Теоретический семинар
Сектора этики Института философии РАН
М.А. Корзо
О допустимости замалчивания правды
(на материале дискуссий западной религиозной мысли)
Тезисы доклада
- К проблеме о допустимости и способах замалчивания правды одним из первых в западной религиозной мысли обратился Августин в двух своих работах: «De Mendacio» (ок.395), которая стала полемическим выпадом против предложенного Иеронимом толкования на Послание апостола Павла к Галатам (главным образом фрагмента 2: 11–14), и «Contra Mendacium» (ок.420), в которой богослов полемизировал с гностико-манихейской сектой присциллиан, которым современники припысывали изощренные формы апологии лжи. Богослова интересовало, в первую очередь, допустимо ли утаивать свои религиозные убеждения и насколько допустимо притворство (dissimulatio) в религиозной сфере.
- Утверждая недопустимость лжи даже ради спасения человеческой жизни, Августин при этом признает, что говорение правды в определенных ситуациях может привести к катастрофическим последствиям. Богослов предлагает в сложных и исключительных ситуациях, когда правда может быть губительна, хранить молчание или, рискуя собственной жизнью, просто отказаться отвечать на вопрос.
- Разделяя вслед за Августином абсолютный запрет на ложь, католические богословы используют предложенное еще присциллианами различение правды, заключенной в сердце человека (а потому открытой только для Бога), и «правды», произносимой словами и которую уши человеческие могут воспринять превратно. Подобные рассуждения из «Моралий на книгу пророка Иова» Григория Великого были воспроизведены в «Декрете Грациана» (XII в.) и стали частью католического корпуса канонического права.
- Говоря о возможных способах замалчивания правды, религиозные мыслители обосновывали правомерность использования двусмысленных высказываний, а также тактики частичного умалчивания, когда часть утверждения произносится вслух, а часть – проговаривается мысленно. В данном случае судить о правдивости или лживости высказывания можно лишь принимая во внимание обе ее составляющие.
- Примеры двусмысленных высказываний из «Суммы для исповедников» Раймунда из Пеньяфорте и стратегии средневековых еретических сект по сокрытию своих религиозных убеждений перед угрозой инквизиции.
- «Мысленная оговорка» (mentalrestrictio) Мартина Аспилкуэты как способ сокрыть правду и избежать при этом греха лжесвидетельства и ее обоснование в моралистической и канонической литературе XVI в. Ситуации допустимости мысленной оговорки: вопрошание не по праву и угроза здоровью и жизни человека. Роль библейских текстов в обосновании допустимости мысленной оговорки.
- Откуда взята анализируемая Кантом ситуация?