Новая газета

22.02.2014

Колокольчик однозначный

О некоторых недостатках нашей идеологической работы по кризису в Украине

В дипломатии важнейшим из искусств считается искусство лавирования. Необходимо считать последствия твоих действий в той или иной траектории изменения отношений. То же в политике: здесь важно не просто открывать рот, но и предугадывать, как твое слово отзовется. Это позволяет не только «держать курс», но и транспонировать неудачи в выгодные тональности. Или хотя бы не попадать в дурацкие положения, когда приходится на голубом глазу опровергать себя же вчерашнего под хохот публики с попкорном.

Освещение событий в Украине до сих пор выглядело слишком заполошным, яростно безоглядным, рассчитанным только на один «победный» сценарий. Что близоруко. В итоге наши СМИ бросили своего же президента на информационную амбразуру: ему пришлось говорить о сотрудничестве с будущей властью братской страны, когда мастера пропаганды все еще соревновались в умении обгладить ту самую украинскую оппозицию, которой наш лидер начал протягивать руку. Такое уже обсмеяли: в ходе «контртеррористической» операции власти то и дело садились за стол переговоров для обсуждения компромисса и будущего взаимодействия… с кем, с террористами? Теперь в такую же позу российское ТВ ставит нашего верховного главнокомандующего.

На это ответят: а мы теперь отделим просто оппозицию от террористов, националистов, фашистов, экстремистов и пр. Но здесь сразу две проблемы хронополитики — стратегии времени, длительностей, скоростей и инерций. Во-первых, эти парни еще не утерли пену с губ, а лидер великой державы уже меняет тон и закладывает поворот. Явный асинхрон. Во-вторых, изменения курса не делаются в одночасье: орево наших телеведущих еще долго будет стоять в ушах людей, ударенных этой истерикой. Многие этот крик запомнят навсегда: такого озверения у нас не было, пожалуй, со времен сталинских процессов и Войны. Это не преувеличение: лексика исчерпана, поверх «фашистов» в нашей стране добавить нечего.

Не получится и просто отделить: бесчинствами и погромом в течение всего этого времени называли Майдан в целом, включая его мирный и порой на редкость трогательный тыл. Это не сотрешь. Когда свои же стали затыкать Сергея Маркова, назвавшего людей с Майдана неофашистами, тот бросился в прямом эфире выяснять, не прозевал ли он новую установку. И зря: поздно флюгером крутить.

Далее, все это транслируется и во внутреннюю, и во внешнюю политику. Когда в Украине начнутся избирательные кампании, недругам России не надо будет тратиться на ролики — достаточно смонтировать нарезку из киселевско-соловьевских упражнений. Причем показывать можно без звука: там отталкивает сама фактура — пластика, мимика, моторика. А дальше — простая генерализация: это и есть истинное лицо России в ее отношении к «братьям».

Есть версия, что психоз нагнетался под возможный ввод наших войск, например, в Крым. Ночью в прошлый вторник сам видел несколько единиц тяжелой бронетехники… на Рублевке (если это военная тайна, то не надо было светить «люстрами» ГИБДД и устраивать километровую пробку). Но и ради этого не было смысла так бомбардировать общественное мнение: кого оно вообще здесь интересует? Хотя там — должно интересовать. Одну среднестатистическую бабку в Киеве спросили, за кого она: за ЕС или за Россию? Ответила, что за Европу: те «с уважением», а Россия «ломает». Люди же чувствуют.

Другая версия — проекция на Россию. Болотная — тот же Майдан, но вовремя обузданный. Сотни тысяч демонстрантов там, по сути, те же наймиты Госдепа, что и российский протест с презервативом на груди, печеньем во рту и кашей в голове. И рефрен: в России мы не допустим такого! А теперь представьте себе гипотетическую картину будущего: Януковича и его окружение с семьями подводят под следствие за воровство и преступное бездействие в момент бойни, по всему миру начинают отлавливать его министров, силовиков, депутатов и подельников, сбежавших на чартерах с чемоданами кэша. На всю эту бригаду, прозрев, в едином порыве ополчаются и запад, и восток Украины. А в висках россиян продолжает пульсировать: наш президент не допустит того, что случилось там! Ему это надо?

Хотя скорее всего, у нас просто не умеют делать объемные картинки. Максимум — черно-белые аппликации. И полифонии их не учили, поэтому все это так утомительно гремит.

 

Александр Рубцов

Автор – руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН.

 

Источник: http://www.novayagazeta.ru/comments/62379.html