Комитета гражданских инициатив

06.09.2016

Александр Рубцов

Члены и эксперты КГИ о признании «Левада-Центра» иностранным агентом (информация дополняется)

Александр Рубцов

Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр Юрия Левады» 5 сентября Актом Минюста была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В соответствии с информацией на сайте ведомства, «Факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения Главным управлением Минюста России по Москве внеплановой документарной проверки».

«Левада-Центр» - одна из крупнейших и наиболее авторитетных исследовательских организаций в России – существует с 2003 года. «Левада-Центр» регулярно проводит социологические и маркетинговые исследования, в том числе большое внимание организация уделяет анализу выборных процессов. В числе последних опубликованных исследований «узнаваемость партий и внимание к дебатам», «Готовность голосовать и предвыборные рейтинги», «рейтинги одобрения и доверия» к представителям власти. 

Внесение организации в реестр «иностранных агентов» лишит возможности «Левада-Центр» продолжить мониторинг выборов в России. Директор «Левада-Центра» Лев Гудков сообщил, что возможна ликвидация центра, если не удастся обжаловать решение Минюста. 

Ситуацию комментируют члены и эксперты Комитета гражданских инициатив.


Леонид Гозман, член КГИ, президент фонда «Перспектива»:

Никакой реакции, кроме очевидного возмущения тем, что такая авторитетная организация, как «Левада-Центр», признана иностранным агентом, каковым она, разумеется, не является ни в каком смысле, быть не может.  Но я хочу обратить внимание на один важный момент. 

Диктатуры часто воюют с реальностью. Когда происходит сужение пространства свободы, происходит и искажение реальности. В такой конструкции реальность становится врагом: появляются вымышленные враги и вымышленные достижения. А власть начинает работать против тех структур, которые «вырабатывают» истину: против настоящих ученых и против таких организаций, как «Левада-Центр». Потому что «Левада-Центр» рассказывает о жизни такой, какая она есть. Я давно знаком с ключевыми членами команды «Левада-Центра» и могу свидетельствовать, что они видят свою миссию в том, чтобы отражать реальность такой, какая она есть на самом деле, не подлаживаясь под чьи-либо, в том числе и свои, политические предпочтения. 

Но власти не нужна объективная информация, поэтому «Левада-Центр» - враг. 


Евгений Гонтмахер, член КГИ, член правления Института современного развития:

Наклеивание на «Левада-центр» ярлыка «иностранного агента» — еще одна ступенька лестницы, которая ведет Россию вниз. Начали с «Голоса», который боролся с фальсификациями выборов, затем загнали в это положение целый ряд правозащитных и экологических организаций.

Навесили эту кличку на легендарную Московскую школу политических исследований Лены Немировской, которая давала возможность сотням, если не тысячам людей со всей России лицом к лицу встретиться с ведущими российскими и иностранными мыслителями.

Теперь вот пришла очередь ведущего социологического центра России, чья профессиональная и научная репутация безупречна и результатами исследований которого широко пользуются у нас в стране.

Когда мы говорим о деградации нашего человеческого капитала, качество которого всё больше отстает от требований бурного и динамичного XXI века, то вот эта цепочка событий с использованием закона об иностранных агентах – еще одно весомое подтверждение этой тенденции. Это прямая угроза нашей национальной безопасности.

Кстати, как известно, еще Юрий Андропов в 1983 году написал: «если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся». Через 8 лет из-за бездарного руководства страной развалился Советский Союз. Не повторяют ли те, кто сейчас репрессирует независимую социологию, тех же роковых для России ошибок? 

(цитата по Эхо Москвы)


Марк Урнов, член КГИ, научный руководитель Департамента политической науки НИУ «Высшая школа экономики»:

Итак, Левада-центр, один из наших старейших, лучших и авторитетнейших социологических исследовательских центров, объявлен Минюстом «иностранным агентом», то есть организацией, которая - как гласит Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» - «участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации». 

В переводе с юридического языка на всем понятный, это означает, что Левада-центр – организация вредная, являющаяся инструментом вмешательства из-за рубежа во внутренние дела России, то есть помогающая недругам нашей страны подрывать её суверенитет. Понятно, что с подобным клеймом негосударственная организация, финансово зависящая от частных заказов, выжить не может. Фирмы не будут иметь с ней дело, дабы избежать негативных реакций со стороны властей. Иными словами, присвоение звания «иностранный агент» означает закрытие Левада-центра.

Обсуждать нюансы юридических определений, содержащихся в Федеральном законе, в данном случае бессмысленно. 

Важны не определения, а важнейшее последствие этого закона – создание возможности для различных групп и организаций в своих корыстных интересах блокировать работу независимых научных и аналитических структур, обедняя и искажая информацию, получаемую российским обществом и государством. Результат – торможение развития страны, рост числа принимаемых государственными органами неэффективных политических решений, поощрение лжи в политике, то есть подрыв моральных устоев общества. 

Закон этот по букве и духу напоминает продукцию Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, созданной в 1930-е годы при нижней палате Конгресса США для борьбы с «подрывной и антиамериканской пропагандой», и ассоциируемой с «охотой на ведьм» под руководством сенатора Маккарти.  Пик деятельности этой комиссии пришелся на 1950-е годы, но уже тогда она рассматривалась вменяемыми американцами как порождение «страха свободы». В настоящее время этой комиссии в США давно не существует, и приличными людьми вспоминается она со стыдом. 

Левада-центр – далеко не первая, но, возможно, самая символическая жертва нашего отечественного маккартизма, предельно четко демонстрирующая гнилость, постыдность и социальную опасность «закона об иностранных агентах». Государство, желающее, чтобы его уважали, должно отказаться от этого непристойного продукта жизнедеятельности Думы последнего созыва и прекратить истреблять то, чем следует гордиться.

 

Дмитрий Казьмин, эксперт КГИ, директор фонда «Медиастандарт»:

Для журналистов «Левада-Центр» является одной из наиболее авторитетных социологических компаний. Это нетрудно проверить, просто просмотрев на упоминание работ центра в системах мониторинга средств массовой информации.

По данным «Медиалогии» за последние полгода «Левада-Центр» упоминался в федеральных и региональных СМИ 58 021 раз. Для сравнения цифры по его главным конкурентам: контролируемый государством ВЦИОМ – 99 665 раз, частный ФОМ – 32 150.

Попытка повесить на «Леваду» ярлык иностранного агента на основе контракта с иностранным университетом – сама по себе комична. Ее подтекст такой: якобы «Левада» может искажать результаты работы в угоду иностранным заказчикам из-за нескольких контрактов. При этом «Левада» выполняла работы и по госзаказам. Это ни для кого не секрет.

По работе журналистом могу сказать, что данные «Левады» всегда активно использовали как чиновники в своих презентациях и оценках, так и бизнес, в том числе госкомпании. Например, Центр макроэкономических исследований «Сбербанка» много лет выпускал индекс финансовых настроений, основанный на опросах «Левады».

Важно отметить, что «Левада-Центр» не связан с государством и не ассоциируется с массовым выполнением госзаказов. Это позволяет центру исследовать важные для общества вопросы без оглядки на возможное недовольство определенных чиновников или крупных подрядчиков среди государственных ведомств. Именно поэтому среди работ «Левады» много уникальных, не имеющих аналогов у конкурентов.

 

Александр Рубцов,  член КГИ, руководитель Центра философских исследований идеологических процессов, заместитель заведующего отделом аксиологии и философской антропологии Института философии РАН:

История с включением Левада-центра в реестр иностранных агентов набирает обороты, и это только начало. Здесь явно недооценён уровень проблемы и статус организации. Имеет место попытка обрушить не просто рядовую структуру гражданского общества, а один из столпов «большой тройки» полстеров, включающий также ФОМ и ВЦИОМ. При этом «Левада» это ещё и исследовательская структура с огромной историей, традицией и, без преувеличения, великим именем основателя. Эта беда так не рассосётся, поскольку без этой единственной независимой структуры подвисает и вся система легитимации опросов в России, которым и без того веры мало. Тем более перед выборами – хуже выбрать момент было трудно. Помимо более чем спорных моральных и правовых моментов это ещё и грубая политическая ошибка.

Из статьи Александра Рубцова, опубликованной на сайте «Новой газеты» 6 сентября 2016г.:

«Такие авторитетные структуры, как «Левада», в принципе непотопляемы — выйти из положения всегда можно. И сами люди никуда не денутся и не замолчат, скорее наоборот. Такой известнейший центр нужен даже этой политике, как сам Лев Гудков, который все ещё ходит на телевизионные ток-шоу, испытывающие дикий дефицит приличных участников. Поэтому о попытке прикрыть «Леваду» можно сказать словами, Талейрана, Фуше, Булэ и самого Бонапарта: «Это хуже, чем преступление, это ошибка».

И наконец, стиль деяния. Какой-то самодеятельный антимайдан, ничего ценного и полезного в этой жизни не совершивший и ничем конструктивным себя не запятнавший, самым банальным и позорным образом стучит в Минюст с элементами грубой клеветы. И большое респектабельное Министерство реагирует на этот мелкий донос «под козырёк» — так, будто сигнал пришёл от нового руководства АП, если не выше. И все вокруг начинают думать, будто в известных политических структурах вовсе потеряли квалификацию и вкус и скатились до предельно грубых, смешных схем даже в таких важных, громких и сложных проектах.

Дело здесь даже не в совершенно лишней дополнительной тени, которую все эти манёвры бросают и на сами выборы, и без того заранее подставленные и прославленные. Все это отдаёт уже какой-то запредельно мелкотравчатой трусливостью, страхом увидеть себя в зеркале, даже когда изображение не самое отвратительное. В истории с «Левадой» виден тихий ужас уже не перед независимым центром, всегда бывшим вполне взвешенным, а перед тем, что происходит в реальности и что ожидается в обозримом будущем. Ещё не агония, но уже мелкие судороги. Зеркало занавешивают раньше времени».

 

Источник: https://komitetgi.ru/news/news/2952/