Институт Философии
Российской Академии Наук




  2007 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2007 год

2007 год

Важнейшие результаты

Опубликован труд «Знание и вера в контексте диалога культур» в серии «Сравнительная философия». (М.: Вост. лит., 2007. 24 а.л.). Традиционная для философии проблематика рассматривается с учетом современных тенденций: кризис рационального знания и религиозной веры; глобализация и поиск снятия конфронтации между цивилизациями посредством диалога культур. Впервые в мировой научной литературе соотношение знания и веры представлено в разнообразии подходов китайской, индийской, мусульманской и западной цивилизаций. В отличие от сравнительных исследований прошлого (направленных преимущественно на выявление общего, на синтез посредством своеобразной конвертируемости категорий и понятий) утверждается несостоятельность планов мирового синтеза культур, целесообразность признания и сохранения культурного многообразия.

 

Завершено исследование японской трудовой этики как одного из наиболее интересных направлений в рамках дальневосточной философии позднего средневековья и нового времени. Основными теоретическими результатами являются: определение мировоззренческой парадигмы, характерной для Японии накануне ее модернизации; раскрытие влияния социокультурной ролевой модели японского общества на формирование нового представления о труде и выработку трудовых ценностей; установление идейных истоков японской трудовой этики, послужившей прообразом национальной корпоративной этики бизнеса и составившей самобытную духовную основу японской экономической жизни. Анализ категории «сердца» в трудах виднейших представителей японской трудовой этики показал, как общее для всей дальневосточной философии учение о постижении собственного «сердца», связанное с опытом просветления, было трансформировано в практическую философию, ориентированную на эффективную деятельность во внешнем мире, в том числе и в сфере экономики. В ходе исследования в научный оборот были введены совершенно новые источники, ранее недоступные для отечественного читателя (Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии. М.: Вост. лит., 2007. 20 а.л.; Карелова Л.Б. У истоков японской трудовой этики. М.: Вост. лит., 2007. 12 а.л.).

 

Предложено целостное представление об индийской философской традиции в ее исторической ретроспективе, включающей раннюю (древнеиндийскую философию) и зрелую (средневековую философию) стадии развития. Материалом для изложения и обобщения служат современные индологические исследования и доступные переводы первоисточников (Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья. 12 п.л.).

 

Выдвинута новая фундированная концепция онтологических и гносеологических оснований суфизма, в рамках которой предложена попытка реконструкции эволюции ранних аскетико-мистических учений ислама (зухд) в одно из ведущих религиозно-философских направлений в исламе. Выявлено наличие логической преемственности в решении ряда основных проблем представителями раннего и «философского» суфизма. Это позволило критически сравнить различные варианты построения метода познания трансцендентного Бытия (Насыров И.Р. «Достижение истинности» (тахкик) в гносеологии доктринального суфизма // Вопр. философии. 2007. № 10; Насыров И.Р. Исламское представление о Боге (Аллахе) как вершителе справедливости и его философские и религиозные основания // Междунар. конф. «Глобализация и справедливость». Москва, РУДН, 15–16 февр. 2007 г.).

 

Выдвинута гипотеза о связи атомизма в Греции и Индии с индо-европейской языковой матрицей. Рассмотрено происхождение индийской философской теории универсалий в индийской грамматологии. Предложена новая интерпретация понятия «индийская философии» на основе логической доктрины «семейного сходства» (см.: Atomistic Formulations in Indian Thought. – Victoria Lysenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. New Delhi, 2007. Р. 9–26; Origin of the Idea of Universals: Vaisheshika or Vyakarana // Там же. Р. 27–46; Classical Indian Philosophy in the Perspective of Cultural Studies: Sketching a New Approach // Там же. Р. 139–150).

 

В научный оборот введены русские переводы философской классики (Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ихйа ‘улум ад-дин (Возрождение религиозных наук). Т. I. Ч. I. / Пер. с араб.: И.Р.Насыров, А.С.АцаевЯсперс К. Великие философы /Пер. Г.Б.Шаймухамбетовой).