Новая газета

№ 24 от 5 марта 2014

Крым-2014 в логике неприемлемого ущерба

Азартные игры со смертельным исходом

Пусть впереди сплошной туман,
Мы стали более учеными:
Ведем в открытый океан
Корабль с открытыми кингстонами.

Из архива капустника ВНИИ искусствознания МК СССР

За последние дни все возможные оценки даны, сценарии исчерпаны. Остается ждать, кто окажется прав или хотя бы ближе к истине. Но есть и иная логика: можно ли вообще ставить современный мир перед такими развилками с исходом плохо предсказуемым и потенциально катастрофическим?

фото - Евгений Фельдман

Ставки

Есть разные идеологии прогнозирования и стратегического планирования. В стратегиях игр, реализации проектов и развития целых компаний присутствуют управляемые риски. В покере можно блефовать вовсю, но и то лишь на докупленных фишках. В бизнесе тоже считают шансы и форс-мажор: всё зависит от темперамента и запаса прочности, хотя умные люди не кладут все яйца в одну штанину. Но уже атомные станции не проектируют по принципу: «Если рванет, то накроет всех, хотя вряд ли». Здесь другие принципы и нормы гарантий безопасности: закладываются на худшее, а сценарии с неприемлемым ущербом блокируют при любой сколь угодно малой их вероятности.

В политике тоже считают риски, но вопрос, что на карте. Репутации деятелей не в счет: здесь утопленники — дело рук самих утопающих. Если речь о «национальных интересах», то все уже серьезнее, но и это не предел. К ситуациям, чреватым прямым противостоянием ядерных держав, в этом мире нельзя приближаться в принципе. Расчет на то, что стороны остановятся у черты, является абсолютно безответственным — даже если шансы срыва исчезающе малы и вовсе ничтожны. Никто не знает, что в последний момент может случиться такого, из-за чего красная черта неожиданно для всех окажется за спиной вместе с нажатой красной кнопкой. С некоторых пор в ту сторону нельзя ходить вовсе. Критики алармизма скажут, что до этого далеко, но: еще не вечер, Совет Федерации «дорожную карту» на тот свет уже оформил, а это «далёко» в таких процессах за два дня легко приближается вплотную. До внезапного ввода войск на мирный полуостров мало кто мог подумать, что такое вообще возможно — а теперь уже обсуждают последствия броска по юго-востоку сопредельной страны. Какое «немыслимое» продолжение мы будем обсуждать завтра, какой очередной «коктейль Никонова» (А. Ксан)?

Еще раз: никаких «обойдется»! Это тот самый случай, когда за «скорее всего» надо гнать из политики.  

Запланированный блеф или «мягкая слабость»

Здесь мало что меняет даже версия «надувания щек», «игры мускулами», проще говоря, блефа и шантажа под будущий торг. В силе так или иначе остается логика рисков с неприемлемым ущербом — для мировой системы, страны и самого режима.

По инерции считают, что всегда можно отыграть назад, прихватив трофеи кинжального рейда по тылам. Уже видно, как меняется тональность комментаторов и армии ботов: ничего и не было, никакого ввода и вмешательства. И никаких бросков по юго-востоку… даже в планах. Патриарх просто погорячился с советом не сопротивляться объединению нашей «разделенной нации». Однако сделанное уже оставляет необратимые следы.

Действия в Крыму не получится затереть ни в оперативной, ни в долгой памяти: они были слишком грубы и плохо приспособлены к варианту отхода. Боевики в нашей амуниции со споротыми шевронами — сознательная пародия на маскировку; это как выпустить Медведева без айфона, думая, что так не узнают. (Кстати, каждый раз, когда Запад обвиняют в хождении на Майдан, встает вопрос: а почему бы нашей мускулистой дипломатии тогда было не сходить прямо в гущу событий?)

Для того чтобы мир сейчас необратимо изменился, достаточно одного только покушения на основы Будапештского меморандума и всего мирового порядка, основанного на гарантиях стабильности. Если один из гарантов хотя бы задумывается о том, чтобы перекроить границы непосредственно под себя, — все дико пугаются, соглашения о нераспространении зависают, хотя сразу не денонсируются. А для этого наша пропаганда уже наболтала слишком много лишнего. Выпадает не один из гарантов, а сам принцип.

Бряцание оружием с нагнетанием обстановки в «наших» регионах Украины уже породило волну, которая может оказаться неподконтрольной либо брошенной, причем в конфликт… со своими же. Люди настроились не на стрельбу в десант из Киева, а на салюты освободителей. При эскалации процесса России придется либо опять ездить по Европе на танках, либо «бросать своих», самими же и спровоцированных. О делении страны лучше вовсе не думать.

Наши игры с легитимностью Януковича сплачивают украинскую нацию не только против подогреваемой извне угрозы раскола, но и против режима, проворовавшегося до убийств. Мы этого отважного человека сами же слили, но теперь делаем все для того, чтобы он воспринимался как наш ставленник. Украину как целое всерьез и надолго откалывает от России не только выступление в Крыму, но и покровительство фигуранту, находящемуся под следствием и экстрадицией, — и в этом смысле всему ушедшему режиму. Оно явно не стоит повода самим выдвинуться с идеей возврата к соглашениям со сбежавшим Януковичем.

Теперь уже не так важно, сколь жесткими будут санкции Запада на этом этапе. Россия все же выставилась под угрозу политической и экономической изоляции. Торчать и дальше в этой позе может только самоубийца. Кремлевские «голуби» пока уступают «ястребам» только потому, что сами слепо верят в умение вождя выходить из любых положений. Но если Россию начнут всерьез гнобить —  это и у нас воспримут как провал со всеми вытекающими. Настоящая пятая колонна во власти уже созрела: взять хотя бы эти загадочные 54% при «единогласном» голосовании за ввод войск в почти полном зале Совета Федерации. Проскрипционные списки Запада страшнее местных. Лучше абортироваться из власти, чем остаться невыездным сенатором с замороженными счетами. И так везде, по всей вертикали.

Перед системными санкциями страна с экспортно ориентированной сырьевой и недиверсифицированной экономикой практически беззащитна. Хочется проверить на практике? Это также риск с неприемлемым ущербом, причем потери и здесь уже сейчас могут оказаться фатальными и необратимыми. Только кажется, что из-под санкций можно уйти, гордо сдав назад и делая вид, будто так и задумано. Сделанного уже достаточно, чтобы нынешнюю Россию восприняли как нечто не вполне вменяемое. И тогда санкции окажутся распределенными во времени, но системными и нацеленными на куда более радикальное сдерживание источника неприемлемых угроз. Если сработает такой триггер, этому режиму хвост будут отрубать гуманно, по кускам, — но зато уж по самую голову.  

Логика бифуркаций

С некоторых пор мир изменился кардинально. Вероятностная стохастика сменяется логикой бифуркационных процессов. Есть удивительная, почти мистическая закономерность: человек открывает в природе те закономерности, по которым в эту эпоху живет общество. Абсолютизм был механистичен как детерминизм Лапласа — или как логика «Опасных связей» Шодерло де Лакло. Прошлый век был веком вероятности и статистики в науке, искусстве и политике. Но уже в его конце в физической и живой природе ученых поразили процессы, в которых малые сигналы на входе дают несоразмерные, а главное, непредсказуемые эффекты на выходе. Система скачкообразно, через каскад бифуркаций переходит в новое качество «из-за ничего», через «черный ящик». Здесь нужна осторожность другого порядка.

Мы уже давно вместо дела живем сигналами (видно, так там понимают постмодерн с гарниром из Ивана Ильина). Любой аншлюс — юго-востока Украины или только Крыма — никаким рациональным интересам России не соответствует. Чемодан без ручки, чистое «из-за ничего». Для внутренней политики — это имитация влияния и повод завинтить гайки. Встать с колен, чтобы тебя вытолкали в зад. Внутренний пиар для зомбированных, лишь еще больше дискредитирующий власть в глазах людей думающих. Если продолжить: что-то в этих внезапных маневрах и бросках есть от пожарных самолетов, трофейных щук и амфор, но уже с претензией на большую историю. Не жалко, конечно, — если бы не избыточные риски. Повели за собой клин русско-украинских стерхов — и поставили под удар популяцию, если не вид.

Какие процессы уже запущены в этом «черном ящике», пока неизвестно. Если они окажутся обвальными, тут не отвертишься обычным «хотели как лучше».

 

 

Александр Рубцов

Автор – руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН.

 

Источник: http://www.novayagazeta.ru/comments/62532.html