Forbes

18 декабря 2012

 

фото ИТАР-ТАССАлександр Рубцов

Кандидат философских наук, руководитель Центра философских исследований идеологических процессов Института философии РАН

 

 

Реформа с элементами карго-культа: почему Минкульт должен взять паузу

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Мединский

фото РИА Новости

Зачем нужен мораторий на принятие министром культуры судьбоносных решений?

Общественный совет при Минкульте родил идею слияния подведомственных министерству институтов в единую экспертную структуру в составе не более сотни человек. Разгорелся скандал, министр вроде бы сдал назад, сделав вид, что повода для переживаний не было. Уже сейчас очевидно, что проблема выходит далеко за рамки судьбы пяти учреждений Минкульта. 

В последнее время управляющие инстанции небывалыми в истории России темпами занялись выяснением эффективности учебных и исследовательских учреждений с последующим сокращением их числа и штатов. Эта тенденция имеет под собой ряд оснований, среди которых наука об управлении выделяет три основных: цивилизационное, политическое и экономическое.

1. В цивилизационном плане мы имеем дело с переходом познания в его постнеклассическую фазу, когда наука перестает быть священной коровой и вступает с обществом в паритетные отношения, доказывая свою состоятельность и в некотором смысле рентабельность. Так, даже у ЦЕРНа давно возникли проблемы с обоснованием целесообразности всей этой эпохальной мировой складчины. Чуть меньше таких проблем у наук биомедицинского цикла, поскольку человечество под воздействием массированной рекламы до сих пор верит, что скоро биологи всех вылечат, а ботаники даже накормят, однако и здесь возникает комплекс проблем, в частности связанных с биомедицинской этикой (генная инженерия, эксперименты на человеке, эвтаназия, права зародышей и пр.). Что же касается гуманитарного знания, то к нему все это не имеет ровно никакого отношения, поскольку в сравнении с современным естествознанием оно обходится почти задаром, вреда от него нет, пользу могут оценить далеко не все, а ущерб от неосторожного вмешательства может быть огромный и невосполнимый — для страны, для культуры, а главное, для репутации политического руководства. Как выразился однажды Косыгин, забивать искусствознание все равно что резать жар-птицу, потому что она редко несется. Ленин, Сталин, Жданов, Берия, Хрущев, Брежнев, Суслов, Фурцева, Демичев, Андропов, Горбачев, Ельцин и даже Медведев ничего подобного себе не позволяли и в мысли не брали, тогда как Путину навязывают историческую миссию разрушителя институций, являющихся признанным хранилищем духовных скреп.

2. В политическом плане мы видим здесь развитие общей тенденции завинчивания гаек даже там, где их давно или никогда никто не трогал, причем со срывом резьбы и подключением людей, которые вовсе не в состоянии отличить правую резьбу от левой. В этом смысле зуд министерского аудита и «казачьи» набеги в Эрмитаж — звенья одной цепи, скованные одной идеологией и общим пафосом неконтролируемой экспансии агрессивного вмешательства.

3. Экономическая составляющая в данном случае обусловлена не расходами на содержание учреждений (весь Институт искусствознания обходится не дороже, чем содержание одного Мединского), а качеством и стоимостью занимаемых зданий. Данный вывод безапелляционно подтверждается методами инфографики. Достаточно нанести на карту Москвы все учреждения, эффективность которых может оказаться под вопросом или неэффективность которых вопросов не вызывает, выделить на этой карте институты, попавшие в эпицентр внимания управляющих инстанций, построить картограммы рыночной цены квадратного метра в этих и прочих зданиях, а материалы направить в прокуратуру в целях недопущения в образовании и культуре инцидентов, потрясших Минобороны.

Однако все вышесказанное никоим образом не ставит под сомнение саму идею аудита компетентности и эффективности. В данном случае это только вопрос последовательности действий. В любой науке, прежде чем ставить опыт, проверяют состояние инструмента и оборудования. В этой логике начинать следует с публичной проверки эффективности и целесообразности структур управления: регуляторов, надзоров, агентств и сотен тысяч кормящихся при них окологосударственных структур, откровенно аффилированных и дочерних в буквальном смысле. При этом для начала надо проверить эффективность проектов и структур, оценивающих рентабельность институтов, сделав открытыми все соответствующие бюджеты, включая дополнительные и связанные. Стоит провести публичный аудит компетентности лиц, готовящих и принимающих такого рода решения, а авторов проекта «гуманитарное Сколково» отправить убирать снег. Проверить количество и качество работ, на основании которых политикам, депутатам и управленцам присуждались ученые степени и звания, в том числе академические, и почти всех всего лишить, за исключением нескольких достойных. Ранее выплаченные надбавки вернуть в казну. Особое внимание уделить активистам новой волны проверок. Есть переходящее в уверенность подозрение, что многие из них весьма отдаленно представляют себе методы оценки результативности исследований и заимствуют их из западной практики в режиме типичного карго-культа, то есть копирования формы в неподобающем материале и без понимания подлинных механизмов работы — точно как у самолетопоклонников Меланезии. В этом случае мы имеем дело с оценкой эффективности науки заведомо антинаучными, а именно магическими средствами. 

Что же касается лично Мединского, то я его хорошо знаю по Государственной думе с времен, когда он был заместителем председателя Комиссии по техническому регулированию. Сотрудничал с ним и по линии РАСО — Российской ассоциации по связям с общественностью. Знаю его как вдумчивого и перспективного специалиста. Поэтому не считаю корректным проявлять агрессию в отношении человека, в культуре только осваивающегося. Естественно, любому необходимо время на адаптацию. Вместе с тем имеет смысл наложить мораторий на принятие молодым министром административных, управленческих, а тем более политических решений, а также на его публичные высказывания об истории и культуре — примерно на полтора-два года. А затем публично и с участием всего гуманитарного и творческого сообщества решить вопрос о снятии или продлении данного моратория, естественно, по результатам аудита его всесторонней компетентности. Интенсивное и регулярное общение с деятелями науки позволит снять целый ряд лишних вопросов, например почему Институт искусствознания не занимается актуальным искусством, хотя президент ходил к Кулику, у которого живые куры гадили на Толстого, — чем не Pussy Riot? И к Шилову, у которого тоже красиво.

 

Источник: http://www.forbes.ru/sobytiya-column/vlast/231005-reforma-s-elementami-kargo-kulta-pochemu-minkult-dolzhen-vzyat-pauzu