Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лекция Тищенко П.Д. «Homo genomicus: наука, биоэтика и биополитика», 27 сентября 2021 г.
Главная страница » Ученые » Проекты и направления научной работы » Присутствие в общественном пространстве » Научно-популярные лекции » Цикл научно-популярных лекций сотрудников Института философии РАН в Парке Горького в рамках Года нуки и технологий, сентябрь-декабрь 2021 г. » Лекция Тищенко П.Д. «Homo genomicus: наука, биоэтика и биополитика», 27 сентября 2021 г.

Лекция Тищенко П.Д. «Homo genomicus: наука, биоэтика и биополитика», 27 сентября 2021 г.

Лекция Тищенко П.Д.

«Homo genomicus: наука, биоэтика и биополитика»,

27 сентября 2021 г.

 


      

27 сентября 2021 г. в Парке Горького в рамках образовательного цикла Института философии РАН прошла лекция «Homo genomicus: наука, биоэтика и биополитика».

 

Лектор: Тищенко Павел Дмитриевич, доктор философских наук, главный научный сотрудник Сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН.

 

Мероприятие приурочено к Году науки и технологий РФ. Тема сентября: «Генетика и качество жизни».

 

Начало 21го века ознаменовалось грандиозным научным открытием – был практически полностью расшифрован геном человека. Геном представляет собой своеобразную Книгу Жизни, в которую записана полная информация о наследуемых качествах человека. Перед человечеством раскрылись новые горизонты научного познания и технологического освоения мира живой природы, и прежде всего  своей собственной биологической природы. Изучением генома занимается геномика, возникшая из классической генетики, достижений молекулярной биологии и биоинформатики. Геномика, несмотря на свою молодость уже играет огромную роль в медицине, сельском хозяйстве, при решении экологических проблем, археологии, истории, криминалистике, входит в повседневную жизнь граждан, помогая им заблаговременно диагностировать ещё не развившеся заболевания, устанавливать факты генетического родства. Обсуждаются возможности использования геномных технологий для улучшения физических, интеллектуальных и, даже, моральных качеств человека. Есть предложения использовать геномные технологии при проведении профориентации школьников. Знание о генетических задатках ребёнка позволит правильно построить его жизненную траекторию, выбрать профессию, соответствующую своему природному дару. По заключению двух экспертных докладов ВОЗ от 12 июля 2021 года человечество подошло к порогу, переступив который начнется широкое экспериментальное применение технологий редактирования геномов эмбрионов человека. Возникает надежда на полное избавление человека от наследственных заболеваний, а также заболеваний, в которых наследственная предрасположенность играет значительную роль. В науке идёт спор о том, в какой степени эти надежды оправданы. Но общество должно быть готово к тому, что в конечном итоге решение этого спора чисто практическое – реальные семьи, мужчины и женщины, а также их искусственно улучшенные дети станут объектами экспериментирования, на себе испытают положительные последствия и риски. 

Эти риски не только медицинские, но и моральные, политические и социальные. Многие религиозные деятели, политики и философы выступают против этих проектов, видя, не без оснований, угрозу глубинным человеческим ценностям. В этом контексте обсуждены проблемы так называемой либеральной евгеники и трансгуманизма, которые планируют конструирование улучшенного человека, решение не только проблем человеческих страданий, но и достижение бессмертия. На сколько человек, обретающий практически неограниченную власть над своей жизнью, морально готов взять на себя ответственность за своё будущее?

  • Какова особая роль геномики в жизни современного человека?
  • Что современные геномные технологии уже делают во благо человека и что собираются для него сделать в ближайшем будущем?
  • Как, реализуя полезные возможности геномики для улучшения человеческого рода, не совершить необратимых биополитических решений?
  • Как мы все вместе – учёные, политики и граждане сможем использовать эту новую власть себе во благо, помня старый медицинский принцип – главное не навреди!
 

Лекция предназначена для широкого круга слушателей.

 


 

Видеозапись



Фотоотчет