Реформа технического регулирования:
от ведомственных актов - к техническому законодательству

Заместитель руководителя Экономической рабочей группы
при Администрации Президента Российской Федерации
Александр Вадимович Рубцов


В настоящее время в России медленно, но верно набирает обороты реформа технического регулирования. При всей сухости этого понятия, для реального бизнеса и для экономики в целом проблемы, которые призвана решить эта реформа, крайне чувствительны.

Техническое регулирование составляет огромный пласт регулятивных отношений государства и бизнеса: сюда входит все, что остается за вычетом регулирования финансового (налогового, тарифного и т.д.). Иногда эту сферу так и называют – «нефинансовым», «нетарифным» регулированием. Это хорошо всем известный корпус нормативных документов: ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр., плюс бесконечное число ведомственных инструкций, приказов и т.п. Всего на этом поле действует более шестидесяти тысяч обязательных для исполнения документов. Это также полный набор нормирующих и контрольно-надзорных органов. Например, в Москве с контрольно-надзорными претензиями на предприятиях появляются более полутора сотен инстанций. Наконец, это изнурительные процедуры дорыночного контроля, такие как обязательная сертификация.

Особый, можно сказать, политический акцент на техническом регулировании сделан сейчас потому, что на данный момент это наименее реформированная часть российской экономики. Страна вошла в рынок, однако система технического регулирования осталась по своей сути советской – и по нормативной базе, и по характеру правовых отношений, и по идеологии, и по организационным формам, и по психологии взаимоотношений между проверяющими и проверяемыми. Такие рудименты плохо совместимы с нормальной экономической жизнью. Более того, за последние годы эта система резко коммерциализировалась. Некоторые ее подразделения превратились в самостоятельный род бизнеса, в еще одну отрасль «народного хозяйства». Теперь это еще и деятельность по извлечению доходов, иногда явно непомерных и откровенно паразитарных. Причем большую часть этих доходов получает не государство, а окологосударственные фирмы.

На самом высоком политическом уровне есть полное понимание того, что с такой системой технического регулирования нельзя рассчитывать на нормальное развитие российской экономики. Если все оставить как есть, наша экономика так и останется неконкурентоспособной на мировом рынке. Не будет полноценных инвестиций, ни внешних, ни внутренних. Наши деньги будут уходить за рубеж, а зарубежные – в экономику других стран, в том числе, к нашим главным мировым конкурентам. Значит, не будет устойчивого экономического роста, зато будет расти отставание. Поскольку административная рента закладывается в цену товаров и услуг и оплачивается населением, сохранят остроту многие социальные проблемы. Не будет в должной мере достигаться главное в техническом регулировании – обеспечение безопасности. Таким образом, политическая воля, нацеленная на то, чтобы навести порядок в этой сфере, имеет под собой более чем серьезные основания.

Наконец, это проблема глобальная. Лет двадцать – двадцать пять назад в Европе занялись аналогичной реформой тоже не от хорошей жизни. И не только, чтобы облегчить циркуляцию товаров внутри Евросоюза. Стало ясно, что если не начать реформу, через некоторое время европейская экономика будет просто раздавлена американской, в которой государство уже тогда на порядок меньше вмешивалось в бизнес обязательным нормированием и контролем. С нашим административным «горбом», резко занижающим конкурентоспособность отечественного бизнеса, на мировом рынке и вовсе делать нечего.

Основы начатой реформы заложены в федеральном законе «О техническом регулировании», вступившем в силу чуть более года назад. В нем заложены следующие основные, принципиальные идеи.

Во-первых, государство в полном объеме берет на себя исключительно гарантии безопасности продукции, процессов ее производства и оказания услуг. Вопросы качества, потребительских характеристик переходят в сферу рыночного саморегулирования, в систему взаимоотношений потребителей, производителей и поставщиков. В реальности это уже произошло: рынок де факто определил градации качества независимо от требований «обязательных» ГОСТов. Если говорить об экономике в целом, то государство уже сейчас лишь имитирует регулирование качества. Лучше избавиться от этих дорогостоящих имитаций и заняться главным – обеспечением безопасности, до которой сейчас часто руки не доходят.

Во-вторых, все обязательные требования предстоит собрать в нормативно-правовых документах нового типа – в технических регламентах, которым придается статус законов прямого действия (в отдельных случаях эти документы могут приниматься указами Президента, межгосударственными договорами или временно постановлениями Правительства). Регламент – это исчерпывающий перечень требований, которые государство предъявляет к тому или иному виду экономической деятельности. Вне регламента обязательных требований быть не может; если надо что-то дополнить или изменить, это можно делать только изменениями в регламенте. Ведомственное нормотворчество прекращается.

В-третьих, процедура разработки новой нормативной базы становится полностью открытой для учета позиций всех заинтересованных сторон, в том числе и самого бизнеса.

Полный переход к новой системе нормирования и контроля запланирован на семь лет. Но это – предельный срок. Первые пакеты технических регламентов должны быть приняты уже в ближайшие год – два.

Это реально, поскольку работа не начинается с нуля. Прежде всего, в основу технических регламентов закладывается действующая нормативная база, но прошедшая полную инвентаризацию и ревизию содержащихся в ней обязательных требований. Что касается изменений, то в общих чертах они уже давно очевидны, и это скорее вопрос достижения компромиссов.

Кроме того, подготовку регламентов мы начали задолго до принятия закона, еще в начале 2001 года. При Администрации Президента создана специальная Рабочая группа, которая, занимаясь общими вопросами взаимоотношений бизнеса и власти, с самого начала сконцентрировалась на реформе технического регулирования. На данный момент мы установили контакты с более чем тремя тысячами предприятий разных отраслей и регионов страны, что позволило сформировать достойный актив. Сейчас в работе уже десятки проектов технических регламентов. Рабочей группой при участии Национального института технического регулирования разработан основной пакет методических материалов: Система объектов технического регулирования и технических регламентов, Методические рекомендации по разработке проектов технических регламентов (4 издания), Типовой шаблон технического регламента и пр. Проводятся обучающие семинары и мастер-классы. Проекты, подготовленные Рабочей группой или при ее методическом участии, успешно проходят стартовые чтения в Государственной Думе.

Реформа технического регулирования затрагивает многие серьезнейшие властные и экономические интересы власти, в особенности ее низовых структур. Поэтому она может быть успешно реализована только при самом непосредственном и активном участии общественности – представителей предпринимательского и независимого экспертного сообщества. Именно этот подход был распространен на административную реформу в целом. Поэтому изначально в идеологии реформы заложен следующий принцип: государственными органами и за счет бюджета должны разрабатываться только те проекты технических регламентов, которые заведомо не будут разработаны бизнесом.

С целью координации различных групп бизнеса, а также согласования позиций предпринимательского сообщества и органов государственной власти Рабочей группой создаются отраслевые экспертные советы по разработке проектов технических регламентов. В этом плане Рабочая группа полностью открыта для сотрудничества.

Источник: http://www.nitr.ru/?con=issue&text=rubc_rtr