Институт Философии
Российской Академии Наук




  Понятие жизненного времени и его роль в антропологии Эжена Минковского
Главная страница » » Сектор современной западной философии » Конференции и семинары » Западная философия XIX–ХХ в.: nomina incognita » Понятие жизненного времени и его роль в антропологии Эжена Минковского

Понятие жизненного времени и его роль в антропологии Эжена Минковского

Понятие жизненного времени и его роль в антропологии Эжена Минковского

 

И.И. Блауберг

 

 

Мое выступление будет посвящено концепции французского философа и психиатра Эжена (Евгения) Минковского (1885–1972). Его считают создателем феноменологической психопатологии. Он разработал, опираясь на идеи Бергсона и Гуссерля, своеобразный вариант философской антропологии, в основе которой лежит понятие жизненного (или переживаемого) времени (temps veçu). Считая проблему времени одной из главных проблем современной культуры, он видел задачу человека в том, чтобы научиться спонтанно и свободно жить во времени. Понимая время как становление в бергсоновском смысле, как суть самого бытия, как синоним жизни, Минковский перетолковывает понятие жизненного порыва, избегая обращения к сфере биологических фактов и выдвигая на первый план феноменологический подход. Для него важнейшую роль играет индивидуальный, личностный порыв, с помощью которого человек утверждается в окружающем мире, представляющем собой сверхиндивидуальный фактор, неразрывно связанный с человеческим «я». Критикуя традиционную психологию, а также фрейдовский психоанализ, Минковский разрабатывает собственное понятие бессознательного. Стремясь определить природу различия между психикой больного и здорового человека, он связывает это различие с тем, удается ли «жизненному порыву», присущему каждому человеку, гармонизировать его контакт с реальностью.