в рамках программы «Год науки и образования Великобритании и России» (ИФ РАН, Москва, 9 ноября 2017).
  • Платонов Р.С. «Коммуникативная структура отношения “Я–Другой” в этике Аристотеля». – Международная заочная этико-политологическая конференция «Другой. Ближний и дальний» (Ереванский государственный университете, Армения, 15 октября 2017).
  • Прокофьев А.В. «Фрэнсис Хатчесон о возможности моральной добродетели за пределами доброжелательности». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН в рамках программы «Год науки и образования Великобритании и России» (ИФ РАН, Москва, 19 октября 2017).
  • Прокофьев А.В. «Другой как наблюдатель и судья». – Международная заочная этико-политологическая конференция «Другой. Ближний и дальний» (Ереванский государственный университете, Армения, 15 октября 2017).
  • Прокофьев А.В. «Межкультурный диалог: риски, сложности, перспективы». – Заседание Научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, посвященного тематике 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза (Совет Федерации РФ, Москва, 8 сентября 2017).
  • Прокофьев А.В. Выступление на конференции – «круглом столе» «Мораль в современном мире и проблемы российской этики» (Журнал «Вопросы философии», Москва, апрель 2017).
  • Прокофьев А.В. «Социализированное и десоциализированное понимания стыда: их специфика и возможности соединения». – Всероссийская конференция «Философия и общество», посвященная 20-ти летнему юбилею журнала «Философия и общество» (Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 4–5 апреля 2017).
  • Троицкий К.Е. «Критика учения Л.Н. Толстого в работе И.А. Ильина “О сопротивлении злу силою”». – Философский семинар (Государственный музей им. Л.Н. Толстого, Москва, 25 января 2017).
  • Троицкий К.Е. «Проблема революции и идея ненасилия в дискуссиях о Льве Толстом (1917–1928 годы)». – Конференция «Революция, эволюция и диалог культур» (ИФ РАН, Москва. 14–16 ноября 2017).

IV. Научно-вспомогательная работа

Апресян Р.Г.:

  • Отв.ред. «Другой. Ближний и дальний: Доклады Международной заочной этико-политологическая конференции 15 октября 2017 г.» (Ереван: Ереванский гос. университет, 2017. 13,5 а.л.).

 

Артемьева О.В.:

  • Ученый секретарь журнала «Этическая мысль». Подготовлено к выпуску два номера:
  • Этическая мысль. Т. 17. № 1. 2017 (9.5 п.л.).
  • Этическая мысль. Т. 17, № 2. 2017 (10 п.л.).

 

V. Сотрудничество с образовательными учреждениями

Преподавательская деятельность

  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Философский фак-т Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Спецкурс «Природа моральной императивности».
  • Гаджикурбанова П.А. Государственный гуманитарный академический университет, философский факультет, 4 курс.
  • Зубец О.П. Спецкурс «Введение в этику», 3 курс философского факультета ГАУГН (февраль–июнь 2017).
  • Прокофьев А.В. Профессор-совместитель, кафедра философии и культурологии ТГПУ имени Л.Н.Толстого. Курс «Философия» (бакалавриат, Факультет русской филологии и документоведения); курс «Профессиональная этика (Факультет психологии); курс «Этика образования» (Факультет истории и права).

Научное руководство студентами, бакалаврами, магистрантами и аспирантами образовательных учреждений  

  • Гаджикурбанова П.А. Руководство квалификационной работой бакалавра. П.А. Клименко «Концепция “заботы о себе” в философии Мишеля Фуко» (Государственный гуманитарный академический университет, философский факультет).
  • Зубец О.П. Руководство квалификационной работой магистранта. А. Кигай «Этическое учение Жан-Жака Руссо» (Философский факультет ГАУГН).
  • Прокофьев А.В. Руководство квалификационной работой магистранта. Якушев Л.В. «Этические аспекты преодоления последствий военных конфликтов» (Философский факультет, МГУ имени М.В.Ломоносова).

Другие формы взаимодействия с образовательными учреждениями

  • Апресян Р.Г. Председатель ГЭК МФТИ по направлению подготовки 47.06.01 – «Философия, этика и религиоведение».
  • Апресян Р.Г. Председатель Общественного совета по Прикладной этике в СПбГУ.
  • Корзо М.А. Отзыв на магистерскую диссертацию студентки 2-го курса Факультета гуманитарных наук Федерального Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный Исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Гурбановой Гульнары Эльвин кызы «Идеи религиозной терпимости и нетерпимости в Польше в конце XVI – начале XVII веков». 

 

VI. Международное сотрудничество

Участие в деятельность международных научно-технических организаций 
  • Апресян Р.Г. Член Научного совета (Advisory Board) Центра российских и евразийских исследований Упсальского университета (Uppsala Centre for Russian and Eurasian Studies, Швеция, 2011–).
  • Апресян Р.Г. Член Научного консультативного совета Стокгольмского Института экологии (Science Advisory Council, Stockholm Environment Institute), 2017 – по н.вр.
  • Апресян Р.Г. Зам.председателя Специальной экспертной группы ЮНЕСКО по разработке Декларации этических принципов, касающихся изменения климата (UNESCO Ad Hoc Expert Group for the Declaration on the Ethical Principles in Relation to Climate Change), 2016–2017.
  • Корзо М.А. Член Комиссии «Религиозный язык» Международного комитета славистов (2016–2018).

Участие в организации международных научных мероприятий 
  • Апресян Р.Г. Сопредседатель секции «Этика» (Ethics), ХХIV Всемирный философский конгресс (The 24th World Congress of Philosophy. 13–20.08.2018)
  • Апресян Р.Г. Член Оргкомитета Международной заочная этико-политологическая конференции «Другой. Ближний и дальний» (15.10.2017. Ереванский государственный университете, Армения)

Зарубежные командировки

  • Апресян Р.Г. Участие в заседании Научного консультативного совета Стокгольмского Института экологии (Стокгольм, Швеция, 10 – 12 октября 2017).
  • Корзо М.А. Стажировка в Институте истории Польской АН (Варшава, Республика Польша, 25 сентября – 13 октября 2017).

Монографии, главы в коллективных монографиях, подготовленные совместно с зарубежными учеными и (или) изданные зарубежными издательствами

  • Апресян Р.Г. (Ruben Apressyan). The Limits of Nonviolence in Reactive Action // Nonviolence as a Way of Life. History, Theory and Practice. Vol. 1 / Eds. P. Cicovacki, K. Hess. Delhi : Motilal Banarsidass Publishers, 2017. P. 261–270.
  • Артемьева О.В. (Olga V. Artemyeva). Leo Tolstoy and Joseph Brodsky on Resistance to Evil // Nonviolence as a Way of Life. History, Theory and Practice. Vol. 1 / Eds. P. Cicovacki, K. Hess. Delhi : Motilal Banarsidass Publishers, 2017. P. 297–310.


VII. Присужденные медали и премии

  • Апресян Р.Г. Благодарность от Генерального секретаря ЮНЕСКО Ирины Боковой за участие в работе Специальной экспертной группы ЮНЕСКО по разработке Декларации этических принципов, касающихся изменения климата (май 2017).


VIII. Экспертная деятельность

Члены редколлегий российских журналов

  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Философский журнал» (Институт философии РАН, Москва), /ph_j.htm.
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Ведомости прикладной этики» (Тюмень).
  • Апресян Р.Г. Член Ред. совета ж. «Философские науки» (Москва), http://www.academyrh.info/main.php?page=10&act=.
  • Апресян Р.Г. Член редакционного совета эл.ж. «Философская антропология» (Институт философии РАН, Москва), /iphjournal_council.htm.
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «ΠΡAΞHMA. Проблемы визуальной семиотики» (Томск). http://praxema.tspu.edu.ru/praxema-editorial-council.html
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии научного журнала «Фундаментальные аспекты психического здоровья», http://www.ru-science.com/magazine/10 (Москва).
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Артемьева О.В. Ответственный секретарь ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Гаджикурбанова П.А. Зам. Главного редактора ж. «История философии» (Институт философии РАН, Москва).
  • Гаджикурбанова П.А. Член редакционного совета эл.ж. «Философская антропология» (Институт философии РАН, Москва).
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии ж. «Ведомости прикладной этики» (НИИ ПЭ ТюмГНГУ, ISSN 2307-518х, включен в РИНЦ)
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии периодического On-line издания «Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого» (свидетельство о регистрации Л № ФС77-53025 от 04.03.2013 г.; ISSN-2304-4772 (включен в РИНЦ).
  • Зубец О.П. Член редколлегии ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Корзо М.А. Зав. редакцией ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Платонов Р.С. Редактор ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН).
  • Платонов Р.С. Научный редактор молодежной редколлегии «Электронного научного издания Альманаха Пространство и Время» (Москва).
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии и редакции, научный редактор ж. «Этическая мысль» (Институт философии РАН, Москва).
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии ж. «Ведомости прикладной этики» (НИИ ПЭ ТюмГНГУ, ISSN 2307-518х, включен в РИНЦ)
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии периодического On-line издания «Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого» (свидетельство о регистрации Л № ФС77-53025 от 04.03.2013 г.; ISSN-2304-4772 (включен в РИНЦ).
     

Члены редколлегий и редсоветов зарубежных журналов

 

Члены международных экспертных организаций

 Эксперты РГНФ, РФФИ, РНФ, Минобрнауки и др.

  • Апресян Р.Г. Эксперт РФФИ.
  • Апресян Р.Г. Эксперт РНФ.
  • Апресян Р.Г. Эксперт РАН, Сертификат № 2016-01-1458-8537.
  • Апресян Р.Г. Член Президиума ВАК (01–10.2017).
  • Апресян Р.Г. Эксперт НИУ ВШЭ.
  • Апресян Р.Г. Эксперт НИОКР.
  • Максимов Л.В. Эксперт РАН, Сертификат № 2016-01-6042-0606.
  • Прокофьев А.В. Эксперт РАН, Сертификат № 2016-01-1492-6945.

 

IX. Выступления в СМИ

  • Апресян Р.Г. Этика и революция. – РБК, http://www.rbc.ru/spb_sz/04/11/2017/59fc83719a79477dc9c4e601
  • Апресян Р.Г. Выступление «Императивность – репрессия – автономия», Библиотека им. Ф.М. Достоевского, 14 декабря 2017 г. (соавт.: И.А. Михайлов, вед.: Ю.В. Синеокая).
  • Гаджикурбанова П.А. Выступление «Этический натурализм в концепциях стоиков и Спинозы», библиотека им. Ф.М. Достоевского, 25 мая 2017 г. (соавт.: А.Г. Гаджикурбанов, вед.: Ю.В. Синеокая).

X. Информация об аспирантах, диссертациях

Научное руководство 

  • Гаджикурбанова П.А. Руководство диссертационной работой А.И. Кигай (аспирантура Института философии РАН, 1 год обучения)
  • Прокофьев А.В. Руководство кандидатской диссертацией. Якушев Л.В. «Современные трансформации теории справедливой войны» (Философский факультет, МГУ имени М.В.Ломоносова).

Членство в диссертационных советах других организаций

  • Максимов Л.В. Член диссертационного совета Д 501.001.09 (МГУ)
  • Прокофьев А.В. Член диссертационного совета Д 501.001.09 (МГУ)


Отзывы

  • Апресян Р.Г. Отзыв официального оппонента на диссертацию Арутюновой К.Р. «Психофизиологический анализ закономерностей актуализации индивидуального опыта при моральной оценке действий», представленную на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 09.00.02 – «психофизиология» (Институт психологии РАН, 28.12.2017).