Институт Философии
Российской Академии Наук




  ПАРФЕНЬЕВСКИЕ БАБЫ, ИЛИ АНТРОПОЛОГИЯ ЖЕНСКОГО ТЕЛA
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики » Сотрудники » Чеснов Ян Вениаминович » Персональный сайт Я. В. Чеснова » Книги » ПАРФЕНЬЕВСКИЕ БАБЫ, ИЛИ АНТРОПОЛОГИЯ ЖЕНСКОГО ТЕЛA

ПАРФЕНЬЕВСКИЕ БАБЫ, ИЛИ АНТРОПОЛОГИЯ ЖЕНСКОГО ТЕЛA

Национальный комитет по Виртуалистике
Национальное общество Виртуалистики

 

ТРУДЫ

ЦЕНТРА ВИРТУАЛИСТИКИ

Выпуск 23

ТРУДЫ ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 

 

Редакционный совет:

Яновский Р. Т. (председатель), Волошина И.А., Зеленко Б.И., Носова Т.В.Пронин М.А., Чумаков А.Н.

 

 

Российская Академия Наук


Центр виртуалистики Института человека РАН


Министерство труда и социального развития РФ


Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

 

Я.В.Чеснов


ПАРФЕНЬЕВСКИЕ БАБЫ, ИЛИ АНТРОПОЛОГИЯ ЖЕНСКОГО ТЕЛA


Москва
Издательство •• Путь •• 2003

 

УДК 610 ББК 58
Ч 51

Центр виртуалистики благодарит ЗАО «СОМЭКС» и ООО «Коломенское производство полиуретанов» за оказанную поддержку

 

Книга издана при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда. Проект 01-03-00076a

 

Ч51      Чеснов Я.В. Парфеньевские бабы, или Антропология женс­кого тела. Виртуальный сценарий. - М., 2003. - 28 с. - (Тр. Центра виртуалистики. Вып. 23).

в книге представлена практическая разработка виртуального подхода к человеку на примере антропологии женского тела. Автором показано, 'по тело не только эротично, но и духовно. Тема, заявленная автором, рас­крывается на его личном наблюдательном этнографическом материале, собранном в Парфеньевском районе Костромской области.

Адрес центра виртуалистики: 119992, Москва, Волхонка 14, к. 202 Тел. (095) 203-01-69

E-mail: nsv@ich.iph.ras.ru

http://ich.iph.ras.ru

WЕВ-дизайн — www.yans.ru info@yans.ru

                                                                            © Центр виртуалистики ИЧ РАН. 2003
ISBN 5-93733-026-9                                         © Чеснов Я.В., 2003

 

 

 

Парфеньевские бабы, или Антропология женского тела

Виртуальный сценарий

1.Концепция женской культуры

Общество и по сию пору мало чего в сущности знает о женской культуре. Конечно,  имеет место тайна. За разглашение некоторых гендерных тайн  древнегреческих мистерий чуть не поплатился сурово великий драматург Эврипид.

 

Механизм сокрытия  женских тайн образуются изыманием их из публичности, из сферы официальной «высокой культуры». Делают это мужские патриархальные структуры. Этнограф-профессионал, изучающий  женскую культуру, становится носителем подобных тайн. Получает ли он право их разглашать?

 

Но помимо этой внешней стороны есть еще внутреннее ядро гендерной тайнописи - это способ существования подобных обрядов.  Потаенные обряды, исполняемые, скажем, женщинами Парфеньевского района Костромской области, иногда древнее древнегреческих,  потому что сохраняют индоевропейское наследие, общее, например, у славян с кельтами. Есть связи с культурами Кавказа и Ирана.  Такая сохранность была обеспечена  ритуальной закрытостью (эзотеризмом).

 

Есть еще третий и, может быть, самый главный аспект  женской культуры - она виртуальна, т.е. она здесь и теперь, а потом ее как бы и нет. Она порождается ситуацией. Дионис знал женские тайны и владел их искусством. На сцене античного театра появлялся актер, который должен был играть Диониса, надевал  его маску с огромными глазами и говорил: «Я пришел». Дионис был именно женским божеством. Его культ носил мистериальный характер.  Сама женская культура мистериальна, т.е предполагает восприятие ее тайн посвященными, видящими суть за вуалью обыденности.

 

В целом суть проблемы  не столько в ее неоспоримой сложности , сколько в современном   господстве патриархальных ( маскулинных) стереотипов  восприятия  нашей реальности. Эти восприятия ей вовсе не -адекватны. Да и наука о человеке  столетиями изучала  только мужскую культуру, только ее и знает. Вот и получилось, что женская культура оказалась вне «высокого»  официального уровня и тем самым ненужной для статуса образованного человека. Времена тем не менее изменились, ощутима не только потребность понять женскую культуру, но и к ней приобщиться.  

 

Цель настоящего фильма просветительская - она направлена против мужских стереотипов потребительского отношения к женщине. Трудности на пути к этой цели порождены  самонадеянностями господствующих взглядов, ищущих в мифе источник власти и знания для утверждения  гендерного господства.

 

Для таких потребностей  подходит рассмотрение мифа как нарратива ( рассказа) о событии, имевшего место в прошлом. Подобный нарратив,  как правило ложный, это насилие, которое осуществляется через  мифологические справочники.  

 

Первый нарратив принадлежал Адаму. Когда Господь спросил его, ел ли он, то Адам ответил следующее: «Та, которую ты создал, мне дала и я ел». Что сказал Адам? Что виноват не он, а Ева и что ответственность за все несет Всевышний. Ничего нового голос первого мужчины в мир не принес, разве что  лукавство. 

 

Библейская история с Аврамом и его готовностью пожертвовать первенцем наполнила человеческую речь ответственностью. Господь позвал Аврама и тот ответил: «Вот я». Буквально было сказано «Узри меня». Это ведь аналогично дионисову «Я пришел». За эту готовность быть ответственным Аврам стал Авраамом. Впервые была обнаружена визуальная однозначность аристократического поведения. Из  жертвоприношения Авраама следует, что  в человеке есть  невидимая ни для кого сущность, обнаружить которую позволяет он сам и  тому, кому нужно.

 

Женщина учит нас видеть в обыденном мистериальное и жертвенное. Женские обряды визуальны и в силу логики тайны предназначены видящим. Женские обряды потому тайны, что их не рассказывают, а показывают  и то в нужное время. Мужские нарративы , к которым мы все привыкли, в отличие от женских обрядов и мифологии рассказываются и поэтому в иллюстрирующих их обрядах четче выражен повествовательный сюжет.

 

Зато в женских мифах и обрядах  усилено драматическое действие. Трагизм или радость жизни достигают  здесь апогея. Эстетика женской культуры  слита с этикой жизни.  Эстетика строится здесь путем  кратковременного приоткрывания тайн, после которого занавес бывает снова  опущен.

 

В мерцании женской обрядности выражены состояния человека (его личностность) и конкретность ситуации. Это и есть женская судьба, женское счастье. Как чудо и мгновение. Мужская судьба - серия поступков, приключения вроде странствий по земле или морю Одиссея или Энея. Женское мифическое деяние сосредоточено в данном месте и в данный момент. Женская тайна конкретна. И только за вуалью повседневности,  строя сравнительно-антропологическую композицию из мирового материала, можно обнаружить  ее таинственный смысл.  Или просто увидеть и изумиться.

 

Женское тело визуальнее мужского  тем, что более цельно и пластично. Мужское функционально и  потому как бы разъято.  Но рожать может только цельное и пластичное тело. Этим оно  подлинно и достоверно. В соединении с другими телами и предметами женское тело  сценично. Ева, держащая в руке плод перед Адамом, создает мифическую жестовую сцену. Материнский жест виден на иконах Богородицы. Увидеть жесты женской культуры дано не всем, но избранным. Женская культура ориентирована на смотрящего избранника.

 

В предлагаемом фильме используется принцип Элевсинских мистерий - зритель в роли неофита, которого посвящают в тайны. Миф здесь - это не только показывание, но и смотрение. Миф-смотрение служит воспитанию личности ( так и было в Элевсине). Женские тайны подобны мистериям - это  вспышки света , во время которых человек видит композиции или действия  женщины с предметами (как  в Элевсине): в парфеньевском случае с веткой вербы, с веником или с украшенной для свадьбы лошадью. Эти действия демонстрируют нам русские женщины, жители конкретной местности, но на фоне общемировых мотивов женской культуры. Между сценами-вспышками  пустота, которая заполняется психическими ресурсами отдельного человека: один может видеть пошлость, а другой  ощущает приобщение к высокому смыслу. Просветительская сторона фильма обращена  к ресурсам личностного развития.

 

Теперь о том как  построить понимание (герменевтику) женской культуры. Мы исходим из того, что женская сакральность обыденна, как сама жизнь. Но за привычной повседневности прячутся архетипы этой жизни и архетипы самой культуры.  Антропологический прием их раскрытия заключается в кинематографическом анализе композиций. Стробоскопический эффект киноискусства надо сделать методом антропологии. Она обнаруживает , что в бытовых, казалось бы, рутинных явлениях скрыты изначальные и огромные мысли человечества. Самая большая из них - этика женского плодородия и материнства.

 

Конечная цель фильма  в том, чтобы вызвать у зрителя потрясение  (катарсис) от сознания того, что человеческое тело свободнее интеллекта,  что человек живет в  исконном мире женских тайн, о которых он до этого даже не догадывался. Доведение до сознания  заглушенных основ женской культуры должно  перестраивать стереотипы господствующей мужской авторитарной культуры.

 

Сценарий

2.Роль  женщины в культурогенезе

Сцена. На экране  фигуры муз ( римские копии греческих оригиналов 3-2 вв. до н. э. из Эрмитажа.)

След. кадр: три музы из сокровищницы Лето (30-320 гг. до н. э.) След. кадр: Картина «Три музы»  Э. Лесюера ( Лувр).

След. кадры: Женщины в селе Парфеньево. Они идут. Стоят беседуют. Нашев нимание обращено на композицию их тел.. Когда они мирно беседуют, то не стоят фронтально (Такая поза антагонистична; женщины соят обычно к друг другу чуть боком). 

След. кадр: Хариты. Из музея в Кирене (3 в. до н. э.) След. кадр:Три грации из Помпей ( 1 в.). Неаполь.

След. кадр: Ряды черточек с утолщениями с одной стороны из палеолитических пещер (Франция).

Голос диктора. Искусство раскрывает большую женскую тайну -  их тела становятся говорящими  в композиции: друг с другом или с каким-то предметом. Композиция -  это вид ритма или смысла. И наоборот, смыслом является ритм - продолжение движения, продолжение самой жизни. Когда женщины беседуют, они творят устно нити и ткани речи аналогично  тканью холста на ткацком стане.

 

Сцена. Женщина, ткущая  за ткацким станом.

 

Голос диктора. Обратим внимание на ритм движений женщины. Все женские работы  гораздо более ритмичны, чем работы мужские. Сильные удары берда, сплачивающие ткань, породили странное явление в женской этнографии: ритуальные удары. В некоторых местностях при первых менструациях дочери  мать  бьет ее по щеке: сколько пальцев отложится, столько дней  будет «гости» - женское тело цельно, поэтому изменения приходят извне.  Невеста тоже получает свою порцию ударов, в бане ли, а то  и плеткой (слегка, конечно) в южнорусском обряде.  Удар - это сконценрированный ритм.

 

Сцена. Стена палеолитической пещеры , на которой видны серии вертикальных черточек.

 

Голос диктора. Древнейшие известные нам  изображения женщины - это ритмические серии черточек на стенах  пещер древнего каменного века (клавиформы). Из  мифологических компендиумов можно выщелушить факт, что женские божества множественны, часто создавая явный ритм, тройственны: древнегреческие  хариты и музы, кельтские три богини, славянские рожаницы...

 

Сцена.( Звучит  музыка Альбениса или Сарасате). На экране черно-белое изображение женщины, собирающей на дереве дикий мед.

 

Голос диктора. А вот женщина в композиционной сцене со своей исконной корзинкой. Это наскальное изображение женщины из Испании, добывающей на дереве дикий мед. Ему несколько тысяч лет. Ее удлиненное тело, композиция с деревом, шарообразность корзины и роя пчел - все  отсылает наши ассоциации к круглому своду  высокого неба. Устремленность к небу объясняет, почему так очаровывает пленительной красотой удлиненное женское тело  на картинах   Модильяни.

 

Сцена. Картина А. Модильяни «Обнаженная на белой подушке» (1917г.) След. кадр: Древнеегипетская богиня неба Нут с удлиненным телом, покрытом звездами, и с большой грудью ( Ок.. 1000  до н. э.) След. кадр: Богиня Нут с крышки саркофага (1 тыс. до н. э.). У нее удлиненное тело и большие груди.

 

Голос диктора. Женское тело в его архетипе вертикально. Оно как бы часть линии, связанной с небом, а если не вертикально, то оно - само небо. Или же небо поднялось  над землей из-за  женщины, по мифам разных народов. Но оно осталось пространством женских символов. Там течет Млечный путь, а народы Кавказа видят в нем просыпавшуюся солому  от  брачной постели женской богини. Небесный избранник - луна или месяц - мыслятся первым мужчиной женщины. Напомним, что  этому ночному светилу (латинское «менс») обязано название менструаций. Связь с небом закреплена в вертикальности народной женской анатомии: у  парфеньеских женщин считается, что плод развивается под сердцем. А перед родами он опускается вниз. Говорят: «У сердца лежало, у гузна болело». Примерно такая же поговорка есть у абхазов. И еще у абхазов женщина, которая всю ночь обслуживала застолье, может сказать о себе «Я, как палка, стояла».

 

Сцена. На экране снова рисунок в виде ритмического ряда черточек с утолщениями посередине из палеолитической пещеры.

 

Голос диктора. У Модильяни были соперники, о которых он, очевидно и не подозревал. Речь идет о  древнейших людях - неандертальцах. Они только пробовали пальцем проводить по глинистой стене пещеры линии.  Клавиформы -серии черточек привлекли внимание ученых. В них увидели  доказательства первых освоений рисунка, ритма и композиций. Короче, стало ясно, что первым людям уже было присуще художественное чутье. Ритмические композиции основаны на гармонии .

 

Но вот что сейчас нас интригует. Исследователи , обратив внимание на утолщения у черточек, стали говорить , что это изображения женщин, где выпуклости передают толи  беременность, толи  большие груди. В более поздние эпохи есть изображения женщин не обязательно беременных. Но идеал развитой груди останется навсегда до времени Мэрелин Монро, Бриджит Бордо и Софи Лорен.

 

Сцена. Изображения женских статуэток в виде стержней с большими женскими грудями (Дольни-Вестонице.Моравия). След.  кадры из кинофильмов с упомянутыми кинозвездами.

 

Голос диктора. Этнографически  показанная вертикальность женского тела, оказывается, была известна уже людям самых древних культур. Это, как мы выяснили, ориентация  к небу. Сугубо, оказывается , человеческое качество. Тогда, быть может, пышная грудь, привлекающая мужчин, чисто биологический эрогенный признак? Но поговорим еще о вертикальности.

 

Сцена. Картина, изображающая русскую красавицу (Кустодиев или Машков). След. кадр: идущие женщины в Парфеньево. Внимание камеры на плавную  величественную, т.е.  с выпрямленным торсом походку. След. кадр: женщина через голову надевает юбку.

 

Голос диктора. Вертикальность женского тела , устремленность его в космос понимали  с древности. На этом основаны многие женские бытовые ритуалы. Возьмем в качестве примера обращение с одеждой. Юбка - это ткань, из которой соткана вселенная, или символ неба. Поэтому положено юбку надевать через голову - иначе грех.

 

Вертикальность и космизм стали основой  русского идеала женской красоты: во лбу звезда горит, гибкий  (т.е. растительный) стан, плывущая походка (нижний  космический уровень - водная стихия: «походка - плывет по морю лодка»). Женская красота не функциональна, она абсолютна, она из космоса, для космоса.

 

А большие груди переводят эту красоту в горизонтальное пространство, чтобы она была понятна мужчинам.

 

Сцена. Звучит танцевальная музыка. На экране изображены пляшущие женщины с наскальных  изображений Кобыстана ( Азербайджан. Несколько тысячелетий до н. э). След.. кадры: проходят серии роскошных древних сосудов из разных местонахождений (неолит Кавказа, трипольская культура на Украине, китайская крашеная керамика, античные вазы, сосуды мезоамериканских культур и т.д.). На некоторых сосудах вылеплены большие женские груди. Следующие кадры: женщины разных стран за традиционными ткацкими станками, образцы орнаментированных тканей.

 

Голос диктора. Человеческая мысль беспредельна, но и опасна. Еще в Шумере  было сказано, что знания рождают печаль. Смысл сентенции в том, что деятельность нуждается в рамках, в ограничениях. Глядя на эти памятники древности  приходишь к выводу, что женская тематика была обязана поискам целесообразности  среди буйства мысли и  разнообразных мотивов деятельности. Всевидящее небо сначала было женским, лишь с появлением государств стало мужским. Женские символы, оставшиеся на земле,  стали тогда напряженно  вырожать идею порождения жизни.

 

Сцена. Картина Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна»

 

Голос диктора. Великая роль женщины состояла в ограничении  беспредела мысли и действия, иначе говоря, в закреплении жизненно необходимых смыслов. А для этого она использовала  способность к деторождению и к дарованию жизни материнской грудью. Деторождение - смысл самой первой картины мира, построенной усилиями  человечества. Эта картина сразу была эстетичной. Первоначально она вытанцовывалась  женщиной,  вылеплялась ею в виде керамического сосуда, была ею выткана, расписана как мотивы сценария жизни. 

 

Космичность первой картины мира  принуждала мужчину  стать культурным.

 

3. Русские женщины и богиня  Артемида


Сцена. В деревенской бане моются три женщины. Их тела видны до пояса - они как бы рождаютя из темноты. Особое внимание камеры на большие груди. Следующий кадр: палеолитические Венеры (виллендорфская из Австрии, костенковская из Украины, мальтийская из Сибири).

 

Голос диктора. В основу  нашего фильма положена  женская сокровенная культура  жительниц Парфеньевского района Костромской области. Тайны этой культуры - лейтмотив нашего фильма. Этнографически раскрываемая суть этих сцен оказывается сопоставимой  не только с античными обрядами, но и с бытом более древних эпох. Скажем, парфеньевский идеал женской красоты  представлен в грудастых образах палеолитических Венер.

 

 

Сцена. Уличная картина села Парфеньево.  Внимание камеры на стати женщин.

 

Голос диктора. В Парфеньеве  красивой считается  женщина с большой грудью.  Девочки, чтобы она хорошо развивалась, смазываются куриным пометом, который используют также для лучшего роста волос на голове. Понятно, почему кое-где считается, что грудь будет больше, если тереть ее мужской шапкой. Считается также, что грудь будет большой, если есть много капусты - это магия подобия: груди должны быть похожи на кочаны капусты. Вообще-то капуста несет эротическую символику еще потому, что она поспевает ко времени осенних свадеб. Отсюда и убеждение, что еда капусты влечет любовное возбуждение.

 

Это культурное растение появилось в Средиземноморье несколько тысячелетий назад. Но  идеал парфеньевских дам еще более древний иероглиф. Он идет от начала человеческой истории вообще и явно связан с материнством.  

 

Сцена. Выступление женского хора в Парфеньеве. Женщины одеты в сарафаны.

 

Голос диктора. Сарафан - юбка, спускающаяся от грудей, - древняя одежда индо-европейцев, известная, например, в Иране. Происходит она от шнура, повязанного женщиной под грудями. У африканских народов  такой шнур у женщины с обнаженным торсом говорит о том, что она не замужем. Это связано все с теми же эмбриональными  взглядами, согласно которым зародыш развивается в верхней части тела, а перед родами опускается вниз. В архаических культурах девушка носит повязки: в жарких странах  упомянутый шнурок, а там, где тело прикрыто одеждой, повязку на голове. Это значит, что она нерожающая и безмужняя женщина, а вовсе не девственница. Шнур под грудями как раз говорит о том, что зародыши в теле девушки не должны опуститься вниз в родильное положение.  Знаменитые кносские богини со змеями, изображенные в сарафанах с большими открытыми грудями - незамужние Великие богини.

 

Сцена. Статуэтка из святилища дворца в Кносе ( 1600-1580 до н. э.)

 

Голос диктора. Парфеньевские  женщины дочери тех великих богинь.

 

Сцена. Богиня  Артемида с краснофигурной вазы..

 

Голос диктора. Мы теперь понимаем, почему у древнегреческой богини охоты Артемиды на краснофигурной амфоре изображена большая грудь - ведь она из разряда незамужних женщин. И лишь мужская мифология сделала  Артемиду воинственной девственницей, видя в ее нетронутости символ политической целостности общества. Более интересно для нас соотнесение Артемиды с животным миром.

 

Сцена. В кадре северный рушник с вышивкой, где  женщина стоит между двух коней.

 

Голос диктора. Вышивка - это своеобразный иероглифический знак древнего письма. Фигура  женщины с конями сообщает нам, что  в истоках человеческой культуры  женщина должна была понять себя не через мужчину, а через животных. И вот тут-то мы переходим к самому интересному.

 

Сцена. В сумерках ( так положено,  чтобы их никто не видел) сваты пробираются к дому невесты. Они несут знаки  их роли: на свате рушник, повязанный через плечо, а на руке сватьи шаль. Они громко стучат в окно. Далее следует сцена шумного свадебного застолья.

 

Голос диктора. Мир был соткан. Ткань - символ начального момента творения. Среди нитей основы и утка есть две  - парня и девушки - их будут стараются связать сват и сватья. А громкий стук - это мировой шум, означающий хаотическое состояние начала творения. Шум будет сопровождать все этапы сватовства и свадьбы. На Руси считается, что шум отгоняет злые силы. Так и повсюду. Но на Кавказе  по поводу  криков около спальни новобрачных, забрасывания туда кур и кошек добавят, что в этой ситуации молодой должен не сплошать и проявить  свои мужские способности.

 

Но потом женщина приберет ночное время в свои руки. В этом смысл малопонятного обычая у абхазов: если ночью кто-то постучит в дом, первой к двери должна подойти хозяйка, а не хозяин. Она должна позже всех лечь спать и раньше всех встать. Ночь принадлежит женщине. Таинсвенные обряды древнегреческих женщин  в честь Афины проходили ночью. Ночью прядет свою пряжу древнерусская  женская богиня Мокошь.

 

Сцена. В ночи голые женщины собирают лекарственные травы.

 

Голос диктора. Ночное бодрствование женщины обеспечивает всякое благополучие, включая и здоровье. Поэтому у славян на Ивана Купала женщины обнажившись собирали лекарственные травы.

 

Женская нагота вообще порождает магию плодородия. На Руси положено было некоторые огородные культуры сажать  в нижней рубашке. А сейчас в Абхазии гость , если он хочет похвалить аджику, сделанную хозяйкой,  может сказать: « Ах, хороша аджика! Хозяйка, наверно, ее делала без трусов». У осетин считается, что едкий лук и чеснок растут у женщины, которая сажала их без штанов. И уж прямо о плодородии говорит обычай  девушек у лужицких сербов (славянский народ на востоке Германии) , когда они голыми обегали льняное поле два раза со словами «Лен, лен, друг, вырасти до моих бедер, до моей груди, и тут остановись».

 

Теперь нам становятся понятнее строки  поэмы о Гайовате, принадлежащей  Лонгфелло, где. герой обращается к богине Миннегаге:

 

Раз, когда посев был кончен,

Рассудительный и мудрый

Гайовата обратился

К Миннегаге и сказал ей:

« Ты должна сегодня ночью

Дать полям благословенье;

Ты должна волшебным кругом

Обвести свои посевы,

Чтоб ничто им не вредило,

Чтоб никто их не коснулся!

В час ночной , когда все тихо,

В час, когда все тьмой покрыто,

В час , когда Дух сна Нэпавин,

Затворяет все вигвамы,

И ничье не слышит ухо,

И ничье не видит око, -

С ложа встань ты осторожно,

Все сними с себя одежды,

Обойди свои посевы,

Обойди кругом все нивы,

Только косами прикрыта,

Только тьмой ночной одета.

И обильней будет жатва;

То следов твоих на ниве

Круг останется волшебный».

 

Сцена. Раннее утро, почти ночь. Туман. Большой двухэтажный дом в Костромской области. Слышны звуки от ведра- подойника, затем от струй молока. Женский голос: «Доча, Доченька. Славница моя».

 

Сцена. Открывается со скрипом дверь хлева. Из хлева выходит  корова, затем женщина. У нее в руках ветка. Касаясь ею животного, хозяйка направляет корову к стаду, уже идущему по улице.

 

Голос диктора. В руках у женщины мы видим вербу, которая была освещена на Пасху в церкви. Эта ветка магически защищает животного от злых сил. Такой веткой положено было бить и людей для сообщения им здоровья. Приговаривали: «Не я секу, верба секет, расти да половей (созревай)». В случае бесплодия женнщины ели почки вербы.

 

Но почему ветка видна в руке древнегреческой богини Артемиды, преследующей диких животных?

 

Сцена. На экране фрагмент росписи краснофигурной амфоры, датированной 520 г. до н.э., хранящейся в Берлине. В руках богини видна трехчастная ветвь растения.

 

Голос диктора. По греческому мифу Артемида родилась  раньше своего брата Аполлона. Она сразу стала помогать родиться брату. Поэтому девственница Артемида стала богиней родовспоможения. Древнегреческий миф живет в восточнославянской этнографии: при трудных родах роженицу перешагивала девственница.

 

У Артемиды решительный, агрессивный характер. Она строго следит за состоянием животного и растительного мира. Святилища Артемиды часто располагались возле водных бассейнов. И тогда она считалась растительным божеством.

 

Но странное дело, имя Артемида переводится с греческого как «медвежатница». В самом культе Артемиды эта богиня представлялась медведицей.  Жрицы Артемиды в ритуальном танце надевали медвежьи шкуры и считались медведицами. В мифологии народов мира медведь находится в особых отношениях с женщиной. Он часто вступает с ней в супружескую связь. Медвежатница Артемида девственна в том смысле, что она не является партнером мужчины.

 

Есть другой аспект культа Артемиды. О нем свидетельствует название первой детской рубашки ребенка - «медвежья» у абхазов (у тюркских народов она «собачья»), у чеченцев «перьевая». В некоторых случаях в детскую люльку до ребенка кладут кошку или собаку. Все это говорит за то, что медведь - это первое звено той эмбриональной цепи, в которой находятся Артемида со своим братом Аполлоном. Охота Артемиды, ее бег за зверями - это извлечение эмбриональной цепи зародышей, которые появляются на свет  сами собой, без помощи мужчины.

 

Сцена. Играет парфеньевский гармонист поет  озорнную частушку о девушке и медведе.

 

Голос диктора. В этой частушке медведь оказывается враждебен сексуальным вожделениям мужчины. Сколько  лет  этой идее? Она старше      даже современного вида человека. И восходит к тем временам, когда первобытные люди с риском для жизни сражались с пещерным медведем.

 

Сцена. Тот же гармонист поет  озорныые частушки того же характера о  женщине и медведе.

 

Голос диктора. Есть еще другие смыслы  у этих хулиганских частушек. Медведь - это внутреннее звериное тело человека, т.е. одна из форм его сознания. Фрейд сказал бы - бессознательного. И с ним, с этим звериным телом, человеку надо соединиться. Движение к этому телу, оказавшемуся вовне,  идет от абсолютной точки, в которой находится  женщина. Старушка в Парфеньеве, указывая на рассыпавшиеся монетки, о ближайшей из них говорит: «Вон». О  более удаленной: «Вон-де». О далеко укатившейся: «Вон-де-ткать». Женское тело здесь выходит из центра. Мужское мыслиться стремящимся туда проникнуть.

 

Сцена. Во время свадьбы из голбца (запечного чулана) вожжами тащат свиную голову. Этот обряд называется в Парфеньеве «тащить черта». Поют эротический вариант «Дубинушки».

 

Голос диктора. Этот обряд символически передает выявление в женщине ее внутреннего звериного тела. Оно должно пойти впереди ее собственной эмбриональной цепочки зародышей, они должны последовать за звериным телом. В сущности все этапы свадьбы показывают ту или иную ассоциацию невесты с этим  звериным телом. Что касается  свиной головы, то уж очень обряд с нею близок воззрениям древних кельтов, у которых кабан играл роль животного преисподней. У древних германцев кабан символизировал однонаправленность времени, так как кабан роет в земле борозды в одну сторону.

 

Что касается помещения за печкой, то это место, где можно воздействовать на человеческую жизнь. Колдуны туда помещали выкопанный след человека и  там заговаривали его. Около печи женщины рожали,  кстати, на коленях, держась за веревку, перекинутую через печной брус. Есть  мужское выражение для полового акта «слазить в печь».

 

Вернувшись к сути свадебных обрядов отметим, что время женщины витально и линейно, чем отличается от циклического хозяйственного времени мужчины.

 

Сцена. Красиво   убранная лошадь везет  в  повозке невесту и ее сопровождающих.

 

4.Женская мечта о доме  и о мужчине

 

Голос диктора. Это одна из загадок свадебного обряда - невесту всегда положено везти на том или ином виде экипажа: на тройке, в телеге, или в арбе запряженной быком. Сейчас все это заменилось автомашиной.

 

Сцена. Свадебный картеж автомобилей.

 

Голос диктора. В свадебных обрядах, доживших до современности, чувствуется   связь лошади со состоянием невесты. У адыгов на Кавказе сват в дом родителей невесты въезжает на коне. Тот же обряд сохранился у немцев Западной Сибири. Там коня даже    тренируют, чтобы он подгибал ноги, проходя в дверь. Эти немцы переселились с Волыни на Украине. Очевидно там, в причерноморских степях, где была впервые одомашнена лошадь, лежат истоки  этого обряда. Но история еще древнее.

 

Сцена. Роскошные изображения лошадей из палеолитических пещер (Пеш-Мерль, Нио, Ляско - Франция).

 

Голос диктора.  Этим росписям десятки тысяч лет. Из-за их роскоши долго даже не верили, что это творение рук первобытного человека. В глубинах пещер есть изображение женщины, которых гораздо больше, чем мужских. В святом деле порождения жизни мужчина как бы и не нужен. Близко от  изображения женщин находится изображение быков. Лошади помешены у самого входа в пещеру. Лошадь - это знак выхода женщины из девичьего состояния, знак выхода в чужой внешний и поэтому мужской мир.  Бык теснее связан с исконным состоянием женщины.

 

Сцена. Картина В.Серова «Похищение Европы».

 

Голос диктора. Эта одна из лучших иллюстраций истории о Зевсе, превратившегося в быка. Но это тот самый бык, который увозит в арбе кабардинскую княжну к ее жениху. У балкарцев на Кавказе невесту положено вводить в дом жениха по бычьей шкуре. Ранние арабские авторы писали о том, что в Дагестане был свадебный обряд, когда жених овладевал невестой на свежесодранной шкуре быка.

 

В этих обрядах бык ассоциирован с луной - своими изогнутыми рогами и раздвоенными копытами. Бык здесь заменяет лунное существо, мужчину, который вызвал ее первые менструации. Поэтому они так и называются - по имени луны.

 

Сцена. Свадебное застолье в Парфеньеве. Жених и невеста сидят на двух   овчинах  шкурами вверх.

 

Голос диктора. В Парфеньевском свадебном обряде есть момент, когда жених и невеста сидят на двух овчинах шкурами вверх. В некоторых местностях перед крещением на тулуп кладут младенца. Это  исторически более  поздние обычаи, восходящий к бычьей шкуре, но теперь они стали считаться магическим средством обеспечения плодородия женщины и здоровья ребенка.

 

Сцена. Парфеньевская женщина в саду, на огороде.  Следующий    кадр. Снова фигура Артемиды с греческой вазы.

 

Голос диктора. Мы установили  уже почему зверь убегает от Артемиды. Но сейчас снова рассмотрим ветку в ее руках. Это трилистник, которым согласно мифу богиня кормила своих оленей. Растение или плод  в руках женщины - типичная мифологическая композиция. Вспомним раздор богинь из-за яблока Париса. Знак растения  - плод с древа познания  - оказался в руках и у Евы.

 

Сцена. Фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы. Следующий кадр «Адам и Ева» - фреска Рафаэля. Следующий кадр - «Грехопадение» Тициана. Следующий кадр: снова таже парфеньевская женщина, которая с веткой вербы выгоняла корову.

 

Голос диктора. В руках женщины всегда растительные знаки. На весенних обрядах с изображением Костромы в руках у нее была ветка дуба. Есть много мифов о происхождении домашних растений из тела женщины. К примеру, кукуруза у абхазов считается появившейся из капель материнского молока, упавших на землю. В растительных знаках у женщины надо видеть еще одну символику - символику земли.

 

Сцена. Снова раннее утро в парфеньевской деревне. Женщина поднимается с постели. Идет умываться, что делает раздетой до пояса. Умывшись изо рта пускает струю воды  между грудей.

 

Голос диктора. В мифологическом смысле земля - это твердость. Твердая земля образует берега для воды. Женские груди - берега для воды. Обряд с водой, пущенной между грудей, парфеньевская женщина исполняла, если она спала одна, без мужа. Ритуально мужчина наполняет женщину влагой. У древних греков, да и сейчас в мифах на Кавказе в воде сосредоточена мужская оплодотворяющая сила. Хранилище для влажной субстанции женские груди. В частности  поэтому они должны быть большими и твердыми. Это подчеркивается в выражении «Груди как сионские горы» - комплемент женщине. Вот откуда сказочный оборот о кисельных берегах и молочных реках: кисель у древних греков, а до еще недавних пор в парфеньевских деревнях был твердым - его резали ножом.   

 

Сцена. Слобода Ложково около села Парфеньево. Девушки убирают с улицы крапиву, граблями гребут мусор.

 

Голос диктора. Женщина всегда порождает человеческую среду, подметая землю. На Кавказе, если девушка подметает  улицу перед воротами, это означает, что она невеста. Даже у африканских бушменов, не знающих земледелия, женщина для себя и мужа устраивает ночлег, подметая площадку, находящуюся за двумя воткнутыми в землю палками. Это двери будущего дома. Потом, в настоящем доме, женщина будет не просто подметать пол, но выражать архетипический идеал жилища.

 

Сцена. Парфеньевский дом. Женщина подметает и моет  пол.

 

Голос диктора. Домом в древности была очищенная площадка. Убирать дом  положено только до обеда. Мести и мыть начинают от икон, двигаясь к порогу. Только после покойника делают это от порога к иконам. Когда-то мусор из избы не уносили, а сжигали в печи. Известная пословица о том, чтобы не выносить мусор из дома - это указание на очаг, в котором пребывают  зародыши детей. В чувашских верованиях прямо утверждается, что дети появляются из сора. Т.е. женский архетип плодородия перетекает в архетип жилища.

 

Сцена. Парфеньевский свадебный обряд с разбиванием глиняной корчаги. Невеста подметает содержащийся в корчаге мусор и подбирает монеты, выпавшие оттуда.

 

Голос диктора.  Разбитый на свадьбе горшок или тарелка сейчас воспринимается как пожелание счастья. Но в обряде скрыт еще и родильный смысл: считалось, на сколько кусков разобъется тарелка, столько детей будет  у молодой. В Парфеньеве обряд разбивания и подметания мелко топором порубленной соломы  называется «дрянить невесту» («дрян» - местное слово для мусора). Мусор - таинственная субстанция, наполненная жизнью. Мести его надо к печи. В старинных чувашских верованиях прямо говорилось, что дети появляются из домашнего сора. Вот почему «сор из избы нельзя выносить».

 

Но где же, в конце концов, суженый, он-то каков? Какие у него качества и задатки? А никакие.

 

Сцена. Прялка с изображением жениха. Он на коне или едет на тройке.

 

Голос диктора. Его образ чаще всего невыразителен. Мы-то уже знаем, что важнее его конь, чем он сам. Но живет однако в девичьей душе мечта о  принце или даже женихе небесном.  Этот идеал неэротичен. Есть он и в нашей парфеньевской культуре. Это святой Егорий.

 

Сцена.  На экране  кадр за кадром проходят иконы святого Георгия.

 

Голос диктора. Святого Георгия  на Руси в крестьянском быту  прозывают Егорием. А  по происхождению этот образ скорее аристократический. Огромная популярность Егория говорит   именно об аристократической ноте в этническом мировоззрении русского народа. Святой Георгий еще при киевском князе Ярославе Мудром считался  небесным покровителем государя. Потом он стал покровителем московского государства и занял место на московском гербе. Исток легенды о святом  Георгии  в Малой Азии, где молодой полководец в 303 г. был казнен за отказ участвовать в гонениях на христиан. Это случилось 23 апреля (6 мая по-новому), который и с тех пор празднуетя  как весенний Егорьев день. Этот образ покровителя военной знати слился на Востоке  с верованиями в древнее божество растительности, которое ежегодно умирает, но весной снова возрождается. Вот эта идея  вечности жизни и сделала Егория  одним из любимых святых у русских крестьян. Пригодились воинские умения Егория - он стал охранителем  скота от волков, людей от змей. Последнее верование обязано легенде, по которой Георгий спас от дракона обреченную ему в жертву девушку. Это произошло 26 ноября, в день, который стал осенним Юрьевым днем. Поступок Георгия сделал его  носителем куртуазно - рыцарских достоинств. Как было показано академиком  Вячеславом  Всеволодовичем Ивановым,   у древних индо-европейцев конные божества были женскими. И это - что культ Егория прежде всего женский - до сих пор  видно по парфеньевскому фольклору.

 

В стихе о Егории храбром герой космичен: «Голова у Егория вся жемчужная, во всем Егорее - часты звезды». В русских былинах звездами украшен былинный герой.  Наполненный звездами Егорий - герой ночного - женского - времени. Накануне весеннего Егория  «окликали» Егория. 

 

Сцена. Женский хор из Парфеньева поет  Егорьевские окликания.

Мы ранехонько вставали,

Белы лица умывали,

Егорья встречали,

Макарья величали.

Батюшко Егорий,

Макарий преподобный,

Спаси нашу скотину,

Всю животину

В поле и за полем,

В лесе и за лесом,

За темным леском,

За крутым бережком

Волку, медведю, старому зверю

Пень да колода, в раменье дорога

Мы Егорья окликали

Свои лапти изодрали

Под  бочаг кидали,

Чтобы наших не узнали.

 

Голос диктора. В день же Егория  девушки обходили с образами свою и соседние деревни. Они останавливались у каждого дома, иполняя молитву- окликание «Батюшка Егорий, Макарий преподобный! Спаси нашу скотину. Спаси, сохрани...». За это окликание Егория девушки получали от хозяев яйца и деньги.

 

Компания девушек - рудимент древних женских союзов - монополизирует культ Егория. Егорий - это идеал мужчины. Идеал нереален , недоступен, но существует. Нельзя сказать, какое тело у Егория - ведь тело есть, когда оно рядом, а Егорий далеко - он в лесу , в пространствах, в космосе. Он только созерцает душевное и телесное цветение девушек, испытывающих краткое мгновение полноты человеческого бытия, которое подчеркивается темой золотого века с его изобилием  чудесно появившейся пищи.

 

 В древнегреческом Элевсине участники таинств ночью созерцали ночное небо. Люди видели над собой Млечный путь - ритуально они были  внутри материнского молока, они были зародышами. Звездами эта  тема  влилась в образ Егория, у которого как будто нет тела. А тело женщины было значимым с самого начала истории. Древние художники, изображая Венер, себя мистически воспринимали зародышами,  носителями человеческого потенциала. Эти звездные небесные зародыши нуждаются в теле женщины. Происходит их встреча. И тогда  рядом с телом женщины появляется ее  продолжение и продолжение неба - ребенок. Такой, каким был любой из нас.

 

Величание мужчины-гостя происходит от егорьевских окликаний.

 

Сцена «Парфеньвские женщины величают киносъемочную группу». Звук становится тише. Появляется ночное небо с звездами. На фон ночного неба становится видна склонившаяся над землей фигура древнеегипетской богини Нут, тело которой покрыто  звездами. Эта фигура превращается в  изображение  Нут  с гейдельбергского саркофага 1 тыс. до н.э., где она предстает в виде женщины с большими грудями, держащей в поднятых руках светило. Снова звучит парфеньевский хор женщин.

Конец

Сноски

1. Отличительные особенности женской культуры рассмотрены в книге: Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное посо­бие. М.: Гардарика, 1998. - изобразительного искусства. М.,1985

2. О визуальности и сценичности тела см.: Чеснов Я.В. Визуальный концепт человека // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образова­ния. Том.Y. Вып. YII. /Под ред. В.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С.162-189

3. Данные о человеке каменного века: Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства.М.,1985

4. Этнографическое описание  быта и нравов парфеньевского населения  дано  в оческах С.В. Максимова, в свое время высоко оцененных И.С. Тургеневым. См. разные издания, например: Максимов С.В. Рассказы и очерки.М.,1987. Исследования ,  проводившиеся в 2002 г., отражены в работах: Чеснов Я.В. Культуроценоз северного района: на примере Парфеньевского района Костромской области.// Человеческий потенциал Парфеньевского района Костромской области.М.,2003. С178-216 ; он же: Антропоценоз и этнокультурная характеристика населения. Там же. С.217-252.

5. Лонгфелло Г.Песнь о Гайовате. Перевод И. Бунина.// Лонгфелло Г. Избранное.М.,1958. С.89

 

Послесловие редактора

Я думаю, что данный сценарий - событие знаменательное ... Событие в науке, культуре и простой жизни простых людей. И вот почему.

Автор брошюры Я.В.Чеснов - известный отечественный антрополог, на первый взгляд всего лишь воспользовался возможностями сравнитель­но-исторического исследования, несомненно, требующего хорошего знания мирового материала, чего мы, как читатели, зрители вправе ожидать от вы­сококвалифицированного ученого-теоретика, и, к тому же, практика, име­ющего свой собственный, личный, как теперь можно увидеть, уникальный этнографический наблюдательный материал, постоянно собираемый им в разных регионах: в Подмосковье и в Костромской области, на Кавказе и в Сибири, в Китае и в США. Одного этого было бы достаточно для привлече­ния внимания научного и культурного сообщества, широкой зрительской и читательской аудитории ... Но, вдумчивый исследователь заметит модифи­кацию этого классического для науки подхода: речь идет о его дополнении методами семиотического и герменевтического анализа. Что менее очевид­но, но наиболее живо для простого зрителя, ощущающего невозможность в каждодневной суете осознать все глубины или, наоборот. высоты обыден­ной жизни, так это то, что автор разворачивает действие сценария (фильма) опираясь на виртуальный подход к предъявляемому и им же раскрываемо­му, в буквальном смысле этого слова, материалу.

По всему видно, что жанр сценария автором выстрадан. Это не просто жажда популяризации, а результат поисков собственных методов виртуаль­ной антропологии. Последняя, как это подчеркивается О.И. Генисаретским, строится на основе зрительных восприятий (иконизма). Здесь новаторство Я.В. Чеснова состоит в стремлении применить кинематографические при­емы (с использованием стробоскопических эффектов) для раскрытия вир­туального мира женской культуры.

Хотелось бы, чтобы нашелся кинорежиссер, который бы взялся за воп­лощение сценария в кино. Тем более, что этому намерены содействовать ра­ботники Парфеньевского Дома культуры. Фильм, несомненно, был бы сво­еобразным открытием и данью благодарности русской женщине, которая доныне, в российской глубинке сохраняет вечные основы цивилизации.

М.Пронин, ИД руководителя Центра виртуалистики Института Человека РАН

 

В подготовке к изданию находятся следующие работы Я.В.Чеснова:

2. Как рождаются дети. Народная виртуальная эмбриология.

3.  Как стать долгожителем.

4.  Мир детства (совместно с Т.И.Селиной).

5.Народная медицина и виртуальное здоровье (совместно с М.А.Прониным).

6.  Мужская культура. Константы, виртуалы и секреты.

7.Винопитие как черта культуры и виртуальная проблема (совместно с М.А.Прониным).

 

1. Носов Н.А. Ошибки пилота: психологические причины. - М.: Транспорт.

1990. - 64 с.

2.  Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М .. 1994. - 196 с.

3.  Носов Н.А. Психология ангелов. - М.: ИТАР- ТАСС. 1995. - 80 с.

4.Виртуальные реальности в психологии и психопрактике /Под ред. Н.А.Но­сова, О.И.Генисаретского. - М., 1995. - 181 с. - (Тр. лаб. Виртуалистики. Вып. 1).

5. Носов Н.А., Яценко Ю. Т. Параллельные миры. Виртуальная психология алко­голизма. - М., 1996. - 128 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 2).

6. Технологии виртуальной реальности: Состояние и тенденции развития /Под. ред. Н.А.Носова. - М.: ИТАР-ТАСС, 1996. -160с.

7. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. - М.: Магистр, 1997. - 192 с.

8. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы /Под ред.

Ю.М.Забродина, Н.А.Носова. - М.: Магистр, 1997. - 216 с.

9. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы /Под. ред.

Н.А.Носова. - М., 1997. - 187 с.

10. Виртуальные реальности и современный мир /Под. ред. Н.А.Носова. - М., 1997. - 85 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 3).

11. Виртуальные реальности / Под. ред. Р.Г.Яновекого, Н.А.Носова. - М., 1998. 212 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 4).

12. Носов Н.А. Виртуальное убийство. - М., 1999. - 50 с. - (Гр. лаб. виртуалисти­ки. Вып. 5).

13. Носов Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф. 2000. - 432 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 6).

14. Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов. - М.: Путь, 2000. - 69 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 7).

15. Борчиков С.А. Метафизика виртуальности. - М., 2000. - 49с. – (Тр.. лаб. вир­туалистики. Вып. 8).

16. Юрьев Г.П. Виртуальный человек в экстремальных условиях. - М .. 2000. - 61 с. ­(Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 9).

17. Носов Н.А., Михайлов А. Н. Диагностика виртуальной образности. - М.: Путь. 2000. - 55 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 10).

18. Носова Т.В. Феномен соположения реальностей. - М.: Путь. 2000. - 62 с. ­(Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 11).

19. Носов Н.А. Не-виртуалистика: (Соврем. философия психологии). - М.: Гу­манитарий, 2001. - 56 с. - (Тр. лаб. пиртуалистики. Вып. 12).

20. Шугуров М.в. Виртуальная герменевтика. - М., 2001. - 69 с. - (Тр. лаб. вир­туалистики. Вып. 13).

21. Анисимов О.С. Дух и духовность: рефлексивно-виртуальная версия неогеге­льянца. - М.: Путь, 2001. - 114 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 14).

22. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М.: Путь. 2001. - 17 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 15).

23. Юрьев Г.П., Юрьева Н.А. Виртуальная медицина: теория и практика триалектичес­кой аретеи. - М.: Путь. 2001. - 101 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 16).

 

24. Гиренок Ф.И. Антропологические исследования: Кант и Гегель. - М.: Путь. 200 1.  82 С. - Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 17).

25. Носов Н.А. Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины. ­М.: Путь. 2002. - 140 с. - Тр. Центра виртуалистики. Вып. 18.).

26. Асадуллuн Э. Виртуальный подход к истории. - М .. 2003. - (Тр. центра виртуа­листики. Вып. 19.). - В печати.

27. Анисимов О . Виртуальная сущность игромоделирования. - М .. 2003. - (Тр. цен­тра виртуалистики. Вып. 20.). - В печати.

28. Пронин М.А. Тридевятое царство, тридесятое государство ... - М .. 2003. ­(Тр. центра виртуалистики. Вып. 21.). - В печати.

29. Михайлов А.Н. Диагностика виртуальной образности. - М .. 2003. - (Тр. центра виртуалистики. Вып. 22.). - В печати.

 

 

Концепция женской культуры ................................................................................................................................. . ........... 5

Сценарий . ............................................................................................................. .. ....................................................... . ........... 9

1.Роль женщины в культурогенезе ................................................................................ . . 9

2.Голые женщины и богиня Артемида ......................................................................... . .....       12

3.Женская мечта о доме и о мужчuне .............................................................................. 18

Послесловие редактора ............................................................................................................... . ...................................... 24

Издания Центра виртуалистики ......................................................... . ............................................................................. 26

 

Научное издание

Чеснов Ян Вениаминович

Парфеньевскне бабы, или Антропология женского тела. Виртуаль­ный сценарий

Технический редактор Ю.А.Аношuна Корректор Ю.А.Аношuна

Лицензия серия ЛР № 066634 от 27 мая 1999 г.
Подписано в печать с оригинал-макета 06.03.03.
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 1.8. Уч.-изд. л. 1,35. Тираж 200 экз. Заказ № 008.

Компьютерный набор авторов Компьютерная верстка: Ю.А.Аношuна