Новая газета

№ 45 от 25 апреля 2014

Министр культуры хватается за пистолет

Продолжаем обсуждение проекта «Основ государственной культурной политики»

Новая газета

Проект «Основ государственной культурной политики» возмутил многих и всерьез: Комитет гражданских инициатив, Вольное историческое общество, ПЕН-центр, Конгресс интеллигенции, Институт философии РАН. От отдельных странных идей Минкульта публично отреклись в администрации президента (АП). Однако ведомство не сдается.

По поводу «краеугольной» идеи «Россия не Европа» министр обрубил: «Не выдергивайте из контекста» (см. «КоммерсантЪ» от  15.04.2014), хотя эти слова для «Интерфакса» выдернул из своего сочинения сам же Минкульт. (Или там не контролируют «прессовки» о движении президентских поручений?) Но даже юные пропагандисты знают: тезисы в реальном политическом пространстве живут именно вне контекста, сами по себе. Здесь не контекст определяет лозунги, а, наоборот, лозунги раскрывают утаиваемое в контексте.

Потом оказалось, что это такая игра: «Мы сознательно использовали выпуклые, яркие, местами жесткие формулировки, чтобы мотивировать обсуждение. Подслащенная и водянистая текстовая каша, к какой привыкли бюрократы, никого за живое не заденет, никто ее обсуждать не будет <…>. А бесконечное пережевывание словесной жвачки и переливание из пустого в порожнее — это оставим для наших «конгрессов интеллигенции». Итак, ведомство не только руководит культурой, но и ловко манипулирует интеллектуалами страны, будит активность, учит нас писать ярко и выпукло. Но если в нем самом не умеют писать строго и всерьез так, чтобы читали, — то это новая аппаратная функция: «Министерство на разогреве». Пиарщики бывшими не бывают.

Игру не поняли в АП: «…Совершенно точно, тезис «Россия не Европа» в проект не войдет, он противоречит стилистике и целям документа — попытке консолидировать общество», — сказал советник президента Владимир Толстой. Подход профильного министерства к разработке концепции основ культурной политики удивил рабочую группу, признался советник президента» (см. РБК от 11.04.2014).

Но оказывается, критики проекта сами всё переврали: «Что касается тезиса «Россия не Европа», министр отметил, что в оригинале он звучит иначе. «У Минкультуры написано: Россия не Европа и не Азия» (см. «РИА Новости» от 16.04.2024). Тогда публикацию в «Интерфаксе» нельзя считать оригиналом, как и полный текст в «Известиях», где сказано буквально следующее: «Краткой формулировкой данной позиции является тезис: «Россия не Европа», — подтверждаемый всей историей страны и народа».

Как следует из интервью министра в «Коммерсанте», создатели изделия глубоко законспирированы:

«— Кто авторы документа?

— Фамилии-адреса-явки? Партийность, национальность и что делал в августе 1991 года? Давайте обсуждать, не кто писал, а что написано».

Жаль: культура ждет своих героев.

Но это еще не вся конспирация. Запутавшись в показаниях, министр и вовсе заявил, что все эти яркие формулировки… вообще не для публики: «В прессу попала рабочая межведомственная переписка» («РИА Новости»). Хорошее слово: «попала». Украли? Продали? «Интерфаксу» и «Известиям»? Но служебное расследование покажет: публикация была обещана через прессу.

Итого: не вырывайте из контекста наши выпуклые формулировки, которые мы сами же вырвали, чтобы все их обсуждали, хотя там написано не то, что написано, и вообще это рабочая переписка для служебного пользования, которая попала…

Я что-то теряюсь.

С содержанием понятнее. Когда позитивной программы нет, работают на отрицании. «Россия не…» По этой же схеме проект отталкивается от «всего либерального», а для министерского мозга в культуре — это прежде всего мультикультурализм и толерантность. И выпуклые мысли: российское и русское идентичны, вместо их холодной толерантности — наша теплая любовь.

С точки зрения принципа имперской конструкции Россия мало чем отличается от СССР. Хотел бы я услышать от Фурцевой, что советское совпадает с русским. Или от Озерова: русские победили канадцев.

То же с толерантностью. Так «выпиливают» середину. Либо любим — либо гнобим. Это особая логика: кто не с нами, тот… Или, наоборот, миру в глаза про голосование ООН по Крыму: кто не против, все — за!

В этой логике народ должен горячо любить власть и ненавидеть ее врагов. Отказ от толерантности нацелен не на мастурбирующую Ярославну, как культурно поясняет Мединский, а на инакомыслие и протест как явление. Но в желании угодить начальству есть и про себя: теперь главным делом ведомства будет «пресекать вредное воздействие на общественное сознание», самостоятельно определяя, что вредно, а что — нет.

В министерстве явно не понимают, чем на самом деле там должны заниматься в помощь культуре. А если и подозревают, то не могут: кадры разбегаются, решая всё.

 

Александр Рубцов

Автор – руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН.

 

Источник: http://www.novayagazeta.ru/columns/63300.html

 

Читайте также: Рубен Апресян. Две толерантности